Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – гимназия № 94 (МАОУ – гимназия № 94) Юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. Бажова 139 тел.355-27-07, 355-27-12, e-mail: gimnaziya94@eduekb.ru ______________________________________________________________ ПРИНЯТО Общим собранием работников Учреждения Протокол от 30.08.2021 № 3 С учетом мнения Совета обучающихся (протокол от 30.08.2021 № 3) С учетом мнения Совета родителей (протокол от 30.08.2021 № 3) УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ -гимназия № 94 _________________С.А. Ярославцев Приказ от 30.08.2021 № 46/2 - О ПОЛОЖЕНИЕ о профориентационной работе г. Екатеринбург, 2021 1 1. Общее положения. 1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Конституцией РФ, Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденным постановлением Министерством труда и социального развития РФ от 27.09.1996г. № 1. 1.2 Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым обучающимся, а на формирование качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными. 1.3 Объектом профориентационной деятельности является процесс социальнопрофессионального самоопределения обучающихся. 1.4 Основные понятия: Профессия (от лат. «professio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека. Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону. Профориентация (в широком смысле слова) - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая обоснованный выбор профессии. Профориентация (в узком смысле слова) - целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии. Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии. Профессиональная ориентация в гимназии - это система учебно-. воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объёма знаний о социальноэкономических и психофизических характеристиках профессий. 1.5. В гимназии профориентационная работа проводится заместителями директора, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, заведующим библиотекой, учителями-предметниками. 1.6. Основные цели профориентационной работы в гимназии: Активизация процесса профессионального самоопределения обучающихся, включающего получение знаний о мире профессионального труда, формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах, применительно к реализации себя в будущей профессии; развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социальноэкономических условиях; повышение уровня психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия, побуждение потребности в самосовершенствовании. 2 1.7. Основные задачи профориентационной работы в гимназии: обеспечение профориентационной направленности учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогического коллектива, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений; организация системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы; формирование у обучающихся общеобразовательного учреждения сознательного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося с учетом потребности региона в кадрах; привлечение обучающихся во внеучебное время к различным видам творчества, повышают его роль в выборе профессии; организация профессионального просвещения и консультирования обучающихся, формирование у них профессиональных намерений на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах; организация дифференцированного обучения обучающихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей; использование возможности психологической службы образовательного учреждения для организации и проведения профориентационной работы. 1.8. Основные методы профессиональной ориентации: информирование — индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации); психологическое консультирование; различные педагогические методы. 2. Направления профориентационной работы: 2.1. Основными направлениями профориентационной работы в гимназии являются: А) Профессиональная информация. Б) Профессиональное воспитание. В) Профессиональная консультация. 2.2. Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах. 2.3. Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов гимназистов. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественнополезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности. 3 2.4. Профессиональное консультирование - изучение личности обучающегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер. 3. Принципы профориентационной работы в гимназии: 3.1. Систематичность и преемственность - профориентационная работа не ограничивается работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс. 3.2. Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в. зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. 3.3. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями. 3.4. Взаимосвязь гимназии, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций. 3.5. Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах). 4. Реализация профориентационной работы в гимназии: 4.1. Профорориентационная работа реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися, взаимодействие с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования и руководителями предприятий (организаций) и включает в себя следующую структуру деятельности педагогического коллектива: 4.2. Координаторы деятельности – заместители директора по УД и ВР, в функции которых входит организация профориентационной работы в школе: поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы; планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения; анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся); проведение совещаний педагогических советов и производственных совещаний с обсуждением проблемы профильного и профессионального самоопределения старшеклассников; организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня; контроль своевременного повышения компетентности классных руководителей, учителей начальной школы, учителей-предметников, школьного психолога, библиотекаря в области самоопределения обучающихся; контроль деятельности классных руководителей, учителей4 предметников, школьного психолога, социального педагога, библиотекаря по проблеме профильного обучения и профессионального самоопределения учащихся; контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся (кружки, факультативы, элективные курсы, исследовательские проекты); 4.3. Классный руководитель, опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы, составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся конкретного класса (группы). В плане следует отражать разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников: организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся: данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика (портфолио); помогает обучающимся моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, анализировать собственные достижений, составлять собственный портфолио; организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях; организует предприятия; тематические и комплексные экскурсии учащихся на оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения; организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов и учащихся средних профессиональных учебных заведений; проводит родительские собрания с обсуждением проблем формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. 4.4. Учителя - предметники на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях: показывают обучающимся роль труда в жизни человека; привлекают учащихся к выполнению трудовых дел; организуют тематические ознакомительные экскурсии обучающихся в учреждения и предприятия; вовлекают обучающихся в различные виды деятельности (трудовой, игровой, исследовательской); учебно-познавательной знакомят учащихся с миром профессий; способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, «круглые столы», конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.; 5 обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствуют формированию у гимназистов адекватной самооценки; проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей учащихся; адаптируют профильные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся. 4.5. Заведующий библиотекой: регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся в помощь выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по профориентационной работе; изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организует выставки книг о профессиях и читательские диспутыконференции на темы выбора профессии; накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.). 4.6. Социальный педагог: способствует формированию у детей группы риска адекватной самооценки, поскольку, оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; консультирует учащихся по социальным вопросам; оказывает помощь классному руководителю в процессе анализа и оценки социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения гимназиста. 4.7. Педагог-психолог: изучает профессиональные интересы и склонности обучающихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению путем анкетирования учащихся и их родителей; проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся; осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на тему выбора профессии; консультирует учащихся с учетом их возрастных особенностей; приглашает родителей обучающихся для выступлений перед учениками с информацией о своей профессии; выявляет особенности обучающихся с целью оказания помощи детям и педагогам; 6 помогает ученикам объективно оценить их интересы и склонности; создает базу данных по профдиагностике. 5. Организация профориентационной работы в школе 5.1. Профориентационная работа в школе реализуется в соответствии с утвержденным директором гимназии планом. 5.2. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников выделены следующие этапы и содержание профориентационной работы в гимназии: 5.2.1. 1-4 классы. Формирование у обучающихся начальной ступени образования ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности. 5.2.2. 5-7 классы: развитие у гимназистов личностного интереса к профессиональной деятельности; формирование образа “Я”; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике, культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. 5.2.3. 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и элективных курсов; групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в выборе профиля обучения; посещение предприятий и профессиональных образовательных организаций в рамках социального партнерства 5.2.4. 10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. 7