РП Светофорчик Школа развития 23-24

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение- гимназия № 94

Принято:

Утверждаю:
Директор МАОУ – гимназия № 94

Педагогический совет
Протокол от 28.08.2023 № 11

_____________С.А. Ярославцев
Приказ от 28.08.2023 № 60/3

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально- гуманитарной направленности

«Светофорчик»
Возраст обучающихся 5-7 лет
Срок реализации 1 год

Составители:
Педагоги дополнительного образования:
Куимова Н.С.
Головизина Е.Р.

г. Екатеринбург, 2023

1

Пояснительная записка
Безопасность – это не просто система усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное
поведение во всех жизненных ситуациях. Ребёнок может оказаться в нестандартной
ситуации на улице, в детском саду, школе или дома. Важно научить детей самостоятельности
и ответственности. А также научить детей применять знания о личной безопасности в
реальной жизни.
К сожалению, в традиционной школе не делается упор на развитие знаний о личных
границах, умений выходить из конфликтных ситуаций, понимание своих чувств и эмоций.
Содержание данной программы направленно не только на усвоение дошкольниками
основных знаний о безопасности жизнедеятельности, но и на развитие коммуникативных
навыков, самостоятельности, а также на моральную подготовку к началу школьной жизни и
смену социальной роли от воспитанника к школьнику.
В программе используются различные формы и методы организации обучения детей
с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, при этом основным ориентиром
служит учет жизненного опыта детей.
Система безопасности жизнедеятельности развивает такие важные качества, как:
− самостоятельность – способность полагаться на себя в решении проблем и
эмоционально не зависеть от других
− осторожность – способность предварительно планировать поступки с учётом
возможных вариантов результата.
− ответственность – умение быть ответственным за свои действия и поступки,
− гибкость – умение менять стиль общения в зависимости от ситуации
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Уровень освоения программы – базовый.
Актуальность программы:
Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из
центровых проблем социума. Сегодня возникает необходимость обучения не только взрослых,
но и детей дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности. Каждый человек
может оказаться в чрезвычайной ситуации. Такие особенности ребенка, как доверчивость,
ведомость, открытость в общении и любознательность, способствуют уязвимости ребенка.
Адресат программы: программа разработана для детей 5,5-7 лет.
Данная программа рассчитана на детей 5,5-7 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Цель программы: формирование основ безопасности и тактичного поведения
дошкольников в быту, социуме, природе.
Режим занятий – занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30
минут.
Объем общеразвивающей программы – 28 часов.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, мастер-класс
Перечень
форм
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: беседа, мастер-класс, творческий отчет, практическое
занятие
Задачи:
Обучающие:
−
формирование представления и освоение способов безопасного поведения
−
формировать привычные представления о здоровье и здоровом образе жизни
−
Формировать первичные представления о себе, семье и социуме, освоение
общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в контексте
безопасного поведения
− Формировать навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе
освоения способов безопасного поведения
2

Развивающие:
− развитие умения использовать на практике полученные знания путем применения
изученных методов в учебной и познавательной деятельности;
− развитие речемыслительной деятельности у детей
− развитие коммуникативных навыков
Воспитательные:
− воспитание чувства ответственности и уверенности в своих силах;
− формировать ответственное отношение к своей безопасности и безопасности
окружающих
− совершенствовать трудолюбие, самоотдачу и организованность;
− воспитать культуру поведения на занятиях и на массовых мероприятиях.
Планируемые результаты
Предметные:
Учащиеся смогут:
− знать о значении природного окружения для здоровья человека, правила безопасного
поведения, пути и средства укрепления здоровья;
− знать источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут
возникнуть дома;
− знать правила дорожного движения;
− знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах, где можно и где нельзя
играть
− знать свой домашний адрес или уметь обозначить ориентиры, которые помогут
найти его место жительства.
− классифицировать явления, предметы;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
− определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
− проговаривать последовательность действий;
− учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией;
− учиться работать по предложенному учителем плану;
− учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
− учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
− ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного с
помощью учителя;
− добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
− перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
Коммуникативные УУД:
− донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
− слушать и понимать речь других;
− совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
Личностные:

3

− определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
− в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения
− способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать
вопросы, устанавливать, какие из предложенных задач могут быть успешно решены;
Сводный учебный план
№

Название раздела, темы

Кол-во часов

1.
2.
3.

Введение в предмет. Знакомство с предметом.
Отношения со сверстниками и взрослыми
Основы безопасности

2
8
12

4.

Развитие самостоятельности

6

Всего часов:

28

4

Содержание учебного плана
Учебно-тематический план
№
1.

2.

3.

4.

1 год обучения
Название раздела,
темы
Введение в предмет.
Знакомство
с
предметом.
Отношения
сверстниками
взрослыми
Основы
безопасности

со
и

Развитие
самостоятельности
Всего

количество часов
всего
теория
2
1

практика
1

8

4

4

12

6

6

6

3

3

28

14

формы
аттестации/контроля
Входная диагностика
группы,
Индивидуальная
диагностика
Сквозной
контроль
выполнения заданий
на каждом занятии;
Сквозной
контроль
выполнения заданий
на каждом занятии;
Сквозной
контроль
выполнения заданий
на каждом занятии;

14

Содержание учебно-тематического плана.
Раздел 1. Введение предмет. Знакомство с предметом
Теория: знакомство с понятием «безопасность» и видами безопасности, понятие
"общение", способы и правила общения.
Практика: межличностное, диалоговое, групповое, массовое общение.
Раздел 2. Отношения со сверстниками и взрослыми
Теория: знакомство с понятиями «эмоции», «конфликты», «личные границы», учатся
выходить из конфликтов, контролировать свои эмоции, понимать свои личные границы и
личные границы других людей, узнают этические и нравственные нормы.
Практика: можно использовать различные игры и упражнения, например «машинаводитель», «стул комплиментов», «зеркало» и др. Важно, проводить рефлексию на
завершающих этапах занятий, давать детям возможность делиться своими ощущениями во
время игр и упражнений.
Данные упражнения необходимы для понимания чувств и мотивов поступков как
своих, так и других людей.
Раздел 3. Основы безопасности
Теория: На занятиях дети узнают правила поведения на улице, дома и в школе, ПДД.
Знакомятся с алгоритмом действий в некоторых опасных ситуациях.
Практика: Изучения правил безопасности плотно связано с практическими
заданиями: работа с карточками, решение ситуативных задач, сюжетно-ролевые игры.
Раздел 4. Развитие самостоятельности
Теория: знакомство с понятием «самостоятельность», узнают, что нужно положить в
портфель, запоминают домашний адрес и ФИО родителей, учатся бережливо относиться к
вещам.
Практика: Практические занятия играют колоссальную роль при изучении этого
раздела. Работа с карточками, викторины, соревнования помогают быстро запомнить адрес
и ФИО родителей, помогают закрепить навыки сбора портфеля. С помощью раздаточного
материала дети учатся завязывать шнурки, беречь свои вещи.
5

Результаты 1 года обучения:
−
Называть правила дорожного движения
−
Знать
и
использовать
понятия
«безопасность»,
«эмоция»,
«самостоятельность»
−
Называть правила поведения в школе
−
Уметь собирать портфель, застегивать пуговицы, завязывать шнурки
−
Называть свой домашний адрес, ФИО родителей
−
Различать свои чувства и эмоции
−
Владеть основными способами общения
−
Уметь аккуратно складывать свои вещи
−
Организовывать рабочее место
Календарный учебный график на 2023-2024 уч. год
Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении
образования для отдыха и иных социальных целей (далее — каникулы):
даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года;
сроки и продолжительность каникул;
сроки проведения промежуточной аттестации.
Календарный учебный график разрабатывается Организацией в соответствии с
требованиями
к
организации
образовательного
процесса,
предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Календарный учебный график составляется и утверждается ежегодно.
Дата начала учебного года - 4 сентября.
Дата окончания учебного года – 30марта.
Продолжительность учебного года при обучении по Программе для обучающихся
составляет 28 недель
Сроки и продолжительность 1 четверти

с 01.09. 2023 г. по 27.10.2023 г.
8 недель

Сроки и продолжительность осенних каникул

с 28.10.2023 г. по 06.11.2023 г. (10
календарных дней)

Сроки и продолжительность 2 четверти

07.11.2023 г. по 29.12.2023 г.
8 недель

Сроки и продолжительность зимних каникул

с 30.12.2023 г. по 08. 01. 2024 г. (10
календарных дней)

Сроки и продолжительность 3 четверти

с 09.01.2024 г. по 30.03.2024 г.
11 недель

Место проведения занятий: МАОУ – гимназия № 94 город Екатеринбург, ул. Бажова 139.
6

Время и дата в соответствии с утвержденным расписанием.
Номер
учебной
недели

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Даты
учебной
недели

01.09.202309.09.2023
11.09.202316.09.2023
18.09.202323.09.2023
25.09.202330.09.2023
02.10.2023 07.10.2023
09.10.2023 14.10.2023
16.10.2023 21.10.2023
23.10.2023 28.10.2023
07.11.2023 11.11.2023
13.11.2023 18.11.2023
20.11.2023 25.11.2023

Номер
учебной
недели

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Даты
недели

учебной

04.12.2023 09.12.2023
11.12.2023 16.12.2023
18.12.2023 23.12.2023
25.12.2023 30.12.2023
09.01.2024 13.01.2024
15.01.2024 20.01.2024
22.01.202427.01.2024
29.01.2024 03.02.2024
05.02.202410.02.2024
12.02.2024 17.02.2024
19.02.2024 24.02.2024

Номер
учебной
недели

25.
26.
27.
28.

Даты
недели

учебной

04.03.2024 09.03.2024
11.03.2024 16.03.2024
18.03.202422.03.2024
24.03.2024 30.03.2024

7

№
п/п

1.

№
учеб
ной
неде
ли
1.

Форма занятия

Раздел I . Вводные занятия
Комбинированное
занятие
коллективной форме
Комбинированное
занятие
коллективной форме

Количество
часов
тео
пра
рия
кти
ка
0,5
0,5

Что мы знаем о безопасности?

Тестовая работа

в

0,5

0,5

Знакомство с предметом ОБЖ

0,5

0,5

Что такое вежливость?

0,5

0,5

Что такое вежливость?

0,5
0,5

0,5
0,5

в

0,5

0,5

Что такое конфликты?
Учимся выходить из споров и
конфликтов
Что такое эмоции?

Работа по
индивидуальным
заданиям
Работа по
индивидуальным
заданиям
Работа по
индивидуальным
заданиям
Творческая презентация
Творческая презентация

в

0,5

0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

2.

3.

3.

4.

4.

Раздел II: Отношения со сверстниками
и взрослыми
Индивидуально-фронтальное занятие
Индивидуально-фронтальное занятие

5.
6.

5.
6.

Работа в группах и парах, деловая игра
Работа в группах и парах, деловая игра

7.

7.

8.
9.
10.
11.
12.

Форма контроля

в

2.

Комбинированное
занятие
коллективной форме
8. Комбинированное
занятие
коллективной форме
9. Индивидуально-фронтальное занятие
10. Индивидуально-фронтальное занятие
11. Индивидуально-фронтальное занятие
12. Индивидуально-фронтальное занятие

Тема занятия

Как
контролировать
свои
эмоции?
Учимся общаться со взрослыми
Учимся общаться со взрослыми
Правила поведения в школе
Правила поведения в школе

Тестовая работа
Тестовая работа
Творческая презентация
Творческая презентация
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
8

13.
14.

13. Раздел III: основы безопасности
Индивидуально-фронтальное занятие
14. Комбинированное
занятие
коллективной форме

Самостоятельная работа

0,5

в

0,5

0,5

в

0,5

0,5

Внимание – машина

Творческая презентация
Творческая презентация
Самостоятельная работа

Проверочная работа по
индивидуальным
заданиям
Проверочная работа по
индивидуальным
заданиям
Творческая презентация

15.

15. Комбинированное
коллективной форме

16.

16. Индивидуально-фронтальное занятие

0,5

0,5

17.
18.
19.

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5

0,5

Здоровый образ жизни

Самостоятельная работа

21.

17. Индивидуально-фронтальное занятие
18. Индивидуально-фронтальное занятие
19. Комбинированное
занятие
в
коллективной форме
20. Комбинированное
занятие
в
коллективной форме
21. Работа в группах и парах, деловая игра

Учимся
уважать
личные
границы
Изучаем свой организм
Мы учимся чистить зубы
Здоровый образ жизни

0,5

0,5

Зачем нужен спорт

Творческая презентация

22.

22. Работа в группах и парах, деловая игра

0,5

0,5

Разговор о правильном питании

Творческая презентация

23.

23. Комбинированное
занятие
в
коллективной форме
24. Комбинированное
занятие
в
коллективной форме
25. Раздел IV: Развитие самостоятельности
Комбинированное
занятие
в
коллективной форме
26. Работа в парах

0,5

0,5

Разговор о правильном питании

Самостоятельная работа

0,5

0,5

Осанка человека

Самостоятельная работа

0,5

0,5

Учимся завязывать шнурки

Самостоятельная работа

0,5

0,5

Учимся беречь вещи

Проверочная работа по
индивидуальным
заданиям

20.

24.
25.

26.

занятие

Дорожные знаки – помощники
на улицах города.
Дорожные знаки – помощники
на улицах города

0,5

9

27.

27. Комбинированное
коллективной форме

занятие

в

0,5

0,5

Учимся застегивать пуговицы

28.

28. Комбинированное
коллективной форме

занятие

в

0,5

0,5

Учимся собирать портфель

итого

Проверочная работа по
индивидуальным
заданиям
Проверочная работа по
индивидуальным
заданиям

28

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».