Положение о профориентационной работе в гимназии

Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение – гимназия № 94 (МАОУ – гимназия № 94)
Юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. Бажова 139 тел.355-27-07,
355-27-12, e-mail: gimnaziya94@eduekb.ru

______________________________________________________________
ПРИНЯТО
Общим собранием
работников Учреждения
Протокол от 30.08.2021 № 3
С учетом мнения Совета обучающихся
(протокол от 30.08.2021 № 3)
С учетом мнения Совета родителей
(протокол от 30.08.2021 № 3)

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ -гимназия № 94
_________________С.А. Ярославцев
Приказ от 30.08.2021 № 46/2 - О

ПОЛОЖЕНИЕ
о профориентационной работе

г. Екатеринбург, 2021

1

1. Общее положения.
1.1
Настоящее Положение разработано в соответствии с законом РФ «Об
образовании в Российской Федерации», Конституцией РФ, Положением о
профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской
Федерации, утвержденным постановлением Министерством труда и социального развития
РФ от 27.09.1996г. № 1.
1.2
Существенное отличие современного понимания профориентационной
работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым
обучающимся, а на формирование качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять
сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой
выбор, быть профессионально мобильными.
1.3
Объектом профориентационной деятельности является процесс социальнопрофессионального самоопределения обучающихся.
1.4
Основные понятия:
Профессия (от лат. «professio» - официально указанное занятие, специальность) - род
трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся
источником существования человека.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление
деятельности в определённую сторону.
Профориентация (в широком смысле слова) - система общественного и
педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору
профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая обоснованный выбор
профессии.
Профориентация (в узком смысле слова) - целенаправленная деятельность по
формированию у обучающихся внутренней потребности и готовности к сознательному
выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени
необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Профессиональная ориентация в гимназии - это система учебно-.
воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объёма
знаний о социальноэкономических и психофизических характеристиках профессий.
1.5. В гимназии профориентационная работа проводится заместителями директора,
классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом,
заведующим библиотекой, учителями-предметниками.
1.6. Основные цели профориентационной работы в гимназии:
Активизация процесса профессионального самоопределения обучающихся,
включающего получение знаний о мире профессионального труда, формирование
положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности,
уверенности в своих силах, применительно к реализации себя в будущей профессии;
развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социальноэкономических условиях;
повышение уровня психологической компетенции учащихся за счет вооружения их
соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия,
побуждение потребности в самосовершенствовании.

2

1.7. Основные задачи профориентационной работы в гимназии:
обеспечение профориентационной направленности учебных программ, пособий и
учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогического
коллектива, родительской
общественности,
специалистов
соответствующих организаций и учреждений;
организация
системной,
квалифицированной
и
комплексной
профориентационной работы;
формирование у обучающихся общеобразовательного учреждения сознательного
подхода к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и
особенностями каждого учащегося с учетом потребности региона в кадрах;
привлечение обучающихся во внеучебное время к различным видам
творчества, повышают его роль в выборе профессии;
организация профессионального просвещения и консультирования обучающихся,
формирование у них профессиональных намерений на основе комплексного изучения
личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния
здоровья, а также потребностей региона в кадрах;
организация дифференцированного обучения обучающихся для более полного
раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;
использование возможности психологической службы образовательного
учреждения для организации и проведения профориентационной работы.
1.8. Основные методы профессиональной ориентации:
информирование
—
индивидуальное,
групповое,
массовое,
непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой
информации);
психологическое консультирование;
различные педагогические
методы.
2.

Направления профориентационной работы:

2.1.
Основными направлениями профориентационной работы в гимназии
являются:
А) Профессиональная информация.
Б) Профессиональное воспитание.
В) Профессиональная консультация.
2.2.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,
личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для
самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о
потребностях общества в кадрах.
2.3.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей
и профессиональных интересов гимназистов. Сущность педагогической работы по
профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к
участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественнополезному
и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте
узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе
деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии
профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных
видах деятельности.
3

2.4.
Профессиональное консультирование - изучение личности обучающегося и
на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация
чаще всего носит индивидуальный характер.
3.
Принципы профориентационной работы в гимназии:
3.1.
Систематичность и преемственность - профориентационная работа не
ограничивается работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по
выпускной класс.
3.2.
Дифференцированный
и
индивидуальный
подход
к
обучающимся
в.
зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в
ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3.3.
Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм
профориентационной работы с учащимися и родителями.
3.4.
Взаимосвязь гимназии, семьи, профессиональных учебных заведений,
центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных
организаций.
3.5.
Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями
общества в кадрах).
4.
Реализация профориентационной работы в гимназии:
4.1.
Профорориентационная работа реализуется через образовательный процесс,
внеурочную и внешкольную работу с учащимися, взаимодействие с учреждениями
начального, среднего и высшего профессионального образования и руководителями
предприятий (организаций) и включает в себя следующую структуру деятельности
педагогического коллектива:
4.2.
Координаторы деятельности – заместители директора по УД и ВР, в функции
которых входит организация профориентационной работы в школе:
поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на
самоопределение учащихся основной и старшей школы;
планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности
учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с
концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по данному
направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по
организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение
обучающихся);
проведение совещаний педагогических советов и производственных совещаний с
обсуждением проблемы профильного и профессионального самоопределения
старшеклассников;
организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного
уровня;
контроль своевременного повышения компетентности классных руководителей,
учителей начальной школы, учителей-предметников, школьного
психолога, библиотекаря в области самоопределения обучающихся;
контроль деятельности классных руководителей, учителей4

предметников, школьного психолога, социального педагога, библиотекаря по
проблеме профильного обучения и профессионального самоопределения учащихся;
контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной подготовки и
профильного обучения обучающихся (кружки, факультативы, элективные курсы,
исследовательские проекты);
4.3. Классный руководитель, опираясь на образовательную программу и план
воспитательной работы школы, составляет план педагогической поддержки
самоопределения учащихся конкретного класса (группы). В плане следует отражать
разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую
активность школьников:
организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты,
конференции;
ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся:
данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика
(портфолио);
помогает обучающимся моделировать варианты профильного обучения и
профессионального становления, анализировать собственные достижений, составлять
собственный портфолио;
организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних
профессиональных учебных заведениях;
организует
предприятия;

тематические

и

комплексные

экскурсии

учащихся

на

оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся и
их родителей по проблеме самоопределения;
организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов и
учащихся средних профессиональных учебных заведений;
проводит родительские собрания с обсуждением проблем формирования
готовности обучающихся к профессиональному самоопределению.
4.4. Учителя - предметники на уроках и во внеурочное время ведут работу в
следующих направлениях:
показывают обучающимся роль труда в жизни человека;
привлекают учащихся к выполнению трудовых дел;
организуют тематические ознакомительные экскурсии обучающихся в учреждения
и предприятия;
вовлекают обучающихся в различные виды
деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);

учебно-познавательной

знакомят учащихся с миром профессий;
способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности
личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную
деятельность, деловые игры, семинары, «круглые столы», конференции, предметные
недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние
сочинения и т.д.;

5

обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у
учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствуют формированию
у гимназистов адекватной самооценки;
проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей
учащихся;
адаптируют профильные программы в зависимости от профиля класса,
особенностей учащихся.
4.5. Заведующий библиотекой:
регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся в помощь
выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по профориентационной работе;
изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу,
помогающую в выборе профессии;
организует выставки книг о профессиях и читательские диспутыконференции на темы выбора профессии;
накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные
данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы
(фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям
(машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).
4.6. Социальный педагог:
способствует формированию у детей группы риска адекватной самооценки,
поскольку, оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их
профессионального и жизненного самоопределения;
консультирует учащихся по социальным вопросам;
оказывает помощь классному руководителю в процессе анализа и оценки
социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения гимназиста.
4.7. Педагог-психолог:
изучает профессиональные интересы и склонности обучающихся;
осуществляет мониторинг готовности
учащегося к профильному и
профессиональному самоопределению путем анкетирования учащихся и их
родителей;
проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на тему выбора
профессии;
консультирует учащихся с учетом их возрастных особенностей;
приглашает родителей обучающихся для выступлений перед учениками с
информацией о своей профессии;
выявляет особенности обучающихся с целью оказания помощи детям и
педагогам;

6

помогает ученикам объективно оценить их интересы и склонности;
создает базу данных по профдиагностике.
5.
Организация профориентационной работы в школе
5.1.
Профориентационная работа в школе реализуется в соответствии с
утвержденным директором гимназии планом.
5.2.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников
выделены следующие этапы и содержание профориентационной работы в гимназии:
5.2.1. 1-4 классы. Формирование у обучающихся начальной ступени образования
ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии детей в
различных видах деятельности.
5.2.2. 5-7 классы: развитие у гимназистов личностного интереса к
профессиональной
деятельности;
формирование
образа
“Я”;
приобретение
первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики:
технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике, культуре. Этому
способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют
соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми
профессиональной деятельностью к человеку.
5.2.3. 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных
занятий и элективных курсов; групповое и индивидуальное консультирование с целью
оказания помощи в выборе профиля обучения; посещение предприятий и
профессиональных образовательных организаций в рамках социального партнерства
5.2.4. 10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию,
формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция
профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».