Т+ВД_К тайнам слова_11кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 94
Принято:
Педагогический совет
Протокол 10 от 28.08.2024

Утверждаю:
Директор МАОУ - Гимназии № 94
_____________ С.А. Ярославцев
Приказ № 62/3- О от 30.08.2024 г.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«К тайнам слова: культура речи»
ФГОС СОО

г. Екатеринбург, 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «К тайнам слова: культура речи»
составлена в соответствии с:
– Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
– Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Программа по курсу внеурочной деятельности «К тайнам слова: культура речи»
рассчитана в 11 классе на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Рабочая программа имеет следующие цели:
обобщить и углубить теоретические знания по русскому языку, совершенствовать речевые
умения школьников, на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать
правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых
ситуаций, научить создавать тексты разных стилей речи в письменной и устной форме
способствует решению задач:
Образовательные:
• совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся;
закрепить и расширить знания обучающихся о тексте;
• способствовать развитию речи и мышления, а также коммуникативной компетентности
обучающихся;
• обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений при работе над
текстом.
Развивающие:
• развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
• развитие мотивации к речевому самосовершенствованию.
Воспитательные:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к
культуре и литературе русского народа;
• овладение культурой межнационального общения;
• формирование социально активной, конкурентоспособной личности.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации
Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального
государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в
ожидаемых учебных достижениях выпускников. Основанием для «планируемых
результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная
среднего общего образования. Содержание программы по курсу внеурочной деятельности
«Культура речи», формы и методы работы позволит достичь следующих результатов:
Личностные:
1) сформировать российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, к
родному языку;
2) сформировать основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
и нравственными ценностями, готовность и способность к самостоятельной, творческой
деятельности;

3) сформировать эстетического отношения к русскому языку;
4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска
средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Познавательные
1) формирование знаний , понимание и принятие личностью ценностей, освоение начальных
форм познавательной и личностной рефлексии;
2) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
3) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации
Коммуникативные
1) способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению,
организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и
сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и
условия деятельности.
2) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
3) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
4) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества.

Содержание курса внеурочной деятельности
№
п\
п

Наименование разделов

1

Предмет и задачи
курса.
Правильность речи, её
соответствие
литературным нормам.

2

3

4

Фонетика и графика.
Орфоэпические нормы.

Лексические нормы.

Грамматические
нормы.

Всего
часов

Характеристика основных видов деятельности

Формы организации
занятий

Формы контроля

4

Знакомство с предметом и задачами курса.
Правильность речи, её
соответствие литературным нормам.

Лекция
Практическая работа
Игра
Самостоятельная
работа

Устный опрос,
тест,
самостоятельная
работа

4

Анализ звуков русского языка. Гласные ударные и
безударные. Слоги. Согласные звонкие и глухие.
Твердые и мягкие. Парные и непарные
согласные. Фонетический анализ слова.
Орфоэпические нормы. Произношение гласных
и согласных звуков, особенности ударения в
русском языке. Анализ актерской речи с точки
зрения соблюдения орфоэпических и
акцентологических норм.

Лекция
Практическая работа
Игра
Самостоятельная
работа

Устный опрос,
тест,
самостоятельная
работа

4

Анализ норм употребления слов. Определение
лексического значения слова, средств
выразительности, особенностей употребления
фразеологизмов.

Лекция
Практическая работа
Игра
Самостоятельная
работа
Проект

Устный опрос,
тест,
самостоятельная
работа,
проект

4

Производят морфемный анализ слова. Определяют
основные способы словообразования:
приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, сложение.
Производят словообразовательный анализ текстов.

Лекция
Практическая работа
Игра
Самостоятельная
работа

Устный опрос,
тест,
самостоятельная
работа.

5

6

7

8

Морфология

Содержательнокомпозиционный
анализ
текста

Орфография

Синтаксические нормы
и
пунктуация.

2

2

4

6

Производят морфологический анализ разных частей
речи.

Анализ художественного и научно-популярного
Текстов.
Повторяют правила: Правописание корней.
Проверяемые и
чередующиеся безударные гласные в корне
слова. Непроверяемые гласные и согласные.
Правописание приставок. Правописание
суффиксов различных частей речи (кроме -н- и нн-). Правописание НЕ и НИ. Слитное,
дефисное, раздельное написание различных
частей речи. Правописание Ъ и Ь. Правописание
частицы же, бы
Определяют роль пунктуации в письменном
общении. Принципы и функции русской
пунктуации. Трудные вопросы постановки знаков
препинания. Нормативное построение
словосочетаний и предложений различных
типов. Интонационное богатство русской речи.
Систематизация сведений о пунктуации простого
осложненного предложения. Производят виды
синтаксического разбора. Трудные случаи
согласования подлежащего и сказуемого.
Систематизация сведений о видах сложного
предложения и пунктуации в них.

Лекция
Практическая работа
Игра
Самостоятельная
работа

Устный опрос,
тест,
самостоятельная
работа

Лекция
Практическая работа
Игра
Самостоятельная
работа

Устный опрос,
тест,
самостоятельная
работа

Лекция
Практическая работа
Игра
Самостоятельная
работа

Устный опрос,
тест,
самостоятельная
работа

Лекция
Практическая работа
Игра
Самостоятельная
работа

Устный опрос,
тест,
самостоятельная
работа

Синтаксическая синонимия, её роль в создании
выразительности речи. Анализируют
синтаксической
структуры и средств выразительности
художественного и публицистического текста.

9

Литературное
редактирование. Работа
с текстами.

Итого:34 часа

4

Литературная правка текстов.

Лекция
Практическая работа
Игра
Самостоятельная
работа
Проект

Устный опрос,
тест,
самостоятельная
работа,
проект

Календарно-тематическое планирование
№
п\п

Наименование тем занятий

Количество
часов

1-2 Предмет и задачи курса.

2

3-4 Правильность речи, её соответствие литературным нормам.

2

5

Звуки русского языка.

1

6

Фонетический анализ слова.

1

7

Орфоэпические нормы.

1

8

Анализ актерской речи с точки зрения соблюдения орфоэпических и
акцентологических норм.

1

9

Нормы употребления слов.

1

10

Лексическое значение слова.

1

11

Средства выразительности.

1

12

Особенности употребления фразеологизмов.

1

13

Морфемный анализ слова.

1

14

Основные способы словообразования:
приставочно- суффиксальный, сложение.

15

Словообразовательный анализ текстов.

1

16

Словообразовательный анализ текстов.

1

17

Особенности употребления разных частей речи.

1

18

Морфологический анализ разных частей речи.

1

19

Язык и речь. Основные требования к речи (правильность, точность,
выразительность, уместность употребления языковых средств).

1

20

Анализ художественного и научно-популярного текстов.

1

21

Правописание корней.

1

22

Правописание приставок.

1

23

Правописание суффиксов различных частей речи

1

24

Слитное, дефисное, раздельное написание различных

приставочный,

суффиксальный,

частей речи.

1

1

25

Принципы и функции русской пунктуации.

1

26

Трудные вопросы постановки знаков препинания.

1

27

Нормативное построение словосочетаний и предложений различных
типов.

1

28

Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения.

1

29

Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

1

30

Анализ синтаксической структуры и средств выразительности
художественного и публицистического текста.

1

31

Литературная правка текстов.

1

32

Литературная правка текстов.

1

33

Проект: создание текста

1

34

Проект: создание текста

1

Материально-техническое обеспечение
1. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2012.
2. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому
языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.
3. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Просвещение, 1990.
4. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.
5. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
6. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. М.: Просвещение, 1987.
7. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель
В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.
8. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по
русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.
9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1986.
10. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для
учителя. М.: Владос, 2000.
11. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка.
Происхождение слов. М.: Дрофа, 2000.
12. Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.: Русский язык,1997.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».