Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 94 Принято: Педагогический совет Протокол 10 от 28.08.2024 Утверждаю: Директор МАОУ - Гимназии № 94 _____________ С.А. Ярославцев Приказ № 62/3- О от 30.08.2024 г. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» ФГОС ООО (базовый уровень) г. Екатеринбург, 2024 Планируемые результаты освоения учебного предмета. 1.1 Личностные результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 12) для глухих, слабослышащих, позднооглохших: способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха; 13) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки, умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования, способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её временнопространственной организации, способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 14) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: умение следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия, знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.» 1.2. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; 13) для глухих, слабослышащих, позднооглохших: владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи; 14) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора, умение определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора, умение выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора, умение оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора, умение адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора, способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса, умение активно использовать знаковосимволические средства для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора, способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников 1.3. Предметные результаты В повседневной жизни и при изучении других предметов: ● оценивать результаты вычислений при решении практических задач; ● выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях; ● составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов. Наглядная геометрия Геометрические фигуры ● Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля. В повседневной жизни и при изучении других предметов: ● решать практические задачи с применением простейших свойств фигур. ● вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников; ● выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни. ● Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах; ● вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат; ● выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни; ● оценивать размеры реальных объектов окружающего мира. ● изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов. Измерения и вычисления ● выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов; ● вычислять площади прямоугольников. ● выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов; ● вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов. Содержание курса наглядная геометрия Предметы и геометрические фигуры. Важные признаки геометрических фигур. Геометрические инструменты: отрезок, прямая, луч. Окружность, её элементы и её применение: конструкции из шашек, кружево, математическое вышивание. Углы. Виды, сравнение и измерение углов. Правильные многоугольники, построение разверток. Построение с помощью циркуля и линейки Объемные геометрические фигуры. Изготовление бумажных моделей куба. Разрезание и складывание фигур. Паркеты. Пентамино. О размерности геометрических фигур. Измерение площади объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба. Отрезки и ломаные, прямые и плоскости, их взаиморасположение. Перпендикулярность и параллельность на плоскости и в пространстве Узоры симметрии. Движение фигур. Тематическое планирование 5 класс Раздел Введение Отрезок и другие геометрические фигуры Окружность и её применение Углы Площадь и объём итого Тема урока Предметы и геометрические фигуры. Важные признаки геометрических фигур. Отрезок, прямая, луч Колво часов 1 1 Точки и отрезки -элементы графических диктантов Координаты и рисунки из отрезков Плоскость и её особенности Куб и конструкции из кубиков. Изготовление бумажных моделей куба. Действия с отрезками. Сравнение и измерение отрезков Петамино и рисунки из отрезков Координатный луч Окружность и её элементы. Круг 1 1 1 2 Геометрические конструкции из точек, отрезков, окружностей Конструкции из шашек и их виды Кружево и вышивки на уроках геометрии Математическое вышивание Угол. Смежные и вертикальные углы Сравнение углов Измерение углов Задачи на определение градусной меры угла Задача нахождения суммы углов треугольника, многоугольника Прямоугольники и развертки Правильные многоугольники Построение правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки Построение разверток Сравнение рисунков на странице. Понятие площади фигуры. Измерение площади Площадь прямоугольника, многоугольника О размерности геометрических фигур. Измерение объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба. Задачи на нахождение площади и объёма Итоговое занятие. 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 2 1 34 Тематическое планирование 6 класс Раздел Тема урока Отрезки и ломаные Геометрические фигуры из отрезков Ломаные и многоугольники Ломаная в задачах на построение и вычисление Ломаные и куб. Алгоритмы и узоры Древние трактаты и узоры Прямые и плоскости Рассуждаем о точках и прямых Рассуждаем о точках и плоскостях Древние трактаты Пересекающиеся и параллельные прямые Прямые в пространстве Прямые и плоскости в пространстве Плоскости в пространстве Задания по теме "Плоскости и прямые в пространстве" Перпендикулярнос ть и параллельность на плоскости и в пространстве Шкалы, координаты и перпендикулярные прямые Координатные оси и координаты. Система координат Конструкции из параллельных прямых Задания по теме "Параллельные прямые и четырёхугольники на плоскости" Общие признаки многогранников Пирамиды и призмы Фигуры вращения Задания по теме "Многогранники" Узоры симметрии Геометрия закономерностей Движение фигур. Осевая симметрия. Движение фигур. Поворот Движение фигур. Параллельный перенос Линейные и сетчатые орнаменты Паркеты Итоговое занятие. Итого Колво часов 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 34