Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение- гимназия № 94 Принято: Утверждаю: Директор МАОУ – гимназия № 94 Педагогический совет Протокол от 28.08.2023 № 11 _____________С.А. Ярославцев Приказ от 28.08.2023 № 60/3 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Занимательный Английский» Возраст обучающихся 5,5 –7 лет Срок реализации 1 год Составитель: Педагог дополнительного образования: Сырицо Л.А. г. Екатеринбург, 2023 Пояснительная записка Раннее обучение дошкольников иноязычной речи на сегодняшний день является актуальным. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особенностей. Обучая детей дошкольного возраста, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей, учитывая неустойчивость внимания малышей. Ребёнок утомляется не деятельностью, а ее однообразием, и хорошо запоминает только то, что для него интересно и вызывает у него эмоциональный отклик. Учитывая это, нужно использовать разнообразные игры, соревнования, наглядный материал. Игра создает прекрасные условия для овладения языком, а особенно продуктивна она в дошкольном возрасте. Английский язык стимулирует развитие любознательности. Основным принципом при обучении английскому языку является коммуникативно-познавательная деятельность детей. На начальном этапе обучения детей иностранному языку закладываются основы для формирования умений и навыков, обеспечивающих речевую деятельность. Здесь должны быть в основном сформированы произносительные навыки. Поэтому данный этап при обучении дошкольников иностранному языку является наиболее ответственным. Направленность программы: социально-гуманитарная. Программа «Занимательный Английский", направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а также познавательных и языковых способностей; способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению. Нормативно-правовые акты: программа разработана на основе: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции; − Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; − Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; − Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и Организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41); − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; − Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242; − Распоряжение правительства Свердловской области № 70-Д от 26.06.2019 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области; − Устав ОО; − Положение о дополнительном образовании ОО. Уровень освоения программы: базовый. Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательный Английский» по функциональному предназначению является учебно-познавательной; по форме организации – групповой. Программа дает общее представление детям о мире как многоязычном и поликультурном сообществе. Она призвана обеспечить усвоение базовых основ, и способствовать формированию навыков решения элементарных коммуникативных задач на английском языке, а также, приобретению элементарных страноведческих знаний о странах изучаемого языка. Актуальность программы: определяется запросом со стороны детей и родителей. В современной жизни возросла значимость изучения иностранного языка, и соответственно повысился интерес к раннему обучению детей. Изучение иностранного языка в раннем возрасте особенно эффективно, т. к. именно дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры. Эти детские впечатления сохраняются на долгое время и способствуют развитию внутренней мотивации изучения первого, а позже и второго иностранного языка. В целом, раннее обучение неродному языку несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития детей. Раннее обучение иностранному языку развивает ребенка всесторонне. У него улучшается память, сообразительность, развивается наблюдательность. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, задачи обучения тесно связаны с миром, в котором живет ребенок. Это мир сказок, стишков, песенок, где царит любознательность и желание поиграть со сверстниками. Данная программа базируется на принципах коммуникативного обучения и направлена на формирование положительной познавательной мотивации. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания, умения и навыки, когда пойдут в школу. К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе. Новизна: состоит в частой смене видов деятельности детей, использовании игровых технологий, именно игра создает прекрасные условия для овладения языком, а особенно продуктивна она в дошкольном возрасте. Пристальное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей. Отличительные особенности программы «Занимательный Английский» заключаются в использовании современных технологий для активизации деятельности ребенка на занятиях, вовлечении каждого в совместную деятельность, формировании положительной познавательной мотивации. Педагогическая целесообразность: объясняется тем, что предлагаемые в программе принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность); формы и методы обучения (групповая, парная, индивидуальная работа, методы контроля и управления деятельностью детей); средства обучения доступные для детей (необходимые наглядные и раздаточные материалы, аудио и видео материалы) эффективно сказываются на развитии ключевых компетенций личности обучающихся, создают благоприятные условия для коммуникативно-психологической адаптации ребенка к изучению иностранного языка, подготавливают базу для успешного перехода к углубленному изучению английского языка в начальных классах гимназии. Адресат программы: программа ориентирована на работу с детьми дошкольного возраста. Возрастная группа: 5,5-7 лет. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – Формирование у детей дошкольного возраста иноязычной коммуникативной компетентности и развитие устойчивого интереса к дальнейшему изучению английского языка. ЗАДАЧИ 1. Образовательные: − сформировать элементарные умения и навыки общения на английском языке; − формировать элементарные знания в области лексики и грамматики английского языка, навыки правильного произношения английских звуков. 2. Развивающие: − развивать коммуникативные навыки; − развивать речевые, интеллектуальные, познавательные способности детей, необходимые для изучения иностранного языка (фонематический слух, способность к догадке, память, внимание, воображение, мышление). 3. Воспитательные: − побуждать к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики; − создать доброжелательную атмосферу, осуществлять обучение на фоне доверительных отношений между педагогом и детьми; − воспитывать чувство толерантности. Срок и объём реализации: Программа рассчитана на 1 год обучения, из расчета 1 час в неделю. Программа включает в себя 28 учебных недель. Объем программы за весь период обучения составляет 28 часов. Формы обучения, формы проведения учебных занятий. Форма обучения – очная. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы от 7 до 20 человек. Форма проведения занятий может быть различной, в зависимости от поставленных задач, по выбору педагога: − групповая; − парная; − игры; − упражнения и т.д. Методы обучения: Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей: − словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ); − наглядные (картинки, видео, образцы, игрушки); − метод наблюдения; − игровые (дидактические, развивающие, подвижные). Планируемые результаты освоения программы: Главным ожидаемым результатом освоения программы должно стать развитие у детей интереса к изучению английского языка. Обучающиеся должны знать: − основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); − интонацию различных коммуникативных типов предложений; − особенности произношения специфических звуков английского языка; − основные нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка; − роль владения иностранными языками в современном мире; − названия англоязычных стран. Обучающиеся должны уметь: − называть лексические единицы, изученные по программе (числа от 1 до 10, цвета, названия игрушек, фруктов, овощей, животных и т.д.) − понимать на слух обращения педагога на английском языке, построенные на знакомом материале; − использовать активный словарь в речи; − выполнять по просьбе учителя простые действия; − строить краткие диалоги; − петь песенки; − понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных текстов (мультфильмы). Обучающие должны владеть: − словами по изученным темам, правилами употребления грамматических форм, связанных с этими темами, адекватным произношением и интонацией основных типов предложений. Учебно-тематический план № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Название раздела, темы «Greeting. Introduction». Приветствие. Знакомство. «Commands. School objects. Body parts». Команды. Предметы школьного обихода. Части тела. «Toys. I have a cat». Игрушки. У меня есть … . Игра «What is missing?» «Count (1-10)». Счет от 1 до 10. Игра «How many toys can you see?» «Color». Цвет. Игра «What color is it?» «Fruit. I like apples». Фрукты. Я люблю … «Vegetables. What colour is the carrot?» Овощи. Какого цвета морковь? «Animals. I can run». Животные. Я умею бегать. Игра «Guess the animal». Формы аттестации/контроля Количество часов всего теория практика 2 0,5 1,5 педагогическое наблюдение, ответы детей 4 0,5 3,5 игра, наблюдение, ответы детей 3 1 2 игра, наблюдение 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 3 1 2 игра, передача обучающимся роли педагога карточки с заданиями, ответы детей творческий отчет 3 1 2 ответы детей 3 1 2 игра, наблюдение, ответы детей 9. 10. Итого Праздники и традиции англоязычных стран. «Christmas and New Year» Рождество и Новый год 2 0,5 1,5 творческое задание, ответы детей 4 1 3 творческий отчет, передача обучающимся роли педагога, ответы детей, карточки с заданиями 28 7,5 20,5 «Расскажу все, что знаю». Повторение всего изученного материала Содержание учебно-тематического плана Тема 1. «Greeting. Introduction». Приветствие. Знакомство. Теория: Знакомство с приветственными словами: Hello! Hi! Good morning! Good evening! Goodbye! Введение лексических единиц по теме знакомство: What is your name? My name is … . Просмотр видео по теме. Практика: Ведение диалога по теме между ребёнком и учителем (игрушкой), между детьми. Песенка «What is your name?» Тема 2. «Commands. School objects. Body parts». обихода. Части тела. Команды. Предметы школьного Теория: Введение лексики по теме: Stand up, sit down, turn around, clap your hands, point to …, nod your head, stamp your feet; door, window, table, chair, board, desk; head, shoulders, knees, toes, hands, foot, feet. Практика: Выполнение команд (руководит учитель, затем желающие дети). Игра «Simon says …». Песня-зарядка «Head, shoulders, knees and toes». Песня «Clap your hands». Тема 3. «Toys». Игрушки. Игра «What is missing?» Теория: Введение лексики по теме «Игрушки» с помощью картинок. Просмотр видео по теме. Введение структуры «I have a (cat)». Практика: Игра «Угадай», песня-зарядка «Teddy bear», игры «Snowball» и «What is missing?». Тема 4. «Count (1-10)». Счет от 1 до 10. Игра «How many toys can you see?» Теория: Знакомство с числительными с помощью компьютерной презентации. Просмотр видео по теме. Обучение счету с помощью карандашей, картинок. Знакомство с множественным числом существительных с помощью игрушек и картинок. Введение структуры «I am 5/6». Практика: Упражнение «Сосчитай предметы, игрушки, животных», игра «How many toys can you see?» и «Guess the number», составление диалога. Дети дают команды друг другу. Тема 5. «Color». Цвет. Игра «What color is it?» Теория: Знакомство с цветами с помощью видео. Введение вопроса «What color is it?» Практика: Разучивание песни о цветах. Игра «What color is it?» Игра «Color. Раскрась». Тема 6. «Fruit. I like apples». Фрукты. Я люблю … Теория: Введение лексики по теме «Фрукты» с помощью картинок. Просмотр видео по теме. Введение структуры «I like … . I don’t like …» Практика: Игра «Угадай фрукт». Песня про фрукты. Дети рассказывают свои предпочтения, используя фразы «I like... . I don’t like...», считают фрукты, называют их цвет. Тема 7. «Vegetables. What color is the carrot?» Овощи. Какого цвета морковь? Теория: Введение лексики по теме «Овощи» с помощью картинок. Практика: Разучивание песни про овощи и фрукты. Песня-зарядка «Head, shoulders, knees and toes». Игра «Овощ или фрукт?» Рассказ о своих любимых овощах и фруктах и их цвете. Тема 8. «Animals. I can run». Животные. Я умею бегать. Игра «Guess the animal». Теория: Знакомство с лексикой по теме «Животные». Просмотр видео по теме. Введение структуры «I can (run)». Монолог о себе «Что я умею делать». Практика: Игра «Угадай животное». Песня о животных. Песня «What can I do?» Рассказ о себе и животных «Что я умею делать». Тема 9. Праздники и традиции англоязычных стран. «Christmas and New Year». Рождество и Новый год. Теория: Знакомство с традициями празднования Рождества и Нового года в англоязычных странах (фото и видео). Просмотр мультфильма про Санта Клауса. Практика: Слушаем и поем рождественские песни. Изготовление новогодней открытки. Тема 10. «Расскажу все, что знаю». Повторение всего изученного материала. Теория: Повторение изученной лексики. Составление монолога о себе и своей любимой игрушке. Практика: Поем песни: «Teddy bear», «Head, shoulders, knees and toes», «What is your name?». Составляем диалоги и монологи на изученные темы. Игры: «Угадай», «Simon says …», «Раскрась». Календарный учебный график Календарный учебный график на 2023-2024 уч. год Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей (далее — каникулы): даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года; сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточной аттестации. Календарный учебный график разрабатывается Организацией в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Календарный учебный график составляется и утверждается ежегодно. Дата начала учебного года - 4 сентября. Дата окончания учебного года – 30марта. Продолжительность учебного года при обучении по Программе для обучающихся составляет 28 недель Сроки и продолжительность 1 четверти с 01.09. 2023 г. по 27.10.2023 г. 8 недель Сроки и продолжительность осенних каникул с 28.10.2023 г. по 06.11.2023 г. (10 календарных дней) Сроки и продолжительность 2 четверти 07.11.2023 г. по 29.12.2023 г. 8 недель Сроки и продолжительность зимних каникул с 30.12.2023 г. по 08. 01. 2024 г. (10 календарных дней) Сроки и продолжительность 3 четверти с 09.01.2024 г. по 30.03.2024 г. 11 недель Место проведения занятий: МАОУ – гимназия № 94 город Екатеринбург, ул. Бажова 139. Время и дата в соответствии с утвержденным расписанием. Номер учебной недели 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Даты учебной недели 01.09.202309.09.2023 11.09.202316.09.2023 18.09.202323.09.2023 25.09.202330.09.2023 02.10.2023 07.10.2023 09.10.2023 14.10.2023 16.10.2023 21.10.2023 23.10.2023 28.10.2023 07.11.2023 11.11.2023 13.11.2023 18.11.2023 20.11.2023 25.11.2023 Номер учебной недели 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Даты недели учебной 04.12.2023 09.12.2023 11.12.2023 16.12.2023 18.12.2023 23.12.2023 25.12.2023 30.12.2023 09.01.2024 13.01.2024 15.01.2024 20.01.2024 22.01.202427.01.2024 29.01.2024 03.02.2024 05.02.202410.02.2024 12.02.2024 17.02.2024 19.02.2024 24.02.2024 Номер учебной недели 25. 26. 27. 28. Даты недели учебной 04.03.2024 09.03.2024 11.03.2024 16.03.2024 18.03.202422.03.2024 24.03.2024 30.03.2024 № Количеств о часов тео пра ри кти я ка 0,5 1,5 Форм а занят ия Тема Формы контроля 1. № учеб ной неде ли 1-2 Ролев ая игра (диал ог с игру шкой) педагогическ ое наблюдение, ответы детей 2. 3-6 0,5 3,5 Игров ая, разуч ивани е песни 3. 7-9 1 2 Работ а с карти нкой, игров ая, разуч ивани е песни 4. 1011 0,5 1,5 Игров ая, парна я «Greeting. Introduction». Приветствие. Знакомство. 1.Знакомство с приветственными словами: Hello! Hi! Good morning! Good evening! Goodbye! 2. Введение лексических единиц по теме знакомство: What is your name? My name is … . 3. Просмотр видео по теме. 4. Ведение диалога по теме между ребёнком и учителем (игрушкой), между детьми. 5. Песенка «What is your name?» «Commands. School objects. Body parts». Команды. Предметы школьного обихода. Части тела. 1. Введение лексики по теме: Stand up, sit down, turn around, clap your hands, point to …, nod your head, stamp your feet; door, window, table, chair, board, desk; head, shoulders, knees, toes, hands, foot, feet. 2. Выполнение команд (руководит учитель, затем желающие дети). 3. Игра «Simon says …». 4. Песня-зарядка «Head, shoulders, knees and toes». 5. Песня «Clap your hands». «Toys». Игрушки. Игра «What is missing?» 1. Введение лексики по теме «Игрушки» с помощью картинок. 2. Просмотр видео по теме. 3. Введение структуры «I have a (cat)». 4. Игра «Угадай». 5. Песня-зарядка «Teddy bear». 6. Игры «Snowball» и «What is missing?». «Count (1-10)». Счет от 1 до 10. Игра «How many toys can you see?» 1. Знакомство с числительными с игра, наблюдение, ответы детей игра, наблюдение игра, передача обучающимс 5. 1213 0,5 1,5 Игров ая 6. 1416 1 2 Работ а с карти нкой, Игров ая, устно е высту плени е 7. 1719 1 2 Игров ая, Устно е высту плени е помощью компьютерной презентации. 2. Просмотр видео по теме. 3. Обучение счету с помощью карандашей, картинок. 4. Знакомство с множественным числом существительных с помощью игрушек и картинок. 5. Введение структуры «I am 5/6». 6. Упражнение «Сосчитай предметы, игрушки, животных». 7. Игры «How many toys can you see?» и «Guess the number». 8. Составление диалога. 9.Дети дают команды друг другу. «Color». Цвет. Игра «What color is it?» 1. Знакомство с цветами с помощью видео. 2. Введение вопроса «What color is it?» 3. Разучивание песни про цвета. 4. Игра «What color is it?» 5. Игра «Color. Раскрась». «Fruit. I like apples». Фрукты. Я люблю … 1. Введение лексики по теме «Фрукты» с помощью картинок. 2. Просмотр видео по теме. 3. Введение структуры «I like … . I don’t like …» 4. Игра «Угадай фрукт». 5. Песня про фрукты. 6. Дети рассказывают свои предпочтения, используя фразы «I like... . I don’t like...», считают фрукты, называют их цвет. «Vegetables. What color is the carrot?» Овощи. Какого цвета морковь? 1. Введение лексики по теме «Овощи» с помощью картинок. 2. Разучивание песни про овощи и фрукты. 3. Песня-зарядка «Head, shoulders, knees and toes». 4. Игра «Овощ или фрукт?» 5. Рассказ о своих любимых овощах и фруктах и их цвете. я роли педагога карточки с заданиями, ответы детей творческий отчет ответы детей 8. 2022 1 2 Устно е высту плени е 9. 2324 0,5 1,5 Выста вка работ , разуч ивани е песни 10. 2528 1 3 Устно е высту плени е, игров ая 7,5 20,5 Итог о «Animals. I can run». Животные. Я умею бегать. Игра «Guess the animal». 1. Знакомство с лексикой по теме «Животные». 2. Просмотр видео по теме. 3. Введение структуры «I can (run)». 4. Монолог о себе «Что я умею делать». 5. Игра «Угадай животное». 6. Песня о животных. 7. Песня «What can I do?» 8. Рассказ о себе и животных «Что я умею делать». Праздники и традиции англоязычных стран. «Christmas and New Year». Рождество и Новый год. 1. Знакомство с традициями празднования Рождества и Нового года в англоязычных странах (фото и видео). 2. Просмотр мультфильма про Санта Клауса. 3. Слушаем и поем рождественские песни. 4. Изготовление новогодней открытки. «Расскажу все, что знаю». Повторение всего изученного материала. 1. Повторение изученной лексики. 2. Составление монолога о себе и своей любимой игрушке. 3. Поем песни: «Teddy bear», «Head, shoulders, knees and toes», «What is your name?». 4. Составляем диалоги и монологи на изученные темы. 5. Игры: «Угадай», «Simon says…», «Раскрась». Оценочные материалы. Формы и методы контроля, система оценок. Педагогический мониторинг результатов освоения программы. игра, наблюдение, ответы детей творческое задание, ответы детей творческий отчет, передача обучающимс я роли педагога, ответы детей, карточки с заданиями Педагог разрабатывает форму наблюдения и оценивания индивидуальной деятельности ребенка (примерная форма представлена в таблице). ФИ обучающихся Внимательно слушает учителя, презентацию, видео Старается повторить правильно, улавливает нюансы английского произношения Активно участвует в играх Умеет слушать высказывания других ребят Хорошо запоминает новую лексику Помнит лексику с предыдущих занятий Успешно участвует в диалоге Может составить монолог из 3-5 предложений Комфортно чувствует себя на уроке Аня + Игорь - Катя ++ + + + + + - + + + + ++ - + + - + + - + + + + + Лена Миша Настя Условия реализации программы: Организационно-педагогические условия Программа «Английский для детей» рассчитана на работу с обучающимися 5,5-7 лет. Занятия проводятся с группой 7-20 человек. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной. Недельная нагрузка составляет 1 час. Продолжительность занятий: 30 минут Кадровое обеспечение Педагоги, работающие по данной программе, имеют первую или высшую квалификационную категорию. Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки в образовательной организации, способствующей творческому и профессиональному росту педагогов. Педагоги постоянно поддерживаются и поощряются за успешную работу, высокие достижения творческих коллективов, которыми они руководят. Материально-техническое обеспечение программы: • парты и стулья для детей; • мультимедиа проектор; • интерактивная доска; • компьютер; • игрушки; • наборы карточек и картинок по темам. Список литературы Список литературы для педагога: 1. Белина Л. И. Английский язык для детей. - Москва: АСТ, 2014. 2. Бородина О.В., Донецкая Н.Б. «English is fun», Тамбов, ТОИПКРО, 2005. 3. Вронская И. В. 105 занятий по английскому языку для дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада, учителей английского языка и родителей. - СПб.: КАРО, 2009. 4. Дж. Стайнберг «110 игр на уроках английского языка», Астрель, 2006. 5. Епанчинцева Н. Д. Примерная «Сквозная» программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и первом классе начальной школы/ Н. Д. Епанчинцева-Белгород 2008г. 6. Ижогина Т.И., Бортников С.А. Игры для обучения английскому языку, Ростов-наДону, «Феникс», 2004. 7. Земченкова Т.В. Английский для дошкольников. - М.: ВАКО, 2008. 8. Кириллова Ю. В. Английский для дошкольников. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. 9. Карлова Е. English games. Игры для изучения английского языка для детей. - СПб.: Питер, 2014. 10. Мурзинова И. А. English Lessons for Kids. Уроки английского языка для детей. Учебно-методическое пособие для занятий по английскому языку с дошкольниками. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2014. 11. Шишкова И.А., М.Е.Вербовская «Английский для малышей» под редакцией Н.А.Бонк, РОСМЭН, М., 2005. 12. Штайнепрайс М.В. Английский язык и дошкольник. Программа обучения дошкольников английскому языку. – М.: ТЦ Сфера, 2007.