Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениегимназия № 94
Принято:
Педагогический совет
Протокол от 28.08.2023 № 11
Утверждаю:
Директор МАОУ – гимназия № 94
_____________С.А. Ярославцев
Приказ от 28.08.2023 № 60/3
Учебный план
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально- гуманитарной направленности
«Занимательная
логика»
г. Екатеринбург, 2023
Сводный учебный план
№
Название раздела, темы
2.
1 год
обучения
Свойства, признаки и составные части
6
предметов
Действия предметов
6
3.
Элементы логики
4
7
8
9
28
4.
Сравнение
2
4
2
2
10
5.
Комбинаторика
2
3
2
2
9
6.
Развитие творческого воображения
2
2
2
10
16
7.
Практический материал
3
3
3
3
12
8.
Взаимосвязь между
родовыми понятиями
Всего часов:
3
2
26
26
1.
видовыми
2 год
обучения
4
3
год 4
год
обучения обучения
3
4
и
25
всего
13
10
5
26
103
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
Название раздела, темы
количество часов
1
Свойства, признаки и составные
части предметов
2
3
4
5
6
7
Действия предметов
Элементы логики
Сравнение
Комбинаторика
Развитие творческого воображения
Практический материал
6
4
2
2
2
3
1
1
Всего
25
4
всего теория
6
1
1
формы
аттестации/контроля
практика
5
Входная
диагностика
Индивидуальная
диагностика Тест № 1
5
Тест № 2
3
Творческая работа
2
Самостоятельная работа
1
Самостоятельная работа
2
Творческая работа
3
Индивидуальная
диагностика Тест № 3
21
Содержание учебно- тематического плана.
Раздел 1. Свойства, признаки и составные части предметов
Теория: Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством.
Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.
Практика: Знакомство со свойствами предметов. Зачеркни ненужное. Замени – надпиши
нужное. Включи недостающее (дополни). Знакомство с повторяющимися признаками, замена их.
Нахождение закономерностей. Определение целого и частей.
Раздел 2. Действия предметов
Теория: Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий,
ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.
Практика: Знакомство со способом построения последовательности. Порядок действий,
определение. Зачеркни ненужное. Замени – надпиши нужное. Включи недостающее (дополни).
Построение последовательности. Определение целого действия и его частей.
Раздел 3. Элементы логики
Теория: Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая
операция «и».
Практика: Знакомство с истинными и ложными высказываниями. Построение
высказываний. Найди ошибки. Составление небольшого текста.
Раздел 4. Сравнение
Практика: Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков.
Выделение основания для сравнения. Составление объектов по данному основанию
Раздел 5. Комбинаторика
Теория: Хаотичный и систематический перебор вариантов.
Практика: Знакомство с видами перебора. Определение оптимального вида перебора.
Составление задания на вид перебора.
Раздел 6. Развитие творческого воображения
Практика: Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение
положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
Раздел 7. Практический материал
Практика: Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.
Результаты 1 года обучения:
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами; переносить свойства с одних предметов на
другие.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№
Название раздела, темы
1
Свойства, признаки и составные
части предметов
2
3
Сравнение
Взаимосвязь между видовыми и
родовыми понятиями
Комбинаторика
Элементы логики
Развитие творческого воображения
Практический материал
Всего
4
5
6
7
количество часов
всего
4
теория
практика
4
4
3
4
3
3
7
2
3
26
3
7
2
3
26
формы
аттестации/контроля
Индивидуальная
диагностика
Тест №1
Тест №2
Тест №3
Творческая работа
Тест №4
Тест №5
Творческая работа
Содержание учебно- тематического плана.
Раздел 1. Свойства, признаки и составные части предметов
Практика: Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в
числах ифигурах, буквах и словах.
Раздел2. Сравнение
Практика: Сходство. Различие. Существенные
Упорядочивание признаков. Правила сравнения.
и характерные
Раздел 3. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями
Практика: Противоположные отношения между понятиями.
Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
Виды
признаки.
отношений.
Раздел 4. Комбинаторика
Практика: Перестановки. Размещения. Сочетания.
Раздел 5. Элементы логики
Практика: Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинноследственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
Раздел 6. Развитие творческого воображения
Практика: Создание собственных картин «Игра с закономерностями».
Раздел 7. Практический материал
Практика: Логические упражнения.
Логические
викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.
задачи.
Интеллектуальные
Результаты 2 года обучения:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
применять правила сравнения;
4
задавать вопросы;
находить закономерность в числах, фигурах и словах;
строить причинно-следственные цепочки;
упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
находить ошибки в построении определений; делать умозаключения.
Учебно-тематический план
3 год обучения
№
Название раздела, темы
1
Свойства, признаки и составные
части предметов
Сравнение
Комбинаторика
Действия предметов
Взаимосвязь между видовыми и
родовыми понятиями
Элементы логики
Развитие творческого воображения
Практический материал
2
3
4
5
6
7
8
Всего
количество часов
всего
3
теория
2
2
4
2
практика
3
формы
аттестации/контроля
Тест № 1
2
2
4
2
Тест № 2
Творческая работа
Тест № 3
Тест № 4
Тест № 5
Творческая работа
Самостоятельная
работа
8
2
3
4
4
2
3
26
4
22
Содержание учебно- тематического плана.
Раздел 1. Свойства, признаки и составные части предметов
Практика: Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то
признаку. Состав предметов.
Раздел 2. Сравнение
Практика: Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
Раздел 3. Комбинаторика
Практика: Перестановки. Размещения. Сочетания.
Раздел 4. Действия предметов
Практика: Результат
действия
действий. Последовательность событий.
предметов. Обратные
действия. Порядок
Раздел 5. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями
Практика: Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
Раздел 6. Элементы логики
Теория: Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы
задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение,
пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.
5
Практика: Знакомство с множеством и его элементами. Зачеркни ненужное. Замени –
надпиши нужное. Включи недостающее (дополни). Сравнение множеств. Составление выражений
и высказываний. Выбери соответствие по заданному отношению.
Раздел 7. Развитие творческого воображения
Практика: Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на
тему «Состав предметов».
Раздел 8. Практический материал
Практика: Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи.
Интеллектуальные викторины.
Результаты 3 года обучения:
выделять свойства предметов;
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
приводить примеры отрицаний;
проводить аналогию между разными предметами;
выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и
аргументируя свой ответ;
рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Учебно-тематический план
4 год обучения
№
1
2
3
4
5
Название раздела, темы
количество часов
всего
теория
Сравнение
2
Комбинаторика
2
1
Элементы логики
9
1
Развитие
творческого
10
1
воображения
Практический материал
3
Всего
26
3
формы
практика аттестации/контроля
2
Тест №1
1
Творческая работа
8
Тест №2
9
Тест №3,4
3
23
Самостоятельная работа
Содержание учебно- тематического плана.
Раздел 1. Сравнение
Практика: Упражнения на установление ситуативной связи между понятиями. Образное
сравнение, зачеркни лишнее.
Раздел 2. Комбинаторика
Теория: Решение задач с помощью таблиц и графов.
Практика: выполнение заданий на построение таблиц и графов, решение задач.
Раздел 3. Элементы логики
Теория: Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность
отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то».
6
Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
Практика: Установление причинно-следственных отношений в тексте. Построение
высказываний с логическими связками. Выбери нужное. Вычеркни лишнее.
Раздел 4. Развитие творческого воображения
Теория: Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики
с точки зрения русского языка и окружающего мира.
Практика: Задания на выбор ответа.
Раздел 5. Практический материал
Практика: Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.
Результаты 4 года обучения:
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
7