Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениегимназия № 94 Принято: Педагогический совет Протокол от 28.08.2023 № 11 Утверждаю: Директор МАОУ – гимназия № 94 _____________С.А. Ярославцев Приказ от 28.08.2023 № 60/3 Учебный план Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «Занимательная логика» г. Екатеринбург, 2023 Сводный учебный план № Название раздела, темы 2. 1 год обучения Свойства, признаки и составные части 6 предметов Действия предметов 6 3. Элементы логики 4 7 8 9 28 4. Сравнение 2 4 2 2 10 5. Комбинаторика 2 3 2 2 9 6. Развитие творческого воображения 2 2 2 10 16 7. Практический материал 3 3 3 3 12 8. Взаимосвязь между родовыми понятиями Всего часов: 3 2 26 26 1. видовыми 2 год обучения 4 3 год 4 год обучения обучения 3 4 и 25 всего 13 10 5 26 103 Учебно-тематический план 1 год обучения № Название раздела, темы количество часов 1 Свойства, признаки и составные части предметов 2 3 4 5 6 7 Действия предметов Элементы логики Сравнение Комбинаторика Развитие творческого воображения Практический материал 6 4 2 2 2 3 1 1 Всего 25 4 всего теория 6 1 1 формы аттестации/контроля практика 5 Входная диагностика Индивидуальная диагностика Тест № 1 5 Тест № 2 3 Творческая работа 2 Самостоятельная работа 1 Самостоятельная работа 2 Творческая работа 3 Индивидуальная диагностика Тест № 3 21 Содержание учебно- тематического плана. Раздел 1. Свойства, признаки и составные части предметов Теория: Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов. Практика: Знакомство со свойствами предметов. Зачеркни ненужное. Замени – надпиши нужное. Включи недостающее (дополни). Знакомство с повторяющимися признаками, замена их. Нахождение закономерностей. Определение целого и частей. Раздел 2. Действия предметов Теория: Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части. Практика: Знакомство со способом построения последовательности. Порядок действий, определение. Зачеркни ненужное. Замени – надпиши нужное. Включи недостающее (дополни). Построение последовательности. Определение целого действия и его частей. Раздел 3. Элементы логики Теория: Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и». Практика: Знакомство с истинными и ложными высказываниями. Построение высказываний. Найди ошибки. Составление небольшого текста. Раздел 4. Сравнение Практика: Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Составление объектов по данному основанию Раздел 5. Комбинаторика Теория: Хаотичный и систематический перебор вариантов. Практика: Знакомство с видами перебора. Определение оптимального вида перебора. Составление задания на вид перебора. Раздел 6. Развитие творческого воображения Практика: Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов. Раздел 7. Практический материал Практика: Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры. Результаты 1 года обучения: сравнивать предметы по заданному свойству; определять целое и часть; устанавливать общие признаки; находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов; определять последовательность действий; находить истинные и ложные высказывания; наделять предметы новыми свойствами; переносить свойства с одних предметов на другие. Учебно-тематический план 2 год обучения № Название раздела, темы 1 Свойства, признаки и составные части предметов 2 3 Сравнение Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями Комбинаторика Элементы логики Развитие творческого воображения Практический материал Всего 4 5 6 7 количество часов всего 4 теория практика 4 4 3 4 3 3 7 2 3 26 3 7 2 3 26 формы аттестации/контроля Индивидуальная диагностика Тест №1 Тест №2 Тест №3 Творческая работа Тест №4 Тест №5 Творческая работа Содержание учебно- тематического плана. Раздел 1. Свойства, признаки и составные части предметов Практика: Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах ифигурах, буквах и словах. Раздел2. Сравнение Практика: Сходство. Различие. Существенные Упорядочивание признаков. Правила сравнения. и характерные Раздел 3. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями Практика: Противоположные отношения между понятиями. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям. Виды признаки. отношений. Раздел 4. Комбинаторика Практика: Перестановки. Размещения. Сочетания. Раздел 5. Элементы логики Практика: Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинноследственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения. Раздел 6. Развитие творческого воображения Практика: Создание собственных картин «Игра с закономерностями». Раздел 7. Практический материал Практика: Логические упражнения. Логические викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры. задачи. Интеллектуальные Результаты 2 года обучения: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя); развивать доброжелательность и отзывчивость; развивать способность вступать в общение с целью быть понятым. применять правила сравнения; 4 задавать вопросы; находить закономерность в числах, фигурах и словах; строить причинно-следственные цепочки; упорядочивать понятия по родовидовым отношениям; находить ошибки в построении определений; делать умозаключения. Учебно-тематический план 3 год обучения № Название раздела, темы 1 Свойства, признаки и составные части предметов Сравнение Комбинаторика Действия предметов Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями Элементы логики Развитие творческого воображения Практический материал 2 3 4 5 6 7 8 Всего количество часов всего 3 теория 2 2 4 2 практика 3 формы аттестации/контроля Тест № 1 2 2 4 2 Тест № 2 Творческая работа Тест № 3 Тест № 4 Тест № 5 Творческая работа Самостоятельная работа 8 2 3 4 4 2 3 26 4 22 Содержание учебно- тематического плана. Раздел 1. Свойства, признаки и составные части предметов Практика: Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов. Раздел 2. Сравнение Практика: Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры. Раздел 3. Комбинаторика Практика: Перестановки. Размещения. Сочетания. Раздел 4. Действия предметов Практика: Результат действия действий. Последовательность событий. предметов. Обратные действия. Порядок Раздел 5. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями Практика: Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. Раздел 6. Элементы логики Теория: Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания. 5 Практика: Знакомство с множеством и его элементами. Зачеркни ненужное. Замени – надпиши нужное. Включи недостающее (дополни). Сравнение множеств. Составление выражений и высказываний. Выбери соответствие по заданному отношению. Раздел 7. Развитие творческого воображения Практика: Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов». Раздел 8. Практический материал Практика: Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Результаты 3 года обучения: выделять свойства предметов; обобщать по некоторому признаку, находить закономерность; сопоставлять части и целое для предметов и действий; описывать простой порядок действий для достижения заданной цели; приводить примеры истинных и ложных высказываний; приводить примеры отрицаний; проводить аналогию между разными предметами; выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ; рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. Учебно-тематический план 4 год обучения № 1 2 3 4 5 Название раздела, темы количество часов всего теория Сравнение 2 Комбинаторика 2 1 Элементы логики 9 1 Развитие творческого 10 1 воображения Практический материал 3 Всего 26 3 формы практика аттестации/контроля 2 Тест №1 1 Творческая работа 8 Тест №2 9 Тест №3,4 3 23 Самостоятельная работа Содержание учебно- тематического плана. Раздел 1. Сравнение Практика: Упражнения на установление ситуативной связи между понятиями. Образное сравнение, зачеркни лишнее. Раздел 2. Комбинаторика Теория: Решение задач с помощью таблиц и графов. Практика: выполнение заданий на построение таблиц и графов, решение задач. Раздел 3. Элементы логики Теория: Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». 6 Логические возможности. Рассуждения. Выводы. Практика: Установление причинно-следственных отношений в тексте. Построение высказываний с логическими связками. Выбери нужное. Вычеркни лишнее. Раздел 4. Развитие творческого воображения Теория: Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира. Практика: Задания на выбор ответа. Раздел 5. Практический материал Практика: Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи. Результаты 4 года обучения: определять виды отношений между понятиями; решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов; находить закономерность в окружающем мире и русском языке; устанавливать ситуативную связь между понятиями; рассуждать и делать выводы в рассуждениях; решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то». 7