Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 94
Принято:
Педагогический совет
Протокол 10 от 28.08.2024
Утверждаю:
Директор МАОУ - Гимназии № 94
_____________ С.А. Ярославцев
Приказ № 62/3- О от 30.08.2024 г.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Подготовка к олимпиадам. Английский язык»
ФГОС ООО
г. Екатеринбург, 2024
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка к
олимпиадам» разработана для занятий с учащимися 8 классов МАОУгимназии №94, проявляющих особый интерес к изучению английского языка,
разработана на основе нормативно-правовой базы:
Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.12 г.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №
1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей»;
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и Организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 № 41);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";
Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по
проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;
Устав ОО.
Положение о дополнительном образовании, утвержденное приказом
директора МАОУ -гимназии № 94
Учебным планом МАОУ- гимназии №94 на 2023-2024 учебный год; и
соответствует требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования.
Цель: создание организационно-педагогических условий, способствующих
раскрытию и развитию интеллектуального, творческого потенциала детей для
участия в олимпиадах и конкурсах по английскому языку посредством
организации еженедельных занятий для детей во внеурочное время.
Задачи:
- совершенствовать ряд ключевых умений в области аудирования, чтения,
говорения и письма и научить применять их на практике;
- ознакомить учащихся с форматом заданий всех этапов олимпиады;
- обобщить и закрепить лексико-грамматический материал;
- развивать у учащихся гибкость, способность ориентироваться в типах
заданий олимпиады;
- сформировать навыки и умения, необходимые для успешного выполнения
заданий олимпиады;
- развивать компенсаторную компетенцию посредством языковой и
контекстуальной догадки;
- научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной
интеллектуальной деятельности.
Место в учебном плане
Данный курс внеурочной деятельности рассчитан на 1 учебный год (34
часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю в группе 8 класса.
Актуальность программы
Олимпиада по иностранным языкам, как известно, является одной из
традиционных форм внеурочной деятельности. С одной стороны - это форма
проверки знаний, так как задания нацелены на проверку владения
обучающимися всеми видами речевой деятельности на иностранном языке, а
с другой стороны - олимпиада показывает возможности и перспективы,
которые открывает перед человеком владение иностранным языком.
Олимпиада позволяет учителям сравнить результаты своей работы с
результатами коллег, а также увлечь учеников своим предметом.
При подготовке к олимпиадам большое внимание уделяется навыкам
работы над различными аспектами языка и видами речевой деятельности.
Целенаправленная работа на уроках позволяет выявить обучающихся с
устойчивой познавательной мотивацией по предмету и организовать их
внеурочную деятельность на факультативах и в кружках с использованием
индивидуальных образовательных маршрутов, что в дальнейшем и привлекает
их к участию в олимпиадах и различных конкурсах, к выполнению творческих
работ.
Школьная олимпиада является действенным средством выявления,
поддержки и сопровождения большого количества детей. Олимпиада
способствует развитию у школьников интереса к самостоятельному изучению
языка путем чтения специальной литературы, работы со словарями,
справочниками, энциклопедиями и информационными носителями.
Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку
осуществляет поиск юных талантов, определяет наиболее подготовленных,
одаренных учащихся, проявивших особый интерес к изучаемому предмету.
Использование данной программы направлено на развитие иноязычной
коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой,
языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех
основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении,
письме);
- языковая компетенция – отработка языковых средств (фонетических,
орфографических, лексических, грамматических) в соответствии c темами,
сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы;
- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре,
традициям и реалиям стран изучаемого язык
- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из
положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче
информации;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и
специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся
способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур;
- развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения
иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как
средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального
самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных
сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Данная программа имеет своей целью подготовить учащихся к участию
в олимпиадах по английскому языку и ставит перед преподавателем
следующие планируемые результаты освоения программы:
- познакомить учащихся с форматом тестов;
- развивать языковые, интеллектуальные и познавательные
возможности обучающихся,
- обучить учащихся лексическим единицам в соответствии с
отобранными темами навыкам
- оперирования этими единицами в коммуникативных целях.
- совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой
деятельности, а именно: в области говорения – обучать аргументированно
выражать свое мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения по данной
ситуации
- в области письма – научить правильно оформлять и логически излагать
свои мысли в письменном виде в форме эссе или письма за ограниченное
количество времени;
- в области аудирования – совершенствовать умение слушать
аутентичные тексты с пониманием общей идеи, и с извлечением информации
и с детальным пониманием.
- в области чтения – совершенствовать умение читать аутентичные
тексты по различной тематике с пониманием общей идеи, и с извлечением
информации и с детальным пониманием.
- для развития компенсаторной компетенции развивать умения
пользоваться собственным иноязычным речевым ответом для восполнения
пробелов во владении иностранным языком, умения осуществлять перифраз,
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой.
- расширить эрудицию учащихся и их лингвистический и общий
кругозор.
Таким образом, подготовка участников олимпиады по английскому
языку требует не только высокого уровня овладения программным
материалом, но и творческого подхода к выполнению предлагаемых заданий,
начитанности, сообразительности, языковой догадки, расширения
лингвистического и страноведческого кругозора учащихся, и будет
результативной только
в случае целенаправленного систематического
взаимодействия учащихся и педагогов, этот процесс требует создания условий
для развития творческих способностей школьников и не может ограничиться
рамками урока.
Условия реализации программы
Режим занятий, следующий: 1 академический час в неделю у
обучающихся 7 года обучения.
Форма обучения, форма проведения учебных занятий.
Форма обучения – очная.
Форма проведения занятий – групповая – 7-13 человек.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в групповой форме. Для
развития навыков творческой работы обучающихся, программой
предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах обучения.
Методы и формы обучения
Из важнейших форм обучения хотелось бы отметить следующее:
Формы проведения занятий:
- комбинированное;
- беседа;
- практическое.
Описание материально-технических условий реализации учебной
программы.
Учебный кабинет (включая типовую мебель) (1 единица на группу;
100% времени реализации программы).
Проектор с экраном (мультимедиа) (1 комплект на группу; 60%
времени реализации программы).
Аудиомагнитофон (или музыкальный центр) (1 штука на группу;
55% времени реализации программы).
Компьютер персональный (1 штука на группу; 70% времени
реализации программы).
№
Раздел
1
Учебно – тематический план
Кол-во
Содержание
часов
6
Аудирование
2
6
Чтение
3
Лексикограмматический
тест
6
4
Письмо
6
5
Диалогическая речь
6
5
5
Монологическая
речь
ИТОГО:
Дотекстовый
этап аудирования. Этап
прослушивания текста. Послетекстовый этап
аудирования.
Выполнение
заданий
на
соответствие и
заданий с альтернативным
выбором.
Дотекстовый этап чтения. Текстовый этап
чтения.
Послетекстовый
этап
чтения.
Выполнение заданий множественного выбора,
альтернативного выбора, на соответствие,
упорядочение, клоуз-процедура.
Выполнение заданий множественного выбора,
перекрестного выбора, перифраз, подбор
дефиниций, словообразование.
Написание личного письма, делового письма,
эссе, рассказа.
Диалог этикетного характера. Диалог-расспрос.
Диалог-побуждение к действию. Диалог – обмен
мнениями.
Описать иллюстрацию.
Высказаться на
заданную тему. Делать краткое сообщение на
заданную
тему.
Передать
содержание
прочитанного (услышанного) текста. Дать
характеристику
героям
прочитанного
(услышанного) текста. Выразить своё отношение
к предмету речи.
34
Содержание учебного плана
№
Тема
1
2
3
Ознакомление с форматом олимпиады
Стратегии подготовки к разделу «Listening»
Работа с тестовыми заданиями на понимание
основного содержания
Работа с тестовыми заданиями на извлечение
запрашиваемой информации
Работа с тестовыми заданиями на полное
понимание прослушанного
4
5
Количество
часов
1
1
Формы
контроля
1
текущий
2
текущий
2
текущий
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Выполнение теста по аудированию
Стратегии подготовки к разделу «Reading»
Работа с тестовыми заданиями на понимание
основного содержания
Работа с тестовыми заданиями на понимание
структурно-смысловых связей
Работа с тестовыми заданиями на полное
понимание прочитанного
Выполнение теста по чтению
Стратегии подготовки к разделу «Use of English»
Работа с временами английского языка времен
английского языка
Степени сравнения прилагательных и наречий
Работа с заданиями перекрестного выбора
Работа с тестовыми заданиями по грамматике
Работа
с
тестовыми
заданиями
по
словообразованию
Работа с тестовыми заданиями по лексической
сочетаемости единиц
Выполнение лексико-грамматического теста
Стратегии подготовки к разделу «Writing», письмо
личного характера
Мини-практикум по написанию письма личного
характера
Написание сочинения-выражения собственного
мнения
Практикум по выполнению заданий письменной
части
Стратегии подготовки к разделу «Speaking»,
речевые клише
Диалог с целью обмена информацией
Тематика монологического высказывания
Мини-практикум по выполнению заданий устной
части
Пробный тест в формате олимпиады
Итого
1
1
промежуточный
1
текущий
2
текущий
2
текущий
1
1
промежуточный
1
1
2
текущий
1
текущий
1
текущий
2
промежуточный
1
1
текущий
1
текущий
1
промежуточный
1
1
1
1
промежуточный
2
34
итоговый
Результаты 1 года обучения:
иметь представление об олимпиадных заданиях
расширить эрудицию учащихся и их лингвистический и общий
кругозор.
Оценочные материалы- олимпиадные задания
Педагогический мониторинг результатов освоения программы
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную
аттестацию. При оценивании обучающихся следует учитывать:
знание основных этапов олимпиады;
умение работать с текстом при выполнении заданий на чтение;
приобретение навыка по восприятию текстов на слух при выполнении
заданий на аудирование;
приобретение навыка анализа текста
умение в устной и письменной форме излагать свои мысли по заданной
теме
умение применять ранее полученные знания по грамматике и лексике
английского языка при решении заданий по грамматике и лексике.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы
Наличие специальной методической литературы.
Возможность повышения профессионального мастерства: участие в
методических объединениях, семинарах, конкурсах; прохождение курсов.
Разработка собственных дидактического и раздаточного материала.
Обобщение и распространение собственного опыта работы.
Литература.
1. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному
языку – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2010.(Образование в документах и комментариях).
2. Сафонова В.В. Программы общеобразовательных учреждений. Английский
язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков. II- XI классы.
Москва, «Просвещение», 2005.
3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс
лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова.-2-е изд.М.: Просвещение, 2003.
4. Английский язык. Всероссийские олимпиады. Вып.1 / Ю.Б. Курасовская,
А.И. Усманова; Л.А. Городецкая; научный ред. С.Г. Тер-Минасова. – М.:
Просвещение, 2008.
5. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков культур: вопросы теории и практики.
– М.: САТ/Астрель, 2007.
6. Olympway. 100 олимпиадных заданий по английскому языку Издательство
Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО)
7. Country Studies. Социокультурный компонент олимпиад школьников по
английскому языку. Автор/составитель
Бочкарёва Д.Д. Издательство Московский центр непрерывного
математического образования (МЦНМО)
8. Mastering Use of English. Georgia Graham