Русский язык НОО

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических
измерений»

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОДИФИКАТОР
распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего
образования и элементов содержания
по русскому языку
для использования в федеральных и региональных процедурах оценки
качества образования

одобрен решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 12.04.2021 г. №1/21)

подготовлен федеральным государственным бюджетным
научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Универсальный кодификатор

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1-4 кл.

2 / 23

Кодификатор
распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего
образования и элементов содержания
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Кодификатор распределённых по классам проверяемых требований
к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования и элементов содержания (далее – кодификатор)
предназначен для разработки измерительных материалов и анализа
результатов федеральных и региональных процедур оценки качества
образования. Кодификатор является систематизированным перечнем
проверяемых элементов содержания и операционализированных требований
к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования, в котором каждому объекту соответствует
определённый код.
Кодификатор составлен на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (приказ
Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373) и Примерной основной
образовательной программы начального общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15)).
Кодификатор состоит из двух разделов:
 раздел 1. «Перечень распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования по русскому языку»;
 раздел 2. «Перечень распределённых по классам проверяемых
элементов содержания по русскому языку».

2021 год

Универсальный кодификатор

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1-4 кл.

3 / 23

Раздел 1. Перечень распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования по русскому языку
Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования операционализированы
и распределены по классам.
1 класс
МетаКод
предпровеПроверяемые предметные требования к результатам
метный ряемого
обучения
резуль- требоватат
ния
1
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, искать средства её осуществления
1.1
Различать слово и предложение
1.2
Вычленять слова из предложений
1.3
Правильно оформлять предложение на письме, выбирать
знак конца предложения
1.4
Писать аккуратным разборчивым почерком
1.5
Писать без искажений прописные и строчные буквы,
соединения, слова
1.6
Правильно списывать (без пропусков и искажений букв)
слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов
1.7
Писать под диктовку (без пропусков и искажений букв)
слова, предложения из 3–5 слов, тексты объёмом
не более 20 слов, правописание которых не расходится
с произношением
2
Освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии
2.1
Находить и исправлять ошибки, описки
3

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии
с задачами коммуникации и составление текстов в устной
и письменной формах
3.1
Читать вслух и про себя (с пониманием) короткие
тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии
со знаками препинания в конце предложения
3.2
Понимать прослушанный текст
3.3
Находить в тексте слова, значение которых требует
уточнения
3.4
Составлять предложение из набора форм слов
2021 год

Универсальный кодификатор

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1-4 кл.

4 / 23

Устно составлять текст из 3–5 предложений по
сюжетным картинкам и наблюдениям
Овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям
4.1
Различать понятия «звук» и «буква»
4.2
Вычленять звуки из слова, правильно их произносить
4.3
Различать гласные и согласные звуки
4.4
Различать ударные и безударные гласные звуки
3.5

4

Различать мягкие и твёрдые согласные звуки, обозначать
на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я
и буквой ь в конце слова
4.6
Различать звонкие и глухие согласные звуки (вне слова
и в слове)
4.7
Определять количество слогов в слове; определять
в слове ударный слог; делить слово на слоги (простые
случаи); переносить слово по слогам (простые случаи:
слова из слогов типа «согласный + гласный»)
Овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами
5.1
Знать последовательность букв в русском алфавите,
правильно называть буквы; использовать алфавит для
упорядочения небольшого списка слов
5.2
Использовать изученные понятия
4.5

5

2021 год

Универсальный кодификатор

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1-4 кл.

5 / 23

2 класс
МетаКод
предм провеетряемого Проверяемые предметные требования к результатам
ный требова- обучения
резул
ния
ьтат
1
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, искать средства её осуществления
1.1
Правильно оформлять предложение на письме, выбирая
необходимые знаки конца предложения
1.2
Находить место орфограммы в слове
1.3
Находить место орфограммы между словами
1.4
Применять изученные правила правописания
1.5.
Правильно списывать (без пропусков и искажений букв)
слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов
1.6
Писать под диктовку (без пропусков и искажений букв)
слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов
с учётом изученных правил правописания
2
Освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии
2.1
Находить и исправлять ошибки, описки
2.2
Наблюдать за многозначными словами в речи, понимать их
значения
2.3
Наблюдать за употреблением синонимов в речи (без
называния термина)
2.4.
Наблюдать за употреблением антонимов в речи (без
называния термина)
3
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное
построение речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составление текстов в устной и письменной
формах
3.1
Составлять предложения из слов, устанавливая между
ними смысловую связь по вопросам
3.2
Определять тему текста и озаглавливать текст с опорой
на тему
3.3
Составлять текст из разрозненных предложений, частей
текста
3.4
Писать
подробное
изложение
(по
вопросам)
повествовательного текста (30–45 слов)
3.5
Формулировать устно и письменно простые выводы на
основе прочитанной (услышанной) информации
2021 год

Универсальный кодификатор

4

5

6

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1-4 кл.

6 / 23

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
4.1
Характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по
заданным параметрам (согласный парный/непарный по
твёрдости/мягкости)
4.2
Характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по
заданным параметрам (согласный парный/непарный по
звонкости/глухости)
4.3
Делить слово на слоги (в том числе при стечении
согласных)
4.4
Различать в слове согласный звук [й] и гласный звук [и]
4.5
Устанавливать соотношение звукового и буквенного
состава, в том числе с учётом двойной роли букв е, ё, ю, я
4.6
Обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой
мягкий знак (ь) в середине слова
4.7
Находить однокоренные слова, выделять окончание
в слове
4.8
Распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?»,
«что?»
4.9
Распознавать слова, отвечающие на вопросы «что
делать?», «что сделать?» и др.
4.10
Распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?»
4.11
Определять вид предложений по цели высказывания
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою; излагать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
5.1
Строить устное диалогическое высказывание (на
определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением
орфоэпических норм, правильной интонации
5.2
Строить устное монологическое высказывание (на
определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением
орфоэпических норм, правильной интонации
Овладение
базовыми
предметными
и
межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами
6.1
Осознавать язык как основное средство общения
6.2
Объяснять своими словами значение изученных понятий
6.3
Использовать изученные понятия

2021 год

Универсальный кодификатор

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1-4 кл.

7 / 23

3 класс
МетаКод
предмет провеПроверяемые предметные требования к результатам
ный
ряемого
обучения
резуль- требоватат
ния
1
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, искать средства её осуществления
1.1
Находить место орфограммы в слове
1.2
Находить место орфограммы между словами
1.3
Применять изученные правила правописания
1.4
Правильно списывать слова, предложения, тексты
объёмом не более 70 слов
1.5.
Писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов
с учётом изученных правил правописания
2
Освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии
2.1
Находить и исправлять ошибки, описки
2.2
Наблюдать за многозначными словами в речи, понимать
их значения
2.3
Наблюдать за употреблением синонимов в речи (без
называния термина)
2.4.
Наблюдать за употреблением антонимов в речи (без
называния термина)
2.5
Подбирать синонимы к словам разных частей речи
Подбирать антонимы к словам разных частей речи
Распознавать слова, употреблённые в прямом
и переносном значении (простые случаи)
2.8
Определять значение слова в тексте
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии
с задачами коммуникации и составление текстов в устной
и письменной формах
3.1
Выявлять части текста
3.2
Озаглавливать части текста
3.3
Определять тему текста и определять основную мысль
текста
3.4
Составлять план текста, создавать по нему текст
и корректировать текст
3.5
Определять связь предложений в тексте (с помощью
личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но)
3.6
Определять ключевые слова в тексте
2.6
2.7

3

2021 год

Универсальный кодификатор

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1-4 кл.

Писать
подробное
изложение
по
заданному,
коллективно или самостоятельно составленному плану
3.8
Понимать тексты разных типов
3.9
Находить в тексте заданную информацию, используя
виды чтения
3.10
Формулировать устно и письменно простые выводы на
основе прочитанной (услышанной) информации
Овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям
4.1
Характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки
вне слова и в слове по заданным параметрам
4.2
Производить звуко-буквенный анализ слова (в словах
с орфограммами; без транскрибирования)
4.3
Определять функцию разделительных мягкого (ь)
и твёрдого (ъ) знаков в словах
4.4
Устанавливать соотношение звукового и буквенного
состава, в том числе с учётом двойной роли букв е, ё,
ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах
с непроизносимыми согласными
4.5
Различать однокоренные слова и формы одного и того
же слова
4.6
Различать однокоренные слова и слова с омонимичными
корнями (без называния термина)
4.7
Различать однокоренные слова и синонимы
4.8
Находить в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончание
4.9
Находить в словах с однозначно выделяемыми
морфемами корень
4.10
Находить в словах с однозначно выделяемыми
морфемами приставку
4.11
Находить в словах с однозначно выделяемыми
морфемами суффикс
4.12
Распознавать имена существительные
4.13
Определять
грамматические
признаки
имён
существительных: одушевлённые/неодушевлённые
4.14
Определять
грамматические
признаки
имён
существительных: род
4.15
Определять
грамматические
признаки
имён
существительных: число
4.16
Определять
грамматические
признаки
имён
существительных: падеж
3.7

4

8 / 23

2021 год

Универсальный кодификатор

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1-4 кл.

Склонять в единственном числе имена существительные
с ударными окончаниями
4.18
Распознавать имена прилагательные
4.19
Определять
грамматические
признаки
имён
прилагательных: род
4.20
Определять
грамматические
признаки
имён
прилагательных: число
4.21
Определять
грамматические
признаки
имён
прилагательных: падеж
4.22
Изменять имена прилагательные по падежам, числам,
родам (в единственном числе) в соответствии с падежом,
числом и родом имён существительных
4.23
Распознавать глаголы
4.24
Различать глаголы, отвечающие на вопросы «что
делать» и «что сделать?»
4.25
Определять грамматические признаки глаголов: форму
времени
4.26
Определять грамматические признаки глаголов: число
4.27
Определять грамматические признаки глаголов: род
(в прошедшем времени)
4.28
Изменять глагол по временам (простые случаи),
в прошедшем времени – по родам
4.29
Распознавать личные местоимения (в начальной форме)
4.30
Использовать личные местоимения для устранения
неоправданных повторов в тексте
4.31
Различать предлоги и приставки
4.32
Определять вид предложений по цели высказывания
4.33
Определять вид предложений по интонации
4.34
Находить главные члены предложения
4.35
Находить второстепенные (без деления на виды) члены
предложения
4.36
Распознавать распространённые предложения
4.37
Распознавать нераспространённые предложения
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
5.1
Строить устное диалогическое высказывание (на
определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением
орфоэпических норм, правильной интонации
5.2
Строить
устное
монологическое
высказывание
(на определённую
тему,
по
наблюдениям)
с соблюдением орфоэпических норм, правильной
интонации
4.17

5

9 / 23

2021 год

Универсальный кодификатор

6

7

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1-4 кл.

10 / 23

Овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами
6.1
Объяснять
значение
русского
языка
как
государственного языка Российской Федерации
6.2
Объяснять своими словами значение изученных понятий
6.3
Использовать изученные понятия
Умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными
моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета; формирование начального уровня культуры
пользования словарями в системе универсальных учебных
действий
7.1
Уточнять значение слова с помощью толкового словаря
4 класс

МетаКод
предмет провеПроверяемые предметные требования к результатам
ный
ряемого
обучения
резуль- требоватат
ния
1
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, искать средства её осуществления
1.1
Находить место орфограммы в слове
1.2
Находить место орфограммы между словами
1.3
Применять изученные правила правописания
1.4
Правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов
1.5.
Писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов
с учётом изученных правил правописания
2
Освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии
2.1
Находить
и
исправлять
орфографические
и пунктуационные ошибки, описки
2.2
Подбирать к предложенным словам синонимы
2.3
Подбирать к предложенным словам антонимы
2.4.
Выявлять в речи слова, значение которых требует
уточнения, определять значение слова по контексту
2.5
Составлять предложения с однородными членами
2.6
Использовать предложения с однородными членами
в речи

2021 год

Универсальный кодификатор

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1-4 кл.

Осознанно использовать в речевом общении простые
распространённые и сложные предложения, состоящие
из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но
и бессоюзные – без называния терминов)
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии
с задачами коммуникации и составление текстов в устной
и письменной формах
3.1
Определять тему и основную мысль текста
3.2
Самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему
или основную мысль
3.3
Выделять части текста (корректировать порядок
предложений и частей текста)
3.4
Составлять план к заданным текстам
3.5
Осуществлять подробный пересказ текста (устно)
3.6
Осуществлять подробный пересказ текста (письменно)
3.7
Осуществлять выборочный пересказ текста (устно)
3.8
Писать (после предварительной подготовки) сочинения
по заданным темам (заглавиям)
3.9
Осуществлять ознакомительное, изучающее чтение,
поиск информации
3.10
Создавать небольшие устные и письменные тексты для
конкретной ситуации письменного общения (письма,
поздравительные открытки, объявления и др.)
3.11
Формулировать устно и письменно простые выводы на
основе прочитанной (услышанной) информации
3.12
Интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте
информацию
Овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям
4.1
Производить звуко-буквенный разбор слов (проводится
систематически в целях формирования орфографического
навыка и развития орфоэпических умений)
4.2
Соотносить состав слова с представленной схемой его
строения
4.3
Составлять схему строения слова
4.4
Производить разбор слова по составу
4.5
Устанавливать принадлежность слова к определённой
части речи (в объёме изученного) по комплексу
освоенных грамматических признаков
2.7

3

4

11 / 23

2021 год

Универсальный кодификатор

4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13

4.14
4.15
4.16
4.17
4.18
4.19
4.20
4.21
4.22
4.23
4.24
4.25
4.26

4.27
4.28
4.29

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1-4 кл.

12 / 23

Определять
грамматические
признаки
имён
существительных: род
Определять
грамматические
признаки
имён
существительных: число
Определять
грамматические
признаки
имён
существительных: падеж
Склонять в единственном числе имена существительные
с ударными окончаниями
Определять
грамматические
признаки
имён
прилагательных: род (в единственном числе)
Определять
грамматические
признаки
имён
прилагательных: число
Определять
грамматические
признаки
имён
прилагательных: падеж
Изменять имена прилагательные по падежам, числам,
родам (в единственном числе) в соответствии с падежом,
числом и родом имен существительных
Устанавливать начальную форму глагола
Определять
грамматические
признаки
глаголов:
спряжение
Определять грамматические признаки глаголов: время
Определять грамматические признаки глаголов: лицо
(в настоящем и будущем времени)
Определять грамматические признаки глаголов: число
Определять грамматические признаки глаголов: род
(в прошедшем времени в единственном числе)
Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по
лицам и числам (спрягать)
Производить разбор имени существительного слова как
части речи
Производить разбор имени прилагательного как части
речи
Производить разбор глагола как части речи
Определять
грамматические
признаки
личного
местоимения в начальной форме: лицо
Определять
грамматические
признаки
личного
местоимения в начальной форме: число
Определять
грамматические
признаки
личного
местоимения в начальной форме: род (у местоимений
3-го лица в единственном числе)
Использовать личные местоимения для устранения
неоправданных повторов в тексте
Различать предложение, словосочетание и слово
Классифицировать предложения по цели высказывания
2021 год

Универсальный кодификатор

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1-4 кл.

Классифицировать предложения по эмоциональной
окраске (по интонации)
4.31
Различать распространённые и нераспространённые
предложения
4.32
Распознавать предложения с однородными членами
4.33
Разграничивать простые распространённые и сложные
предложения,
состоящие
из
двух
простых
(сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные –
без называния терминов)
4.34
Распознавать предложения с прямой речью после слов
автора
4.35
Производить
синтаксический
разбор
простого
предложения
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
5.1
Осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем,
где происходит общение)
5.2
Выбирать адекватные языковые средства в ситуации
общения
5.3
Строить устное диалогическое высказывание, соблюдая
орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы
речевого взаимодействия
5.4
Строить
устное
монологическое
высказывание,
соблюдая
орфоэпические
нормы,
правильную
интонацию, нормы речевого взаимодействия
Овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами
6.1
Объяснять
роль
русского
языка
как
языка
межнационального общения
6.2
Объяснять своими словами значение изученных понятий
6.3
Использовать изученные понятия
Умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными
моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета; формирование начального уровня культуры
пользования словарями в системе универсальных учебных
действий
7.1
Уточнять значение слова с помощью толкового словаря,
Интернета
4.30

5

6

7

13 / 23

2021 год

Универсальный кодификатор

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1-4 кл.

14 / 23

Раздел 2. Перечень распределённых по классам проверяемых
элементов содержания по русскому языку
Перечень распределённых по классам элементов содержания составлен
на основе Примерной основной образовательной программы начального
общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от
08.04.2015 г. № 1/15)).
1 класс
Код
раздела
1

2

3

Код
провеПроверяемые элементы содержания
ряемого
элемента
Фонетика, орфоэпия (элементарные сведения)
1.1
Звуки речи; гласные и согласные звуки
1.2
Ударение в слове; гласные ударные и безударные
1.3
Твёрдые и мягкие согласные звуки
1.4
Звонкие и глухие согласные звуки
1.5
Слог; ударный слог; слогораздел (простые случаи, без
стечения согласных)
1.6
Произношение звуков и сочетаний звуков в словах
в соответствии с нормами современного русского
литературного языка
Графика и орфография
2.1
Звук и буква
2.2
Обозначение на письме мягкости согласных звуков
буквами е, ё, ю, я, и
2.3
Мягкий
знак
(ь)
как
показатель
мягкости
предшествующего согласного в конце слова
2.4
Русский алфавит: правильное называние букв, знание их
последовательности; значение алфавита для упорядочения
списка слов
2.5
Раздельное написание слов в предложении
2.6
Употребление прописной буквы в начале предложения
и в именах собственных (в именах и фамилиях людей,
кличках животных)
2.7
Правописание слов с непроверяемыми гласными
и согласными (перечень слов – в орфографическом
словаре учебника)
2.8
Перенос слов
Лексика (элементарные сведения)
3.1
Слово как единица языка и речи (ознакомление)
3.2
Выявление слов, значение которых требует уточнения
2021 год

Универсальный кодификатор

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1-4 кл.

15 / 23

Синтаксис. Пунктуация (элементарные сведения)
4.1
Слово, предложение; слово как название предмета,
признака предмета, действия предмета (ознакомление)
4.2
Связь слов в предложении
4.3
Восстановление деформированных предложений
4.4
Знаки
препинания
конца
предложения:
точка,
вопросительный и восклицательный знаки
Развитие речи
5.1
Назначение речи; слово, предложение, текст как единицы
речи (ознакомление)
5.2
Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям,
просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей)

4

5

2 класс
Код
раздела
1.

Код
провеПроверяемые элементы содержания
ряемого
элемента
Фонетика, графика, орфоэпия
1.1
Роль звуков в различении смысла слов
1.2
Отличия звуков и букв
1.3
Звуки гласные и согласные, их признаки
1.4
Согласный звук [й] и гласный звук [и]
1.5
Обозначение на письме твёрдости согласных звуков
буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э
1.6
Обозначение на письме мягкости согласных звуков
1.7
Двойная роль букв е, ё, ю, я
1.8
Мягкий знак (ь) знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука в конце и в середине
слова
1.9
Парные и непарные по твёрдости/мягкости согласные звуки
1.10
Парные и непарные по звонкости/глухости согласные
звуки
1.11
Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч], [щ]
1.12
Звуковой и буквенный состав в словах с буквами е, ё, ю, я
и мягким знаком (ь) как показателем мягкости
предшествующего согласного звука
1.13
Слогораздел (в том числе при стечении согласных)
1.14
Значение алфавита для работы со словарями
1.15
Использование небуквенных графических средств:
пробела между словами, знака переноса, красной строки
(абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного)
2021 год

Универсальный кодификатор

1.16

1.17
2

3

4

5

6

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1-4 кл.

16 / 23

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение
в словах в соответствии с нормами современного русского
литературного языка (круг слов определён орфоэпическим
словарём учебника)
Использование орфоэпического словаря для решения
практических задач

Лексика
2.1
2.2

Слово и его лексическое значение (общее представление)
Однозначные и многозначные слова (простые случаи,
наблюдение)
2.3
Роль синонимов в речи (без называния терминов)
2.4
Роль антонимов в речи (без называния терминов)
Состав слова (морфемика)
3.1
Корень как главная часть слова
3.2
Однокоренные слова, группы однокоренных слов
3.3
Выделение в словах корня (простые случаи)
3.4
Окончание как изменяемая часть слова
Морфология
4.1
Имя существительное (ознакомление), общее значение
(вопросы: «кто?», «что?»); роль в речи
4.2
Глагол (ознакомление), общее значение (вопросы «что
делать?», «что сделать?» и др.); роль в речи
4.3
Имя прилагательное (ознакомление), общее значение
(вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), роль
в речи
4.4
Предлог; наиболее распространённые предлоги: в на, из,
без, над, до, у, о, об и др.
Синтаксис
5.1
Роль предложений в общении
5.2
Порядок слов в предложении
5.3
Связь слов в предложении
5.4
Интонация предложения
5.5
Логическое ударение в предложении
5.6
Виды предложений по цели высказывания (без терминов)
5.7
Знаки конца предложения (повторение)
Орфография
6.1
Понятие орфограммы
6.2
Правила переноса слов со строки на строку (без учёта
морфемного членения слова)
6.3
Написание сочетаний жи, ши
6.4
Написание сочетаний ча, ща
6.5
Написание сочетаний чу, щу
6.6
Написание сочетаний чк, чн, чт
2021 год

Универсальный кодификатор

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1-4 кл.

Написание проверяемых безударных гласных в корне
слова
6.8
Написание парных звонких и глухих согласных в корне
слова (конец слова)
6.9
Написание непроверяемых гласных и согласных в корне
слова (перечень слов в орфографическом словаре
учебника)
6.10
Раздельное
написание
предлогов
с
именами
существительными
6.11
Значение орфографического словаря учебника для
определения (уточнения) написания слова
Развитие речи
7.1
Язык как основное средство общения
7.2
Построение предложений для решения определённой
речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для
выражения собственного мнения)
7.3
Подробное изложение повествовательного текста по
вопросам (30–45 слов)
7.4
Смысловое единство предложений в тексте, тема текста
7.5
Заглавие текста; подбор заголовков к предложенным
текстам
7.6
Выражение
в
тексте
законченной
мысли.
Последовательность предложений в тексте
7.7
Части текста (абзацные отступы); последовательность
частей текста
7.8
Выразительное чтение текста вслух с соблюдением
правильной интонации; понимание текста
6.7

7

17 / 23

2021 год

Универсальный кодификатор

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1-4 кл.

18 / 23

3 класс
Код
раздела
1.

2

3

4

Код
провеПроверяемые элементы содержания
ряемого
элемента
Фонетика и графика
1.1
Повторение: звуки русского языка: гласный/согласный,
гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий,
парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/
непарный (в объёме изученного)
1.2
Функции разделительных мягкого (ь) и твёрдого (ъ) знаков
1.3
Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных
звуков
1.4
Условия использования на письме разделительных
мягкого (ь) и твёрдого (ъ) знаков
1.5
Соотношение звукового и буквенного состава в словах
с разделительными знаками ь и ъ, в словах
с непроизносимыми согласными
1.6
Значение использования алфавита при работе со
словарями, справочниками, каталогами
Орфоэпия
2.1
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков;
ударение в словах в соответствии с нормами современного
русского литературного языка (перечень слов определён
орфоэпическим словарём в учебнике)
2.2
Ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (перечень
слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
2.3
Значение использования орфоэпического словаря для
решения практических задач
Лексика
3.1
Лексическое значение слова (общее понятие)
3.2
Прямое и переносное значение слова (ознакомление)
3.3
Устаревшие слова (ознакомление)
Состав слова (морфемика)
4.1
Признаки однокоренных слов
4.2
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
4.3
Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями
(без называния термина)
4.4
Однокоренные слова и синонимы (без называния термина)
4.5
Корень, приставка, суффикс – значимые части слова
4.6
Окончание как изменяемая часть слова, нулевое
окончание (ознакомление)
2021 год

Универсальный кодификатор

5

6

7

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1-4 кл.

19 / 23

Морфология. Части речи
5.1
Имя существительное: общее значение, вопросы,
употребление в речи
5.2
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
5.3
Имена существительные мужского, женского и среднего
рода
5.4
Падежи; изменение имён существительных по падежам
и числам (склонение)
5.5
Имя прилагательное: общее значение, вопросы,
употребление в речи
5.6
Изменение имён прилагательных по родам, числам
и падежам, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин
5.7
Склонение имён прилагательных в мужском, женском,
среднем роде в единственном числе
5.8
Личные местоимения (общее представление)
5.9
Употребление личных местоимений в речи, использование
личных местоимений для устранения неоправданных
повторов в тексте
5.10
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи
5.11
Начальная форма глагола
5.12
Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов
5.13
Изменение глаголов по временам, числам
5.14
Род глаголов в прошедшем времени
Синтаксис
6.1
Виды
предложений
по
эмоциональной
окраске
(восклицательное, невосклицательное)
6.2
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
6.3
Второстепенные члены предложения (без деления на
виды)
6.4
Предложения распространённые и нераспространённые
Орфография
6.1
Орфограммы и орфографические правила: написание
непроверяемых гласных и согласных в корне слова
(перечень слов в орфографическом словаре учебника)
6.2
Написание парных звонких и глухих согласных в корне
слова (в середине слова)
6.3
Написание непроизносимых согласных в корне слова
6.4
Употребление
разделительного
мягкого
(ь)
и разделительного твёрдого (ъ) знаков
6.5
Написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце
имён существительных женского рода
6.6
Раздельное написание частицы не с глаголами
6.7
Раздельное написание предлогов со словами
2021 год

Универсальный кодификатор

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1-4 кл.

Значение использования орфографического словаря для
определения (уточнения) написания слова
Развитие речи
8.1
Русский язык как государственный язык Российской
Федерации
8.2
Нормы речевого этикета
8.3
Устное и письменное приглашение, просьба, извинение,
благодарность, отказ и др.
8.4
Тема текста
8.5
Основная мысль текста
8.6
Заголовок
8.7
План текста
8.8
Связь предложений в тексте с помощью личных
местоимений, синонимов, союзов и, а, но
8.9
Ключевые слова в тексте
8.10
Общее понятие о типах текста (повествование, описание,
рассуждение)
8.11
Изложение текста по коллективно или самостоятельно
составленному плану
8.12
Изучающее, ознакомительное чтение
6.8

8

20 / 23

2021 год

Универсальный кодификатор

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1-4 кл.

21 / 23

4 класс
Код
раздела
1.
2

Код
проверяемого
элемента
Фонетика
1.1
Орфоэпия
2.1
2.2
2.3

2.4

3

4

5

Проверяемые элементы содержания

Звуко-буквенный разбор слова
Правильная интонация в процессе говорения и чтения
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков
Ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (перечень
слов определен орфоэпическим словарем в учебнике)
Значение
использования
орфоэпического
словаря
учебника, других орфоэпических словарей русского языка
при определении правильного произношения слов

Лексика
3.1

Наблюдение за использованием в речи синонимов
(простые случаи)
3.2
Наблюдение за использованием в речи антонимов
(простые случаи)
3.3
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов
(простые случаи)
3.4
Наблюдение за использованием в речи устаревших слов
(простые случаи)
Состав слова (морфемика)
4.1
Состав изменяемых слов (ознакомление)
4.2
Состав неизменяемых слов (ознакомление)
4.3
Наиболее употребляемые суффиксы изученных частей
речи (ознакомление)
Морфология. Части речи самостоятельные и служебные
5.1
Склонение имен существительных
5.2
Имена существительные I склонения
5.3
Имена существительные II склонения
5.4
Имена существительные III склонения
5.5
Несклоняемые имена существительные (ознакомление)
5.6
Имя прилагательное; зависимость формы имени
прилагательного от формы имени существительного
5.7
Склонение имен прилагательных во множественном числе
5.8
Личные
местоимения
1-го
лица
единственного
и множественного числа
5.9
Личные
местоимения
3-го
лица
единственного
и множественного числа
2021 год

Универсальный кодификатор

5.10
5.11
5.12
5.13
5.14
5.15
5.16

6

7

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1-4 кл.

22 / 23

Личные
местоимения
3-го
лица
единственного
и множественного числа
Склонение личных местоимений с предлогами и без
предлогов
Глагол; изменение глаголов по лицам и числам
в настоящем и будущем времени (спряжение)
І и ІІ спряжение глаголов
Изменение глаголов прошедшего времени по родам
и числам
Наречие (общее представление)
Общее значение, вопросы, употребление в речи;
наблюдения в процессе речевого общения
Предлог; отличие предлогов от приставок
Союз; союзы и, а, но, их роль в речи
Частица; частица не, её значение

5.17
5.18
5.19
Синтаксис
6.1
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение.
Осознание их сходства и различий
6.2
Виды
предложений
по
цели
высказывания
(повествовательные, вопросительные и побудительные)
6.3
Виды
предложений
по
эмоциональной
окраске
(восклицательные и невосклицательные)
6.4
Связь между словами в словосочетании и предложении
(при помощи смысловых вопросов)
6.5
Распространённые и нераспространённые предложения
6.6
Предложения с однородными членами: без союзов,
с союзами а, но, с одиночным союзом и
6.7
Простое и сложное предложение (ознакомление)
Орфография
6.1
Орфограммы и орфографические правила: написание
непроверяемых гласных и согласных в корне слова
(перечень слов в орфографическом словаре учебника)
6.2
Написание безударных падежных окончаний имён
существительных (кроме существительных на -мя, -ий,
-ье, -ия, -ов, -ин)
6.3
Написание безударных падежных окончаний имён
прилагательных
6.4
Раздельное написание частицы не с глаголами
6.5
Написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце
глаголов в форме 2-го лица единственного числа
6.6
Наличие или отсутствие мягкого знака (ь) в глаголах на
-ться и -тся
6.7
Написание безударных личных окончаний глаголов
2021 год

Универсальный кодификатор

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1-4 кл.

Значение использования орфографического словаря для
определения (уточнения) написания слова
Пунктуация
8.1
Знаки препинания в предложениях с однородными
членами, соединёнными союзами и, а, но, и без союзов
8.2
Интонация перечисления
8.3
Сложные предложения (сложносочинённые с союзами и,
а, но – без называния терминов)
8.4
Сложные предложения (сложносочинённые бессоюзные –
без называния терминов)
8.5
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из
двух простых (наблюдение)
8.6
Предложения с прямой речью после слов автора, знаки
препинания (наблюдение)
Развитие речи
9.1
Русский язык как язык межнационального общения
9.2
Ситуации устного и письменного общения (письмо,
поздравительная открытка, объявление и др.)
9.3
Диалог
9.4
Монолог
9.5
Отражение темы текста или основной мысли в заголовке
9.6
Корректирование текстов (заданных и собственных)
с учётом правильности, богатства и выразительности
письменной речи
9.7
Изложение (подробный устный и письменный пересказ
текста)
9.8
Сочинение как вид письменной работы
9.9
Изучающее, ознакомительное чтение
9.10
Поиск информации, заданной в тексте в явном виде
9.11
Формулирование
простых
выводов
на
основе
информации, содержащейся в тексте
6.8

8

9

23 / 23

2021 год


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».