Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениегимназия № 94 Принято: Утверждаю: Директор МАОУ – гимназия № 94 Педагогический совет Протокол от 28.08.2023 № 11 _____________С.А. Ярославцев Приказ от 28.08.2023 № 60/3 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «Tea Time» Возраст обучающихся 6,5–11лет Срок реализации 1 год Выполнила: Берестоваа Светлана Радиковна Педагог дополнительного образования, Учитель английского языка Екатеринбург, 2023 Оглавление I. Пояснительная записка................................................................................................................... 3 II. Планируемые результаты........................................................................................................... 4 III. Сводный учебный план ............................................................................................................... 5 IV. Содержание учебного плана ....................................................................................................... 6 V. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год ....................................................... 9 VI. Материально-техническое обеспечение ................................................................................. 11 VII. Кадровое обеспечение ................................................................................................................ 11 VIII. Формы аттестации ..................................................................................................................... 11 IX. X. Методические материалы ..................................................................................................... 11 Оценочные материалы .................................................................................................................. 11 XI. Рабочая программа воспитания .............................................................................................. 12 XII. Календарный план воспитательной работы ......................................................................... 12 XIII. Литература ............................................................................................................................... 13 XIV. Сведения о разработчике программы ................................................................................ 13 XV. Аннотация .................................................................................................................................... 13 I. Пояснительная записка Современная концепция обучения иностранному языку предусматривает формирование коммуникативной компетенции учащихся. Ее составной частью является речевая компетенция, предполагающая развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности и, в том числе, говорения. Однако в рамках классно-урочной системы, уделяется недостаточное внимание произношению и беглости речи ученика. Кроме того, многие ученики не используют английский в устной речи вне школы в связи с отсутствием естественной языковой среды, что может препятствовать повышению мотивации к изучению иностранного языка. Нередко сталкиваясь с носителями иностранного языка, ученики не могут сориентироваться и вступить в диалог с другим человеком на иностранном языке. Неудачи, возникающие в результате вышеописанных ситуациях, не позволяют ученику полноценно раскрыть свой потенциал и снижают мотивацию. Таким образом, наличие активного словарного запаса поможет ученикам расширить круг общения и разнообразить картину мира. На начальном этапе закладывается основа практического владения языковым материалом, преодолевается психологический барьер, формируется артикуляционный аппарат, происходит знакомство с иноязычной культурой. Необходимость данной дополнительной программы обусловлена тем, что в существующих учебниках английского языка этому аспекту уделяется недостаточное внимание. Поэтому предложенная дополнительная рабочая программа может стать поддержкой школьной программе и углублением знаний, получаемых на уроках устной речи. Изменения в современных общественных отношениях требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, обогащать и углублять знания. Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана программа: − Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции; − Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” − СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; − СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; − Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. № 093242; − Распоряжение правительства Свердловской области № 70-Д от 26.06.2019 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; − Приказ Дворца молодежи № 136-д от 26.02.2021 «О проведении сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области в 2021 году» − Устав ОО; − Положение о дополнительном образовании ОО. Целью Дополнительной общеобразовательной программы является формирование у младших школьников иноязычной коммуникативной компетенции и развитие их интеллектуального и творческого потенциала в процессе игровой деятельности средствами английского языка. Формирование у слушателей программы иноязычной коммуникативной компетенции регламентируется государственным образовательным стандартом начального общего образования. Федеральным Основные задачи программы: − способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения; − познакомить детей с культурой стран изучаемого языка (литература, музыка, традиции, праздники и т.д.); − развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой; − развивать учебные умения и формировать у младших школьников рациональные приемы овладения иностранным языком; − формировать у детей готовность к общению на иностранном языке; − способствовать воспитанию уважения к другой культуре и ее представителям; − способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность); − прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культур. II. Планируемые результаты Предметные результаты освоения программы включают: 1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения, этикета; 2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; 3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Личностные результаты освоения программы образования отражают: 1) становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, профессий, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) формирование эстетических потребностей, 6) развитие этических чувств, нравственной отзывчивости, понимания людей; ценностей доброжелательности и сопереживания и чувств; и эмоциональночувствам других Метапредметные результаты освоения программы: 1) овладение деятельности, способностью поиска принимать и средств сохранять цели ее и задачи учебной осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения понимать деятельности и способности конструктивно неуспеха; 4) активное использование речевых коммуникационных технологий для познавательных задач. причины успеха/неуспеха учебной действовать даже в ситуациях средств и средств информационных решения коммуникативных Сводный учебный план III. № Название раздела, темы Количество часов 1. Введение в курс английского языка. Знакомство с 2 часа предметом. 2. Семейный отдых. Туризм. 22 часа 2.1 Знакомство с видами отдыха 5 часов 2.2 Курорт. Основы диалога с работниками отеля 5 часов 2.3 Палаточный отдых. 5 часов 2.4 Постановка и отработка сценок по выбранной тематике. 5 часов 2.5 Представление сценок по выбранной тематике. 2 часа 3. Основы столового этикета и светской беседы. 22 часа 3.1 Зачем нам нужен этикет? 5 часов 3.2 Светская беседа за столом. 5 часов 3.3 Посуда и столовые приборы. 5 часов 3.4 Традиции чаепития в Великобритании. 5 часов и и 3.5 Чаепитие. 2 часа 4. Парад профессий. 22 часа 4.1 Профессии мира. 5 часов 4.2 Особые профессии Великобритании. 5 часов 4.3 Особые профессии России. 5 часов 4.4 Профессии родителей. 5 часов 4.5 Парад профессий. 2 часа Содержание учебного плана IV. № 1. 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 Название раздела, темы Введение в курс английского языка. Знакомство с предметом. Семейный отдых. Туризм. Знакомство с видами отдыха Курорт. Основы диалога с работниками отеля Палаточный отдых. Постановка и отработка сценок по выбранной тематике. Представление сценок по выбранной тематике. Основы столового этикета и светской беседы. Зачем нам нужен этикет? Светская беседа за столом. Посуда и столовые приборы. Традиции чаепития в Великобритании. Количество часов Формы аттестации/контроля всего 2 теория 1 практика 1 22 8,5 13,5 5 2 3 5 2 3 5 2 3 5 2 3 2 0,5 1,5 22 8,5 13,5 5 2 3 5 2 3 5 2 3 5 2 3 Входная диагностика группы, индивидуальная диагностика Сквозной контроль выполнения заданий на каждом занятии Сквозной контроль выполнения заданий на каждом занятии Сквозной контроль выполнения заданий на каждом занятии Сквозной контроль выполнения заданий на каждом занятии 100- бальное оценивание итогового продукта деятельности Сквозной контроль выполнения заданий на каждом занятии Сквозной контроль выполнения заданий на каждом занятии Сквозной контроль выполнения заданий на каждом занятии Сквозной контроль выполнения заданий на каждом занятии 3.5 Чаепитие. 2 0,5 1,5 4. 4.1 Парад профессий. Профессии мира. 22 5 8,5 2 13,5 3 4.2 5 2 3 5 2 3 5 2 3 4.5 Особые профессии Великобритании. Особые профессии России. Профессии родителей. Парад профессий. 2 0,5 1,5 5. Итого 68 26,5 41,5 4.3 4.4 100- бальное оценивание итогового продукта деятельности Сквозной контроль выполнения заданий на каждом занятии Сквозной контроль выполнения заданий на каждом занятии Сквозной контроль выполнения заданий на каждом занятии Сквозной контроль выполнения заданий на каждом занятии 100- бальное оценивание итогового продукта деятельности 1. Введение в курс английского языка. Знакомство с предметом. Теория: Происходит знакомство с предметом, вспоминаем изученное в прошлом году. Практика: Игры с мячом на узнавание букв/слов, знакомство с учениками при помощи фраз «Hello, my name is…I am…My favourite color is…». 2. Знакомство с видами отдыха. Теория: На слайд выводится видео о различных видах отдыха, дети пытаются отгадать, о чем будет идти речь. Знакомство со словами, связанными с отдыхом (hotel, tent, sea, lake, river, plane, train, car, ect) Практика: На начальном этапе происходит работа с картинками (сортинг), затем выдаются наборы картинок, дети работают в парах и составляют коллаж, на котором будет изображен идеальный отдых. Строится речевое высказывание по образцу. 3. Курорт. Основы диалога с работниками отеля. Теория: Изучение новых слов и разговор о важности вежливости в английском языке. Изучение языковых единиц, связанных с нуждами, возникающими в процессе отдыха на курорте (towel, juice, help, problem, please, can I talk to…, ect). Практика: Разбор диалога с работником отеля, совместная работа над изменением диалога, предложение своих вариантов, отработка в парах. Постановка мини-сценки. 4. Палаточный отдых. Теория: Просмотр видео, заучивание слов, связанных с инвентарем (tent, fireplace, pot, table, ect), работа с картинками. Практика: Из вырезанных картинок составить коллаж в соответствии с текстом. Представить свою работу. 5. Постановка и отработка сценок по выбранной тематике. Теория: Деление класса на две команды способом жеребьевки, выбор варианта сценки (сценка должна быть короткой и написанной заранее!). Практика: Отработка сценки, задания на последовательность фраз, соотношение фраз и героев. 6. Представление сценок по выбранной тематике. Теория: Прогон сценок. Практика: Представление. 7. Зачем нам нужен этикет? Теория: Разговор о манерах и этикете. Чтение книги «The Bad Seed» Практика: Упражнения, направленные на закрепление материала по книге. Чтение по ролям. Создание свода правил на английском языке. 8. Светская беседа за столом. Теория: Разговор о поведении за столом. Разучивание фраз «Can I have…\ Pass me …\ I would like…» и слов (tea, pie, juice, meat, ect) Практика: Отработка фраз при помощи ситуационных карточек, восстановление диалога, отработка диалога. Игра «Собери комплект» ( в игре присутствуют карточки различных продуктов. Каждому ученику выдается 4 карты в произвольном порядке, используя новые фразы, ученику нужно найти у остальных то, что он собирает (лимоны, чашки чая, усп, итд). 9. Посуда и столовые приборы. Теория: Изучение новых лексических единиц (fork, knife, plate, spoon, cup, glass, ect). Просмотр видео. Практика: Работа с картинками (описание) 10. Традиции чаепития в Великобритании. Теория: Разговор о традициях чаепития в Великобритании, введение лексики ( 5 o`clock tea, biscuits, tea spoon, evening, family, ect) Практика: демонстрация диалога в сценке. 11. Чаепитие. Теория: Подготовка стола Практика: Чаепитие с обсуждением на английском 12. Профессии мира. Теория: Видео о профессиях, введение лексики (policeman, postman, doctor, vet, teacher, ect). Разговор о важности профессий, введение фразы «I want to be a … when I grow up». Практика: Создание постера с профессиями, песни о профессиях. Диалог родительребенок о выборе профессий. 13. Особые профессии Великобритании. Теория: Видео о необычных профессиях в Великобритании (chimney sweep, beefeater, rawenmaster). Введение фраз «I think it is interesting\boring\exciting…» Практика: Сортировка картинок с различными частями одежды для определенного работника, описание своих эмоций о каждой из профессий. Костюмированное шоу, где дети представляют разные профессии и рассказывают о них. 14. Особые профессии России. Теория: Новая лексика (sofa tester, dog sitter, volunteer for sleep study), рассказ о том, что делают люди этих профессий. Чтение учителем диалога, где ученики предполагают профессию. Практика: Соотнести диалог и картинку, отрепетировать диалог в парах. Составление плюсов и минусов профессий, выбор самой интересной. 15. Профессии родителей. Теория: Разговор о профессиях родителей (заранее должен быть список профессий). Введение новой лексики (в зависимости от профессий родителей). Описание профессий. Практика: Соотнесение характеристик профессии и профессии. Подготовка выступлений с выбранной ребенком профессией (желательно одного из родителей). 16. Парад профессий. Теория: Прогон выступлений с каждым ребенком. Практика: Представление для родителей. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год V. Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей (далее — каникулы): даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года; сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточной аттестации. Календарный учебный график разрабатывается Организацией в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями. Календарный учебный график составляется и утверждается ежегодно. Дата начала учебного года - 2 октября. Дата окончания учебного года - 26 мая. Продолжительность учебного года при обучении по Программе для обучающихся составляет 30 недель. Сроки и продолжительность 1 четверти с 02.10. 2023 г. по 27.10.2023 г. 4 недели Сроки и продолжительность осенних каникул с 28.10.2023 г. по 06.11.2023 г. (10 календарных дней) Сроки и продолжительность 2 четверти 07.11.2023 г. по 29.12.2023 г. 8 недель Сроки и продолжительность зимних каникул с 30.12.2023 г. по 08. 01. 2024 г. (10 календарных дней) Сроки и продолжительность 3 четверти с 09.01.2024 г. по 22.03.2024 г. 11 недель Сроки и продолжительность весенних каникул с 23.03.2024 г. по 31.03.2024 г. ( 9 календарных дней) Сроки и продолжительность 4 четверти с 01.04.2024 г. по 26.05.2024 г. 7 недель Место проведения занятий: МАОУ – гимназия № 94 город Екатеринбург, ул. Бажова 139. Время и дата в соответствии с утвержденным расписанием. Номер учебной недели Даты учебной недели Номер учебной недели Даты учебной недели Номер учебной недели Даты учебной недели 9. 04.12.2023 09.12.2023 21. 04.03.2024 09.03.2024 10. 11.12.2023 16.12.2023 22. 11.03.2024 16.03.2024 11. 18.12.2023 23.12.2023 23. 18.03.202422.03.2024 12. 25.12.2023 30.12.2023 24. 01.04.2024 06.04.2024 1. 02.10.2023 07.10.2023 13. 09.01.2024 13.01.2024 25. 08.04.2024 13.04.2024 2. 09.10.2023 14.10.2023 14. 15.01.2024 20.01.2024 26. 15.04.2024 20.04.2024 3. 16.10.2023 21.10.2023 15. 22.01.202427.01.2024 27. 22.04.2024 27.04.2024 4. 23.10.2023 28.10.2023 16. 29.01.2024 03.02.2024 28. 02.05.2024 08.05.2024 5. 07.11.2023 11.11.2023 17. 05.02.202410.02.2024 29. 13.05.2024 18.05.2024 6. 13.11.2023 18.11.2023 18. 12.02.2024 17.02.2024 30. 20.05.2024 26.05.2024 7. 20.11.2023 25.11.2023 19. 19.02.2024 24.02.2024 8. 27.11.2022 02.12.2022 20. 26.02.2024 02.03.2024 VI. Материально-техническое обеспечение Для осуществления программы понадобятся: проектор, доска, колонки, компьютер, бумага для печати, поощрительные наклейки. VII. Кадровое обеспечение Программа может использоваться учителями английского языка в начальной школе. Методические материалы VIII. Дополнительная программа «TeaTime» проводится в группах, что позволяет обеспечить качественную подготовку обучающихся. Создание искусственной иноязычной среды помогает ребенку преодолеть языковой барьер и научиться говорить о приближенных к жизненным ситуациях. Обучение происходит исключительно на английском языке, что мотивирует ребенка общаться с другими учащимися на иностранном языке. IX. Формы аттестации Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится на практических занятиях. Контроль нацелен на оценивание личных достижений в освоении обучающимися учебного материала, включая самостоятельную работу, непосредственно в процессе обучения, что позволяет оперативно вносить корректировки в учебный процесс и достигать максимального результата. Для прохождения аттестационного мероприятия требуется участие в отчетных мероприятиях по каждому модулю, а так же написание печатных и компьютерных тестирований. X. Оценочные материалы В программе реализуются следующие технологии: коллективнотворческой деятельности, ступенчатости повышения нагрузок и объема информации при системном сочетании различных форм деятельности. В процессе обучения используются такие оценочные материалы как: анализ творческих работ, доска достижений, устные и письменные опросы, анализ отчетного мероприятия в конце каждого блока (всего – 3). XI. Рабочая программа воспитания Современный идеал личности, воспитанной в школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Российской Федерации, принимающий судьбу Отечества как свою собственную, осознающий ответственность за будущее нашей страны, высоконравственный и духовно обогащенный. Воспитательная программа этого курса предполагает развитие позитивного отношение учеников к своей родине, внимание к ее ценностям и ценностям народов, проживающих на территории Российской Федерации. Преемственность опыта поведения, соответствующего ценностям народа. Рабочая программа воспитания включает в себя знакомство с культурой общения в различных жизненных ситуациях. XII. Календарный план воспитательной работы Тема Год обучения Время проведения Уникальность 2 год Октябрь 2 год Ноябрь 2 год Декабрь 2 год Февраль 2 год Март различных языков (диалог) Уважение к членам семьи (диалог) Здоровье – это важно (мастер-класс) Дружба (ментальная карта) Отношение со сверстниками (диалог) Разговор о различных 2 год Апрель 2 год Май национальностях (диалог) Все профессии важны и все профессии нужны (мастеркласс) Литература XIII. 3) Maria Lucia Zaorob / Games for grammar practice / Cambridge University Press / ISBN 0-521-663423 2) The Bad Seed by Jory John, 2017 3) Hooked on phonics, learn to read 2nd grade 4) Jennifer Meldrum, Barbara Reimer/ Get going with grammar / Garnet Education/ ISBN 1-85964-748-0 5) Julie Penn/ The Sandcastle Competition/ Oxford University Press/ XIV. Сведения о разработчике программы Программа составлена учителем английского языка Берестовой Светланой Радиковной, учителем I квалификационной категорией. XV. Аннотация Устная речь – это очень важный инструмент в современном поликультурном мире и необходимость взаимодействия с другими культурами и языками появляется регулярно. Курс позволяет безболезненно преодолеть языковой барьер и страх ошибок, который появляется у многих школьниках, когда требуется поговорить с человеком на другом языке. Кроме того, важным аспектом является толерантность подрастающего поколения, которое уважает всех людей вне зависимости от их этнической принадлежности или мечта рождения. В контексте современного мира необходимо быть стрессоустойчивым, всесторонне развитым и образованным человеком, который способен и не боится проявлять себя во всех возможных сферах жизни, таких как отдых или поведение за столом.