Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениегимназия № 94 Принято: Педагогический совет Протокол от 28.08.2024 № 10 Утверждаю: Директор МАОУ – гимназия № 94 _____________С.А. Ярославцев Приказ от 30.08.2024 № 62/3 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «Занимательная логика» Возраст обучающихся 6,5–11лет Срок реализации 4 года Составители: Педагог дополнительного образования: Тулупова С.В. г. Екатеринбург, 2024 № 1. 1.1 1.2 1.3. 1.4 1.5 1.6 Содержание Комплекс основных характеристик образования Пояснительная записка Сводный учебный план 1-й год обучения. Учебный план. Содержание учебного плана. Планируемые результаты 2-й год обучения. Учебный план. Содержание учебного плана. Планируемые результаты 3-й год обучения. Учебный план. Содержание учебного плана. Планируемые результаты 4-й год обучения. Учебный план. Содержание учебного плана. Планируемые результаты Стр. 3 5 7 9 10 12 2. 2.1 2.2 Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Условия реализации программы: Материально-технические условия. Кадровое обеспечение. Методические материалы. 13 23 18 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 Формы аттестации Оценочные материалы Рабочая программа воспитания Календарный план воспитательной работы Литература Сведения о разработчике программы Аннотация 24 25 25 26 27 28 28 1. Комплекс основных характеристик образования 1.1. Пояснительная записка Целью современной школы является обеспечение качественного и доступногообразования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей гимназии, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции. Главной задачей обучения детей считается достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления. Направленность программы – социально-гуманитарная. Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана программа: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции; Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. № 093242; Распоряжение правительства Свердловской области № 70-Д от 26.06.2019 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; Приказ Дворца молодежи № 136-д от 26.02.2021 «О проведении сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области в 2021 году» Устав ОО; Положение о дополнительном образовании ОО. Уровень освоения программы – базовый. Актуальность программы. Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Курс «Занимательная логика» развивает логическое мышление, создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Появление данного курса связано с тем, что: в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации; анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками; конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика. Новизна данной программы состоит в формировании компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требованийк структуре основной образовательной программы: соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся; содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся. Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются: определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса; в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты; достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом. Педагогическая целесообразность: мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво. Курс «Занимательная логика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Адресат программы: программа разработана для детей 6,5-11 лет. Данная программа рассчитана на детей 6,5-11 лет и состоит из 4 лет обучения. Для реализации программы набираются группы по возрасту. Приём в коллектив не предполагает конкурсного отбора, происходит на основе желания учащегося и его родителей. Списочный состав формируется в соответствии с технологическим регламентом. Режим занятий: программа рассчитана на 4 года обучения, из расчета 1 час в неделю с 1 по 4 год обучения. Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2 – 4 классы – 40 минут. Объем и срок освоения общеразвивающей программы: программа включает в себя 25 учебных недели для обучающихся 1 года обучения и 26 учебных недель для 2-4 годов обучения. Общий объем программы – 103 часа. Форма обучения – очная с применением дистанционных технологий, электронного обучения. Форма проведения учебных занятий - традиционные занятия (лекции, практические занятия) чередуются с комплексными: сюжетно-ролевые игры, творческая лаборатория, мастерская, защита публичных выступлений, занятия в игровой форме, игра – путешествие, логические игры, практические занятия, наблюдения, обобщение, выводы, исследовательская деятельность, презентации, паре, групповая) конкурсы, самостоятельная работа (индивидуальная, в Формы занятий: по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая; по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра; по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий. Методы и формы обучения: Работа может проходить как фронтально с полным составом учебной группы, так и по малым группам, командам, звеньям при разработке отдельных мероприятий и событий, но возможна и индивидуальная творческая работа. Цель программы: развитие и совершенствованиепознавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся. Задачи: Обучающие: формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения, а также логического мышления; формировать и развивать общеучебные умения и навыки; обучить приемам поисковой и творческой деятельности. Развивающие: создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения; создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску; способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации. Воспитательные: формировать ответственное отношение к нормам общения и правилам коллективной работы; совершенствовать трудолюбие, самоотдачу и организованность; воспитать культуру поведения на занятиях. Планируемые результаты освоения программы: др.); Предметные: Учащиеся научатся: элементам логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и проводить классификацию, определяя существенные признаки; систематизировать изученный материал с помощью схем, таблиц; самостоятельной логики мышления, которая позволит детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений; самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Метапредметные: Учащиеся научатся: определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; учиться высказывать свое предположение (версию); выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве. Обучающиеся получат возможность: уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; повысить творческую активность и самостоятельность; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Личностные: Учащиеся научатся и приобретут: культуру мышления, способность четкости, последовательности, доказательности рассуждения, эффективности и убедительности речи; в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор; умения определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве; овладеют правилами рационального рассуждения и аргументации. Обучающиеся получат возможности для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; самосознания, интеллектуального развития личности; умения следовать инструкции, правилу, алгоритму; компетентности в рассуждении, умении строить высказывание, проверять его истинность, формулировать вывод; логической культуры высказываний. Сводный учебный план 1.2. № Название раздела, темы 2. 1 год обучения Свойства, признаки и составные части 6 предметов Действия предметов 6 3. Элементы логики 4 7 8 9 28 4. Сравнение 2 4 2 2 10 5. Комбинаторика 2 3 2 2 9 6. Развитие творческого воображения 2 2 2 10 16 7. Практический материал 3 3 3 3 12 8. Взаимосвязь между родовыми понятиями Всего часов: 3 2 26 26 1. видовыми 2 год обучения 4 3 год 4 год обучения обучения 3 4 и 25 всего 13 10 5 26 103 1.3.Учебно-тематический план 1 год обучения № Название раздела, темы количество часов 1 Свойства, признаки и составные части предметов 2 3 4 5 6 7 Действия предметов Элементы логики Сравнение Комбинаторика Развитие творческого воображения Практический материал 6 4 2 2 2 3 1 1 Всего 25 4 всего теория 6 1 1 формы аттестации/контроля практика 5 Входная диагностика Индивидуальная диагностика Тест № 1 5 Тест № 2 3 Творческая работа 2 Самостоятельная работа 1 Самостоятельная работа 2 Творческая работа 3 Индивидуальная диагностика Тест № 3 21 Содержание учебно- тематического плана. Раздел 1. Свойства, признаки и составные части предметов Теория: Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов. Практика: Знакомство со свойствами предметов. Зачеркни ненужное. Замени – надпиши нужное. Включи недостающее (дополни). Знакомство с повторяющимися признаками, замена их. Нахождение закономерностей. Определение целого и частей. Раздел 2. Действия предметов Теория: Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части. Практика: Знакомство со способом построения последовательности. Порядок действий, определение. Зачеркни ненужное. Замени – надпиши нужное. Включи недостающее (дополни). Построение последовательности. Определение целого действия и его частей. Раздел 3. Элементы логики Теория: Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и». Практика: Знакомство с истинными и ложными высказываниями. Построение высказываний. Найди ошибки. Составление небольшого текста. Раздел 4. Сравнение Практика: Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Составление объектов по данному основанию Раздел 5. Комбинаторика Теория: Хаотичный и систематический перебор вариантов. Практика: Знакомство с видами перебора. Определение оптимального вида перебора. Составление задания на вид перебора. Раздел 6. Развитие творческого воображения Практика: Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов. Раздел 7. Практический материал Практика: Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры. Результаты 1 года обучения: сравнивать предметы по заданному свойству; определять целое и часть; устанавливать общие признаки; находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов; определять последовательность действий; находить истинные и ложные высказывания; наделять предметы новыми свойствами; переносить свойства с одних предметов на другие. 1.4 Учебно-тематический план 2 год обучения № Название раздела, темы 1 Свойства, признаки и составные части предметов 2 3 Сравнение Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями Комбинаторика Элементы логики Развитие творческого воображения 4 5 6 количество часов всего 4 теория практика 4 формы аттестации/контроля 4 3 4 3 Индивидуальная диагностика Тест №1 Тест №2 Тест №3 3 7 2 3 7 2 Творческая работа Тест №4 Тест №5 7 Практический материал Всего 3 26 3 26 Творческая работа Содержание учебно- тематического плана. Раздел 1. Свойства, признаки и составные части предметов Практика: Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах ифигурах, буквах и словах. Раздел2. Сравнение Практика: Сходство. Различие. Существенные Упорядочивание признаков. Правила сравнения. и характерные Раздел 3. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями Практика: Противоположные отношения между понятиями. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям. Виды признаки. отношений. Раздел 4. Комбинаторика Практика: Перестановки. Размещения. Сочетания. Раздел 5. Элементы логики Практика: Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинноследственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения. Раздел 6. Развитие творческого воображения Практика: Создание собственных картин «Игра с закономерностями». Раздел 7. Практический материал Практика: Логические упражнения. Логические викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры. задачи. Интеллектуальные Результаты 2 года обучения: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя); развивать доброжелательность и отзывчивость; развивать способность вступать в общение с целью быть понятым. применять правила сравнения; задавать вопросы; находить закономерность в числах, фигурах и словах; строить причинно-следственные цепочки; упорядочивать понятия по родовидовым отношениям; находить ошибки в построении определений; делать умозаключения. 3 год обучения № 1 2 3 4 Название раздела, темы 1.5 Учебно-тематический план количество часов всего Свойства, признаки и составные 3 части предметов Сравнение 2 Комбинаторика 2 Действия предметов 4 теория практика 3 2 2 4 формы аттестации/контроля Тест № 1 Тест № 2 Творческая работа Тест № 3 5 6 7 8 Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями Элементы логики Развитие творческого воображения Практический материал 2 8 2 3 Всего 26 2 Тест № 4 4 4 2 3 Тест № 5 Творческая работа Самостоятельная работа 4 22 Содержание учебно- тематического плана. Раздел 1. Свойства, признаки и составные части предметов Практика: Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов. Раздел 2. Сравнение Практика: Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры. Раздел 3. Комбинаторика Практика: Перестановки. Размещения. Сочетания. Раздел 4. Действия предметов Практика: Результат действия действий. Последовательность событий. предметов. Обратные действия. Порядок Раздел 5. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями Практика: Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. Раздел 6. Элементы логики Теория: Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания. Практика: Знакомство с множеством и его элементами. Зачеркни ненужное. Замени – надпиши нужное. Включи недостающее (дополни). Сравнение множеств. Составление выражений и высказываний. Выбери соответствие по заданному отношению. Раздел 7. Развитие творческого воображения Практика: Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов». Раздел 8. Практический материал Практика: Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Результаты 3 года обучения: выделять свойства предметов; обобщать по некоторому признаку, находить закономерность; сопоставлять части и целое для предметов и действий; описывать простой порядок действий для достижения заданной цели; приводить примеры истинных и ложных высказываний; приводить примеры отрицаний; проводить аналогию между разными предметами; выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ; рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 1.6. 4 год обучения № 1 2 3 4 5 Название раздела, темы Учебно-тематический план количество часов всего теория Сравнение 2 Комбинаторика 2 1 Элементы логики 9 1 Развитие творческого 10 1 воображения Практический материал 3 Всего 26 3 формы практика аттестации/контроля 2 Тест №1 1 Творческая работа 8 Тест №2 9 Тест №3,4 3 23 Самостоятельная работа Содержание учебно- тематического плана. Раздел 1. Сравнение Практика: Упражнения на установление ситуативной связи между понятиями. Образное сравнение, зачеркни лишнее. Раздел 2. Комбинаторика Теория: Решение задач с помощью таблиц и графов. Практика: выполнение заданий на построение таблиц и графов, решение задач. Раздел 3. Элементы логики Теория: Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы. Практика: Установление причинно-следственных отношений в тексте. Построение высказываний с логическими связками. Выбери нужное. Вычеркни лишнее. Раздел 4. Развитие творческого воображения Теория: Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира. Практика: Задания на выбор ответа. Раздел 5. Практический материал Практика: Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи. Результаты 4 года обучения: определять виды отношений между понятиями; решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов; находить закономерность в окружающем мире и русском языке; устанавливать ситуативную связь между понятиями; рассуждать и делать выводы в рассуждениях; решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то». 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей (далее — каникулы): даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года; сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточной аттестации. Календарный учебный график разрабатывается Организацией в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Календарный учебный график составляется и утверждается ежегодно. Календарный учебный график составляется и утверждается ежегодно. Дата начала учебного года – 2 октября. Дата окончания учебного года – 30 апреля. Продолжительность учебного года при обучении по Программе для обучающихся составляет 26 недель. Сроки и продолжительность 1 четверти (для 5,7 годов обучения) Сроки и продолжительность осенних каникул Сроки и продолжительность 2 четверти Сроки и продолжительность зимних каникул 01.10.2024 по 25.10.2024 4 недели с 26.10.2024 г. по 03.11.2024 г. (9 календарных дней) 05.11.2024 г. по 29.12.2024 г. 8 недель с 30.12.2024 г. по 08. 01. 2025 г. (10 календарных дней) Сроки и продолжительность 3 четверти с 09.01.2025 г. по 21.03.2025 г. 11 недель Сроки и продолжительность весенних каникул с 22.03.2025 г. по 30.03.2025 г. (9 календарных дней) Сроки и продолжительность 4 четверти с 31.03.2025 г. по 30.04.2025 г. 7 недель Сроки и продолжительность летних каникул с 01.05.2025 г. по 31.08.2025 г. Место проведения занятий: МАОУ – гимназия № 94 город Екатеринбург, ул. Бажова 139. Время и дата в соответствии с утвержденным расписанием. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год Сентябрь 2024 Месяцы Октябрь 2024 № недели Дни недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье 1 2 3 4 5 6 7 8 Месяцы 16 17 18 19 20 21 22 2 3 4 23 30 24 1 25 2 26 3 27 4 28 5 29 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Февраль 2025 № недели Дни недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье 9 10 11 12 13 14 15 1 1 2 Ноябрь 2024 28 29 30 31 Декабрь 2024 5 6 7 8 9 10 11 12 4 5 6 7 1 8 2 9 3 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 1 Март 2025 16 17 18 19 20 21 22 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 1 2 Январь 2025 13 14 15 30 31 1 2 3 4 5 Апрель 2025 24 25 26 27 28 29 30 Каникулы Место проведения занятий: МАОУ – гимназия № 94 город Екатеринбург, ул. Бажова 139. Время и дата в соответствии с утвержденным расписанием. 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Май 2025 23 24 25 26 27 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Календарный учебный график 1 год обучения № п/п 1. Номер учебной недели 1. Форма занятия Количество часов теория практика 2. 2. 3. 3. 4. 4. Работа в группах и парах 5. 5. Работа в группах и парах 1 6. 6. 1 7. 7. 8. 8. 9. 9. Комбинированное занятие в коллективной форме, исследование Комбинированное занятие в коллективной форме Индивидуально-фронтальное занятие,викторина Индивидуально-фронтальное занятие 10. 10. Индивидуальная диагностика Индивидуально-фронтальное занятие Индивидуально-фронтальное занятие Индивидуально-фронтальное занятие 1 Вводный тест. 1 Сравнение предметов по свойству. 1 Целое и часть. Знакомство с отрицанием (термин не вводится). 1 1 1 1 1 Тема занятия Признаки предметов. Признаки предметов и значение признаков. Обобщение по признаку. Закономерности в значении признаков у серии предметов. Описание последовательности действий. Логические упражнения. Форма контроля Тест № 1 Творческая презентация Проверочная работа по индивидуальным заданиям Проверочная работа по индивидуальным заданиям Творческая презентация Творческая презентация Тестовая работа Тестовая работа Последовательность действий и состояний в природе. Целое действие и его части. Творческая презентация Комбинаторика. Хаотичный и систематический переборы вариантов. Творческая презентация 11. 11. 12. 12. 13. 13. 14. 14. 15. 15. 16. 16. 17. Индивидуально-фронтальное занятие Комбинированное занятие в коллективной форме Комбинированное занятие в коллективной форме, с использованием мультимедиа Индивидуально-фронтальное занятие 1 1 Одно действие, применяемое к разным предметам. Промежуточный тест. 1 Функции предметов. 1 Логическая операция «и». Индивидуально-фронтальное занятие, исследование Индивидуально-фронтальное занятие, семинар 1 Выделение главных свойств предметов. Закономерность в расположении фигур и предметов. 17. Индивидуально-фронтальное занятие 1 Упорядочивание серии предметов по разным признакам. 18. 18. 1 Последовательность событий. 19. 19. 20. 20. Комбинированное занятие в коллективной форме Комбинированное занятие в коллективной форме Работа в группах и парах 21. 21. Работа в группах и парах 1 22. 22. Комбинированное занятие в коллективной форме, конкурс 1 1 1 1 Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Комбинаторика. Расстановки и перестановки. Задачи-шутки ( на внимание и логические рассуждения). Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами.Перенос свойств с одних предметов на другие. Самостоятельная работа Самостоятельная работа Проверочная работа по индивидуальным заданиям Проверочная работа по индивидуальным заданиям Творческая презентация Проверочная работа по индивидуальным заданиям Проверочная работа по индивидуальным заданиям Творческая презентация Творческая презентация Тестовая работа Тестовая работа Творческая презентация 23. 23. 24. 24. 25. 25. Комбинированное занятие в коллективной форме, исследование Комбинированное занятие в коллективной форме Индивидуальная диагностика итого 1 Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов. Часть-целое ( в действиях). 1 Итоговый тест. 1 Творческая презентация Самостоятельная работа Самостоятельная работа 25 Календарный учебный график 2 год обучения № 1. 2. 3. Номер Форма занятия учебной недели 1. Индивидуальная диагностика 2. Индивидуально-фронтальное занятие 3. Индивидуально-фронтальное занятие, исследование Количество часов Тема занятия теория практика 1 1 Входной тест Выделение признаков. 1 Различие и сходство. 4. 4. Работа в группах и парах 1 Существенные признаки. 5. 5. 1 Характерные признаки. 6. 6. 1 Упорядочивание признаков. 7. 7. 1 Правила и значение сравнения. 8. 8. Работа в группах и парах, с использованием мультимедиа Комбинированное занятие в коллективной форме Комбинированное занятие в коллективной форме Индивидуально-фронтальное занятие 1 Тест «Сравнение». Форма контроля Тест №1 Творческая презентация Проверочная работа по индивидуальным заданиям Проверочная работа по индивидуальным заданиям Творческая презентация Творческая презентация Тестовая работа Тест № 2 Индивидуально-фронтальное занятие Индивидуально-фронтальное занятие 1 1 Истинные и ложные высказывания. Отрицание высказывания. Понятие о классах. Правила классификации. 11. Индивидуально-фронтальное занятие, семинар 1 Вопросы. 12. 12. 1 Алгоритм. 13. 13. 1 Тест «Алгоритм». 14. 14. 1 Закономерность в числах и фигурах. 15. 15. Комбинированное занятие в коллективной форме Комбинированное занятие в коллективной форме Индивидуально-фронтальное занятие, с использованием мультимедиа Индивидуально-фронтальное занятие 1 Закономерность в буквах и словах. 16. 16. Индивидуально-фронтальное занятие 1 Комбинаторика. Перестановки и размещения. 17. 17. 1 Комбинаторика. Сочетания. 18. 18. 1 Причина и следствие. 19. 19. Индивидуально-фронтальное занятие Комбинированное занятие в коллективной форме Комбинированное занятие в коллективной форме 1 Причинно-следственные цепочки. 20. 20. Работа в группах и парах 1 Противоположные отношения между понятиями. 9. 9. 10. 10. 11. Творческая презентация Проверочная работа по индивидуальным заданиям Проверочная работа по индивидуальным заданиям Творческая презентация Тест № 3 Творческая презентация Проверочная работа по индивидуальным заданиям Проверочная работа по индивидуальным заданиям Творческая презентация Творческая презентация Проверочная работа по индивидуальным заданиям Проверочная работа по 21. 21. Работа в группах и парах 1 Отношения: род-вид. 22. 22. 1 23. 23. 1 Упорядочивание по родовидовым отношениям. Виды отношений. Тест «Отношения». 24. 24. 1 Определения. Ошибки в построении определений. 25. 25. Комбинированное занятие в коллективной форме Комбинированное занятие в коллективной форме Комбинированное занятие в коллективной форме, викторина Работа в группах и парах 1 Суждения. 26. 26. Индивидуальная диагностика итого Итоговый тест. индивидуальным заданиям Творческая презентация Творческая презентация Тест № 4 Творческая презентация Творческая презентация Тест № 5 26 Календарный учебный график 3 год обучения п/п 1. 2. Номер учебно й недели 1. 2. 3. 3. 4. 4. 5. 5. Форма занятия Индивидуальная диагностика Комбинированное занятие в индивидуальной форме с использованием мультимедиа Индивидуально-фронтальное эанятие Комбинированное занятие в коллективной форме Индивидуально-фронтальное занятие, исследование Количество часов теори практик я а 1 1 Тема занятия Входной тест. Закономерности в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. 1 1 1 Сравнение предметов по признакам. Тест «Сравнение». Состав предметов. Форма контроля Тест № 1 Творческая презентация Творческая презентация Тест № 2 Творческая презентация 6. 6. Работа в парах 1 7. 7. Работа в парах,ролевая игра 1 8. 8. 1 9. 9. 10. 10. Комбинированное занятие в коллективной форме Комбинированное занятие в коллективной форме Комбинированное занятие в коллективной форме 11. 11. Комбинированное занятие в коллективной форме, играсоревнование 1 12. 12. Работа в группах и парах 1 13. 13. Индивидуально-фронтальное занятие 1 14. 15. 14. 15. Комбинированное занятие Работа в парах, исследование 1 1 16. 16. 1 17. 17. Индивидуально-фронтальное занятие, викторина Комбинированное занятие в коллективной форме 1 1 1 Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». Проверочная работа по индивидуальным заданиям Найди отличия. Проверочная работа по индивидуальным заданиям Комбинаторика.Перестановки, размещения. Творческая презентация Симметрия. Симметричные фигуры. Творческая презентация Логическая операция «и». Проверочная работа по индивидуальным заданиям Решение логических задач и задач-шуток. Проверочная работа по индивидуальным заданиям Результат действия предметов. Обратные действия. Творческая презентация Математические отношения, замаскированные в Проверочная видезадач-шуток. работа по индивидуальным заданиям Тест «Отношения». Тест № 3 Порядок действий, последовательность событий. Проверочная Комбинаторика. Размещение, работа по индивидуальным сочетание. заданиям Составление загадок,чайнвордов. Творческая презентация Множество. Элементы множества. Проверочная работа по 18. 18. Комбинированное занятие в коллективной форме 19. 19. 20. 20. 21. 21. Комбинированное занятие в коллективной форме Комбинированное занятие в коллективной форме Комбинированное занятие в коллективной форме 22. 22. 23. Классификация по одному свойству. 1 1 Способы задания множества. 1 1 1 23. Комбинированное занятие в коллективной форме Работа в группах и парах 24. 24. Работа в группах и парах 1 25. 25. Работа в группах и парах 26. 26. Индивидуальная диагностика итого Тест «Классификация». 1 1 1 Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Решение задач с использованием понятий о множествах. Выражения и высказывания. Высказывания со связками «и», «или». Отрицание. Итоговый тест. индивидуальным заданиям Проверочная работа по индивидуальным заданиям Тест № 4 Самостоятельная работа Проверочная работа по индивидуальным заданиям Самостоятельная работа Творческая презентация Тестовая работа Творческая презентация Тест № 5 26 Календарный учебный график 4 год обучения п/п номер 1. Номер учебно й недели 1. Форма занятия Индивидуальная диагностика Количество часов теори практик я а Тема занятия Входной тест. Форма контроля Тест № 1 2. 2. Комбинированное занятие в индивидуальной форме 3. 3. 1 Причинно-следственные цепочки. 4. 4. Индивидуально-фронтальное эанятие Комбинированное занятие в коллективной форме 1 Интегрированный: логика в окружающем мире. 5. 5. Индивидуально-фронтальное занятие 1 6. 6. 1 7. 8. 7. 8. 9. 9. 10. 10. 11. 11. 12. 12. 13. 13. 14. 15. 14. 15. Работа в парах, с использованием мультимедиа Работа в парах Комбинированное занятие в коллективной форме Комбинированное занятие в коллективной форме Комбинированное занятие в коллективной форме Комбинированное занятие в коллективной форме,исследование Работа в группах и парах, викторина Индивидуально-фронтальное занятие, семинар Комбинированное занятие Работа в парах 16. 16. Индивидуально-фронтальное занятие Повторение основных мыслительных операций. 1 1 1 1 1 Виды отношений между понятиями. Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц. Понятие о графах. Рефлексивность отношений. Симметричность отношений. Тест «Отношения между понятиями». Классификация. 1 Язык и логика. Фразеологизмы. 1 Язык и логика. Образность и меткость речи. 1 Язык и логика. Пословицы. 1 1 Тест «Язык и логика». Логические связки «или», «и». 1 Логическая связка «если …, то». Проверочная работа по индивидуальным заданиям Творческая презентация Проверочная работа по индивидуальным заданиям Проверочная работа по индивидуальным заданиям Творческая презентация Тестовая работа Творческая презентация Тест № 2 Творческая презентация Тестовая работа Творческая презентация беседа Тест № 3 Творческая презентация Тестовая работа 17. 17. 18. 18. 19. 19. 20. 20. 21. 21. 22. 22. 23. 23. 24. 24. 25. 25. 26. 26. Комбинированное занятие в коллективной форме Комбинированное занятие в коллективной форме, исследование Комбинированное занятие в коллективной форме Комбинированное занятие в коллективной форме, конференция Комбинированное занятие в коллективной форме Комбинированное занятие в коллективной форме, с использованием мультимедиа Комбинированное занятие в коллективной форме Комбинированное занятие в коллективной форме Комбинированное занятие в коллективной форме Работа в группах и парах Итого Логические возможности. 1 Ситуативная связь между понятиями. Оценка ситуации с разных сторон. Творческая презентация Творческая презентация 1 Образное сравнение. Тестовая работа 1 Синонимы. Многозначность. Антонимы. Творческая презентация 1 Тест «Языковая логика». Тест № 4 1 Комбинаторика. Решение задач с помощью графов. Творческая презентация 1 26 1 Рассуждения. Тестовая работа 1 Выводы в рассуждениях. 1 Юмор и логика. Творческая презентация творческий отчет 1 Конкурс эрудитов. конкурс 2.2. Условия реализации программы. Материально-технические условия: учебные занятия проводятся в просторной аудитории, оснащённой доской и проектором с экраном. Кадровое обеспечение: реализовывать программу может педагог дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное или высшее образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и практическими умениями при работе с учащимися начальной школы. Методические материалы: дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Занимательная логика» проводится в мини-группах, что позволяет обеспечить качественную подготовку обучающихся. Работа на занятиях предполагает соединение нескольких видов получения информации: рассказ (но не монолог) педагога, разбор заданий и упражнений. Педагог методически постоянно вовлекает детей в активный диалог. Подобный метод способствует осознанному восприятию информации, что приводит к формированию устойчивых знаний. На каждом занятии педагог формирует обратную связь, работая с обучающими, используя современные технологии. Педагог строит занятие так, чтобы каждый ребенок был вовлечен в деятельность. Методические рекомендации педагогам. Особое внимание должно быть уделено поиску оптимальных методов обучения таких, как: комплексное планирование дидактических и воспитательных задач; выделение в содержании занятия главного; определение последовательности и оптимальное распределение времени; дифференцированный и индивидуальный подход; создание необходимых материально-технических условий. Активизация познавательной деятельности детей Такая организация познавательной деятельности детей, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных операций и практических действий (проблемные методы обучения, самостоятельные работы и др.). Самостоятельность и творчество создание условий для самостоятельной работы; обучение приемам самостоятельной работы; обучение самостоятельному применению знаний и умений. Памятка педагогу дополнительного образования для самоанализа занятия. Назовите тему и цель занятия. Какова степень достижения целей занятия? Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы? Правильно ли определены цели и задачи занятия, учтены ли при этом индивидуальные особенности детей? Удалось ли выбранными приемами сформировать у детей мотивацию учебной (исследовательской, практической) деятельности на данном занятии? Насколько оптимальными для реализации целей занятия оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности? Оптимально ли определено временное соотношение частей занятия (теоретической и практической)? Удалось ли правильно определить формы и приемы контроля, добиться его эффективности? Удалось ли правильно построить свое выступление и ответить на вопросы учащихся? Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной деятельности на занятии с позиции целевой установки? Какова реальная степень достижения целей данного занятия и чем она обусловлена? Ваши дальнейшие действия. 2.3 Формы аттестации Программа предусматривает контроль знаний, умений, навыков обучающихся, обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы аттестации успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса. Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя); Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем; Итоговый контроль в формах: тестирование; практические работы; творческие работы; самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания». Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру. Критерии оценки результатов тестов. 80 – 100% - высокий уровень освоения программы; 60-80% - уровень выше среднего; 50-60% - средний уровень; 30-50% - уровень ниже среднего; меньше 30% - низкий уровень. 2.4 Оценочные материалы. В программе реализуются следующие технологии: коллективно-творческой деятельности, событийного подхода в тематических акциях, ступенчатости повышения нагрузок при системном сочетании форм: упражнений, самостоятельной работы, а также творческих заданий: демонстрации, игрового существования в ситуации. Программа предусматривает использование методического инструментария для выявления, фиксации и предъявления результатов обучения. В процессе обучения используются следующие оценочные материалы: -«Информационная карта освоения дополнительной общеобразовательной программы» (для выявления уровня результативности освоения программы конкретной учебной группы); - Карта самооценки обучающихся и экспертной оценки педагогом компетентности ребенка (предназначена для диагностики результатов освоения учащимися программы (уровень достигнутых теоретических знаний, опыта практической деятельности, творчества и сотрудничества), способствует обучению детей оценивать уровень достигнутых результатов и позволяет педагогу осуществлять наблюдение за формированием навыка самооценки обучающегося) — 1 раз в год; Для сбора диагностической информации также используются методы включенного наблюдения, анализа продукта творческих работ, самооценка и взаимооценка обучающихся, анкеты, устные опросы. 2.5. Рабочая программа воспитания Современный национальный идеал личности, воспитанной в школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. В воспитании детей 1-2 года обучения таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1. в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2. в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3. в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие уровням основного общего образования: в воспитании детей 3-4 года обучения таким приоритетом 26 является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: − к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; − к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; − к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; − к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; − к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; − к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; − к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; − к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; − к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; − к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Добросовестная работа педагогических работников, направленная на достижение поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. 2.6. Календарный план воспитательной работы Тема 1.Уроки нравственности (диалог) 2.Я и мое Отечество (выступление) 3.Живое слово (диалог) 4.Золотое слово 5.Мой край (виртуальная экскурсия) 6. Семья как источник счастья 7. Духовное богатство общества (рассказ на основе семейных традиций) 8. Взаимоотношения между сверстниками Год обучения 1 -2 год 3-4 год 1-2 год 3-4 год 1-2 год Время проведения октябрь октябрь ноябрь ноябрь декабрь 3-4 год 1-2 год декабрь январь 3-4 год январь 27 9. Крепкая дружба (монолог на основе услышанного) 10. Значение культуры в жизни человека 11. Природа как источник жизни на земле 12. Общественные ценности 13. Знания как интеллектуальный ресурс 14. Здоровье как залог долгой и активной жизни 1-2 год февраль 3-4 год февраль 1-2 год март 3-4 год 1-2 год март апрель 3-4 год апрель 2.7. Список учебной и методической литературы Учебно-методическая литература для учителя 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.). 2. Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерстваобразования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897]. 3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.223 с. – (Стандарты второго поколения). 4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения). 5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения). 6. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления.Волгоград. 2004г. 7. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г. 8. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. РостовнаДону.2008г. 9. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г. Литература для учащихся 1. Савенков А.И.Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 6-7 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г. 2. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 7-8 лет. Ярославль. Академия развития.2010г. 3. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления для детей 9-10 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г. 2.8 Данные о разработчике программы ФИО Место работы Должность Тулупова Светлана Викторовна МАОУ-гимназия №94 Педагог дополнительного образования, учитель начальных классов 28 Образование Педагогический стаж Квалификационная категория Екатеринбургское педагогическое училище № 4, 1993; УрГПУ, 1998 29 лет высшая 2.9. Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Занимательная логика» разработана для обучающихся Муниципального автономного общеобразовательного учреждения- гимназии № 94. Данная программа в соответствии с учебным планом рассчитана на 25 учебных часов в 1 год обучения, и 26 часов в 2-4 год обучения. В основе построения данного курса лежит идея развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, что соответствует современным представлениям о целях школьного образования. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Целесообразность и оригинальность курса состоит в том, что своевременное, системное введение в игровой форме элементарных приемов логики уже в начальных классах содействует структуризации учебного материала базовых дисциплин при его усвоении, созданию общих моделей мыслительной деятельности, значительному расширению кругозора, увеличению объема памяти, обобщению чувственного опыта и развитию абстрактного мышления учащихся. Систематический курс «Занимательная логика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Цель программы: развитие и совершенствованиепознавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся. Задачи: Обучающие: формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения, а также логического мышления; формировать и развивать общеучебные умения и навыки; обучить приемам поисковой и творческой деятельности. Развивающие: создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения; создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску; способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации. Воспитательные: формировать ответственное отношение к нормам общения и правилам коллективной работы; совершенствовать трудолюбие, самоотдачу и организованность; воспитать культуру поведения на занятиях. 29