Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 94 Принято: Педагогический совет Протокол 10 от 28.08.2024 Утверждаю: Директор МАОУ - Гимназии № 94 _____________ С.А. Ярославцев Приказ № 62/3- О от 30.08.2024 г. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Подготовка к олимпиадам. Английский язык» ФГОС ООО г. Екатеринбург, 2024 Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка к олимпиадам» разработана для занятий с учащимися 8 классов МАОУгимназии №94, проявляющих особый интерес к изучению английского языка, разработана на основе нормативно-правовой базы: Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.12 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и Организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242; Устав ОО. Положение о дополнительном образовании, утвержденное приказом директора МАОУ -гимназии № 94 Учебным планом МАОУ- гимназии №94 на 2023-2024 учебный год; и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования. Цель: создание организационно-педагогических условий, способствующих раскрытию и развитию интеллектуального, творческого потенциала детей для участия в олимпиадах и конкурсах по английскому языку посредством организации еженедельных занятий для детей во внеурочное время. Задачи: - совершенствовать ряд ключевых умений в области аудирования, чтения, говорения и письма и научить применять их на практике; - ознакомить учащихся с форматом заданий всех этапов олимпиады; - обобщить и закрепить лексико-грамматический материал; - развивать у учащихся гибкость, способность ориентироваться в типах заданий олимпиады; - сформировать навыки и умения, необходимые для успешного выполнения заданий олимпиады; - развивать компенсаторную компетенцию посредством языковой и контекстуальной догадки; - научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной интеллектуальной деятельности. Место в учебном плане Данный курс внеурочной деятельности рассчитан на 1 учебный год (34 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю в группе 8 класса. Актуальность программы Олимпиада по иностранным языкам, как известно, является одной из традиционных форм внеурочной деятельности. С одной стороны - это форма проверки знаний, так как задания нацелены на проверку владения обучающимися всеми видами речевой деятельности на иностранном языке, а с другой стороны - олимпиада показывает возможности и перспективы, которые открывает перед человеком владение иностранным языком. Олимпиада позволяет учителям сравнить результаты своей работы с результатами коллег, а также увлечь учеников своим предметом. При подготовке к олимпиадам большое внимание уделяется навыкам работы над различными аспектами языка и видами речевой деятельности. Целенаправленная работа на уроках позволяет выявить обучающихся с устойчивой познавательной мотивацией по предмету и организовать их внеурочную деятельность на факультативах и в кружках с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, что в дальнейшем и привлекает их к участию в олимпиадах и различных конкурсах, к выполнению творческих работ. Школьная олимпиада является действенным средством выявления, поддержки и сопровождения большого количества детей. Олимпиада способствует развитию у школьников интереса к самостоятельному изучению языка путем чтения специальной литературы, работы со словарями, справочниками, энциклопедиями и информационными носителями. Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку осуществляет поиск юных талантов, определяет наиболее подготовленных, одаренных учащихся, проявивших особый интерес к изучаемому предмету. Использование данной программы направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной: - речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); - языковая компетенция – отработка языковых средств (фонетических, орфографических, лексических, грамматических) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; - социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого язык - компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; - учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур; - развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры. Данная программа имеет своей целью подготовить учащихся к участию в олимпиадах по английскому языку и ставит перед преподавателем следующие планируемые результаты освоения программы: - познакомить учащихся с форматом тестов; - развивать языковые, интеллектуальные и познавательные возможности обучающихся, - обучить учащихся лексическим единицам в соответствии с отобранными темами навыкам - оперирования этими единицами в коммуникативных целях. - совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельности, а именно: в области говорения – обучать аргументированно выражать свое мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения по данной ситуации - в области письма – научить правильно оформлять и логически излагать свои мысли в письменном виде в форме эссе или письма за ограниченное количество времени; - в области аудирования – совершенствовать умение слушать аутентичные тексты с пониманием общей идеи, и с извлечением информации и с детальным пониманием. - в области чтения – совершенствовать умение читать аутентичные тексты по различной тематике с пониманием общей идеи, и с извлечением информации и с детальным пониманием. - для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться собственным иноязычным речевым ответом для восполнения пробелов во владении иностранным языком, умения осуществлять перифраз, пользоваться языковой и контекстуальной догадкой. - расширить эрудицию учащихся и их лингвистический и общий кругозор. Таким образом, подготовка участников олимпиады по английскому языку требует не только высокого уровня овладения программным материалом, но и творческого подхода к выполнению предлагаемых заданий, начитанности, сообразительности, языковой догадки, расширения лингвистического и страноведческого кругозора учащихся, и будет результативной только в случае целенаправленного систематического взаимодействия учащихся и педагогов, этот процесс требует создания условий для развития творческих способностей школьников и не может ограничиться рамками урока. Условия реализации программы Режим занятий, следующий: 1 академический час в неделю у обучающихся 7 года обучения. Форма обучения, форма проведения учебных занятий. Форма обучения – очная. Форма проведения занятий – групповая – 7-13 человек. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в групповой форме. Для развития навыков творческой работы обучающихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения. Методы и формы обучения Из важнейших форм обучения хотелось бы отметить следующее: Формы проведения занятий: - комбинированное; - беседа; - практическое. Описание материально-технических условий реализации учебной программы. Учебный кабинет (включая типовую мебель) (1 единица на группу; 100% времени реализации программы). Проектор с экраном (мультимедиа) (1 комплект на группу; 60% времени реализации программы). Аудиомагнитофон (или музыкальный центр) (1 штука на группу; 55% времени реализации программы). Компьютер персональный (1 штука на группу; 70% времени реализации программы). № Раздел 1 Учебно – тематический план Кол-во Содержание часов 6 Аудирование 2 6 Чтение 3 Лексикограмматический тест 6 4 Письмо 6 5 Диалогическая речь 6 5 5 Монологическая речь ИТОГО: Дотекстовый этап аудирования. Этап прослушивания текста. Послетекстовый этап аудирования. Выполнение заданий на соответствие и заданий с альтернативным выбором. Дотекстовый этап чтения. Текстовый этап чтения. Послетекстовый этап чтения. Выполнение заданий множественного выбора, альтернативного выбора, на соответствие, упорядочение, клоуз-процедура. Выполнение заданий множественного выбора, перекрестного выбора, перифраз, подбор дефиниций, словообразование. Написание личного письма, делового письма, эссе, рассказа. Диалог этикетного характера. Диалог-расспрос. Диалог-побуждение к действию. Диалог – обмен мнениями. Описать иллюстрацию. Высказаться на заданную тему. Делать краткое сообщение на заданную тему. Передать содержание прочитанного (услышанного) текста. Дать характеристику героям прочитанного (услышанного) текста. Выразить своё отношение к предмету речи. 34 Содержание учебного плана № Тема 1 2 3 Ознакомление с форматом олимпиады Стратегии подготовки к разделу «Listening» Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания Работа с тестовыми заданиями на извлечение запрашиваемой информации Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прослушанного 4 5 Количество часов 1 1 Формы контроля 1 текущий 2 текущий 2 текущий 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Выполнение теста по аудированию Стратегии подготовки к разделу «Reading» Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания Работа с тестовыми заданиями на понимание структурно-смысловых связей Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прочитанного Выполнение теста по чтению Стратегии подготовки к разделу «Use of English» Работа с временами английского языка времен английского языка Степени сравнения прилагательных и наречий Работа с заданиями перекрестного выбора Работа с тестовыми заданиями по грамматике Работа с тестовыми заданиями по словообразованию Работа с тестовыми заданиями по лексической сочетаемости единиц Выполнение лексико-грамматического теста Стратегии подготовки к разделу «Writing», письмо личного характера Мини-практикум по написанию письма личного характера Написание сочинения-выражения собственного мнения Практикум по выполнению заданий письменной части Стратегии подготовки к разделу «Speaking», речевые клише Диалог с целью обмена информацией Тематика монологического высказывания Мини-практикум по выполнению заданий устной части Пробный тест в формате олимпиады Итого 1 1 промежуточный 1 текущий 2 текущий 2 текущий 1 1 промежуточный 1 1 2 текущий 1 текущий 1 текущий 2 промежуточный 1 1 текущий 1 текущий 1 промежуточный 1 1 1 1 промежуточный 2 34 итоговый Результаты 1 года обучения: иметь представление об олимпиадных заданиях расширить эрудицию учащихся и их лингвистический и общий кругозор. Оценочные материалы- олимпиадные задания Педагогический мониторинг результатов освоения программы Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию. При оценивании обучающихся следует учитывать: знание основных этапов олимпиады; умение работать с текстом при выполнении заданий на чтение; приобретение навыка по восприятию текстов на слух при выполнении заданий на аудирование; приобретение навыка анализа текста умение в устной и письменной форме излагать свои мысли по заданной теме умение применять ранее полученные знания по грамматике и лексике английского языка при решении заданий по грамматике и лексике. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы Наличие специальной методической литературы. Возможность повышения профессионального мастерства: участие в методических объединениях, семинарах, конкурсах; прохождение курсов. Разработка собственных дидактического и раздаточного материала. Обобщение и распространение собственного опыта работы. Литература. 1. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2010.(Образование в документах и комментариях). 2. Сафонова В.В. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков. II- XI классы. Москва, «Просвещение», 2005. 3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова.-2-е изд.М.: Просвещение, 2003. 4. Английский язык. Всероссийские олимпиады. Вып.1 / Ю.Б. Курасовская, А.И. Усманова; Л.А. Городецкая; научный ред. С.Г. Тер-Минасова. – М.: Просвещение, 2008. 5. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков культур: вопросы теории и практики. – М.: САТ/Астрель, 2007. 6. Olympway. 100 олимпиадных заданий по английскому языку Издательство Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО) 7. Country Studies. Социокультурный компонент олимпиад школьников по английскому языку. Автор/составитель Бочкарёва Д.Д. Издательство Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО) 8. Mastering Use of English. Georgia Graham