Литературное чтение НОО

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических
измерений»

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОДИФИКАТОР
распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего
образования и элементов содержания
по литературному чтению
для использования в федеральных и региональных процедурах оценки
качества образования

одобрен решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 12.04.2021 г. №1/21)

подготовлен федеральным государственным бюджетным
научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Универсальный кодификатор

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1-4 кл.

2 / 20

Кодификатор
распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего
образования и элементов содержания
по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Кодификатор распределённых по классам проверяемых требований
к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования и элементов содержания (далее – кодификатор)
предназначен для разработки измерительных материалов и анализа
результатов федеральных и региональных процедур оценки качества
образования. Кодификатор является систематизированным перечнем
проверяемых элементов содержания и операционализированных требований
к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования, в котором каждому объекту соответствует
определённый код.
Кодификатор составлен на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (приказ
Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373) и Примерной основной
образовательной программы начального общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15)).
Кодификатор состоит из двух разделов:
 раздел 1. «Перечень распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования по литературному чтению»;
 раздел 2. «Перечень распределённых по классам проверяемых
элементов содержания по литературному чтению».

2021 год

Универсальный кодификатор

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1-4 кл.

3 / 20

Раздел 1. Перечень распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования по литературному чтению
Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования операционализированы
и распределены по классам.
1 класс
МетаКод
предметпровеПроверяемые предметные требования
ный
ряемого
к результатам обучения
резуль- требоватат
ния
1
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, искать средства её осуществления
1.1
Подтверждать ответ примерами из текста
1.2
Пересказывать (устно) содержание произведения
с соблюдением последовательности событий с опорой
на ключевые слова
1.3
Пересказывать (устно) содержание произведения
с соблюдением последовательности событий с опорой
на вопросы
1.4
Пересказывать (устно) содержание произведения
с соблюдением последовательности событий с опорой
на рисунки
1.5
Пересказывать (устно) содержание произведения
с соблюдением последовательности событий с опорой
на предложенный план
2
Освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии
2.1
Задавать вопросы по фактическому содержанию
произведения
2.2
Характеризовать героя произведения
2.3
Давать
элементарную
положительную
или
отрицательную оценку поступкам героя
1.4
Отвечать на вопрос о важности чтения для развития
3
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии
с задачами коммуникации и составление текстов в устной
и письменной формах
3.1
Владеть техникой слогового плавного чтения с
переходом на чтение целыми словами
2021 год

Универсальный кодификатор

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1-4 кл.

Соблюдать нормы произношения, расстановки
ударений при чтении вслух (в том числе при чтении
наизусть)
3.3
Читать вслух в темпе не менее 30 слов в мин.
с пониманием смысла прочитанного
3.4
Читать по ролям
3.5
Составлять
высказывания
по
содержанию
произведения (не менее 3 предложений)
3.6
Рассказывать о прочитанной книге
3.7
Сочинять небольшие тексты по предложенному
началу и др. (не менее 3 предложений)
Овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям
4.1
Различать прозаическую и стихотворную речь
4.2
Различать и называть отдельные жанры фольклора
(потешки, пословицы, загадки, народные сказки)
4.3
Различать
и
называть
отдельные
жанры
художественной литературы (литературные сказки,
рассказы, стихотворения)
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
5.1
Понимать фактическое содержание прослушанного
текста
5.2
Отвечать на вопрос о впечатлении от произведения
5.3
Обсуждать
прослушанный/прочитанный
текст
с соблюдением правил речевого этикета
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета
6.1
Находить в фольклоре и литературных произведениях
отражение нравственных ценностей, традиций, быта,
культуры разных народов
Овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами
7.1
Использовать
изученные
понятия
в
беседе
о произведении
7.2
Объяснять своими словами значение изученных
понятий
3.2

4

5

6

7

4 / 20

2021 год

Универсальный кодификатор

8

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1-4 кл.

5 / 20

Умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными
моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета; формирование начального уровня культуры
пользования словарями в системе универсальных учебных
действий
8.1
Выбирать книги для самостоятельного чтения по
совету взрослого или с учётом рекомендательного
списка
8.2
Ориентироваться в книге/учебнике по обложке,
оглавлению, иллюстрациям
8.3
Обращаться к справочной литературе (по рекомендации
взрослого) для получения дополнительной информации
в соответствии с учебной задачей
2 класс

МетаКод
предмет- проверяПроверяемые предметные требования
ный
емого
к результатам обучения
резуль- требоватат
ния
1
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, искать средства её осуществления
1.1
Подтверждать ответ примерами из текста
1.2
Пересказывать (устно) содержание произведения
подробно
1.3
Пересказывать (устно) содержание произведения
выборочно
1.4
Пересказывать (устно) содержание произведения от
третьего лица
1.5.
Пересказывать (устно) содержание произведения от
лица героя
1.6.
Составлять план текста (вопросный) с выделением
эпизодов, смысловых частей
1.7.
Составлять план текста (номинативный) с выделением
эпизодов, смысловых частей
2
Освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии
2.1
Задавать вопросы по фактическому содержанию
произведения
2.2
Определять главную мысль произведения
2.3
Определять
последовательность
событий
в произведении
2.4
Находить в тексте портрет героя
2021 год

Универсальный кодификатор

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1-4 кл.

Устанавливать взаимосвязь между характером героя
и его поступками
2.6
Оценивать поступки героев произведения
2.7
Характеризовать отношение автора к героям,
поступкам, описанной картине
2.8
Описывать характер героя
2.9
Находить в тексте средства изображения героев
и выражения их чувств
2.10
Сравнивать
героев
одного
произведения
по
предложенным критериям
2.11
Объяснять важность чтения для обучения и развития
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии
с задачами коммуникации и составление текстов в устной
и письменной формах
3.1
Владеть техникой чтения вслух целыми словами без
пропусков и перестановок букв и слогов
3.2
Соблюдать орфоэпические и интонационные нормы
при чтении вслух (в том числе при чтении наизусть);
3.3
Уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя
3.4
Читать вслух в темпе не менее 40 слов в мин.
с пониманием смысла прочитанного
3.5
Читать по ролям
3.6
Инсценировать небольшие эпизоды
3.7
Составлять высказывания на заданную тему по
содержанию произведения (не менее 5 предложений)
3.8
Рассказывать о прочитанной книге
3.9
Сочинять по аналогии с прочитанным (загадки,
небольшие сказки, рассказы и др.)
3.10
Формулировать устно и письменно простые выводы
на основе прочитанной (услышанной) информации
3.11
При устном высказывании соблюдать орфоэпические
нормы, правильную интонацию
Овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям
4.1
Различать прозаическую и стихотворную речь
4.2
Находить в тексте примеры использования слов
в прямом и переносном значении
2.5

3

4

6 / 20

2021 год

Универсальный кодификатор

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1-4 кл.

7 / 20

Различать и называть отдельные жанры фольклора
(пословицы, загадки, считалки, небылицы, сказки
о животных, бытовые и волшебные сказки)
4.4
Различать
и
называть
отдельные
жанры
художественной литературы (литературные сказки,
рассказы, басни, стихотворения)
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
5.1
Участвовать в диалоге, связанном с обсуждением
произведения
5.2
Понимать фактическое содержание прослушанного
текста, его смысл
5.3
Понимать жанровую принадлежность прослушанного
текста
5.4
Отвечать на вопрос по содержанию произведения
5.5
Обсуждать
прослушанный/прочитанный
текст
с соблюдением правил речевого этикета
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета
6.1
Находить отражение в фольклоре и литературных
произведениях нравственных ценностей, традиций,
быта, культуры разных народов
6.2
Ориентироваться в нравственно-этических понятиях
Овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами
7.1
Осознанно использовать при анализе и интерпретации
текста изученные литературные понятия
7.2
Объяснять своими словами значение изученных
понятий
7.3
Находить
в
тексте
средства
художественной
выразительности (сравнение, эпитет)
7.4
Отличать прозаическую речь от стихотворной речи
4.3

5

6

7

8

Умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными
моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета; формирование начального уровня культуры
пользования словарями в системе универсальных учебных
действий
2021 год

Универсальный кодификатор

8.1

8.2

8.3

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1-4 кл.

8 / 20

Выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка, используя картотеки,
открытый доступ к детским книгам в библиотеке
Ориентироваться в содержании книги/учебника по
оглавлению, аннотации, предисловию, условным
обозначениям
Использовать справочную литературу для получения
дополнительной информации в соответствии с учебной
задачей
3 класс

МетаКод
предмет- проверяПроверяемые предметные требования
ный
емого
к результатам обучения
результребтат
ования
1
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
1.1
Подтверждать ответ примерами из текста
1.2
Пересказывать (устно) содержание произведения
подробно
1.3
Пересказывать (устно) содержание произведения
выборочно
1.4
Пересказывать (устно) содержание произведения от
третьего лица
1.5.
Пересказывать (устно) содержание произведения от
лица героя с изменением лица рассказчика
1.6
Пересказывать (устно) содержание произведения,
используя разные типы речи (повествование, описание,
рассуждение)
с
учётом
специфики
учебного
и художественного текстов
1.7
Письменно излагать прочитанный/прослушанный текст
подробно и выборочно, используя разные типы речи
(повествование, описание, рассуждение)
1.8
Составлять вопросный план текста с выделением
эпизодов, смысловых частей
1.9
Составлять номинативный план текста с выделением
эпизодов, смысловых частей
1.10
Составлять цитатный план текста с выделением
эпизодов, смысловых частей
1.11
Строить устное диалогическое и монологическое
высказывание с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации
2021 год

Универсальный кодификатор

2

3

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1-4 кл.

9 / 20

Освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии
2.1
Задавать вопросы к учебным и художественным
текстам
2.2
Определять главную мысль произведения
2.3
Определять
последовательность
событий
в произведении
2.4
Устанавливать
взаимосвязь
между
событиями,
эпизодами текста
2.5
Отличать автора произведения от героя и рассказчика
2.6
Находить в тексте портрет героя
2.7
Устанавливать взаимосвязь между поступками,
мыслями, чувствами героев
2.8
Давать оценку поступкам героев
2.9
Характеризовать отношение автора к героям,
поступкам, описанной картине
2.10
Характеризовать героев
2.11
Составлять портретные характеристики персонажей
2.12
Находить в тексте средства изображения героев
и выражения их чувств
2.13
Находить в тексте описание пейзажа
2.14
Находить в тексте описание интерьера
2.15
Сравнивать
героев
одного
произведения
по
предложенным критериям
2.16
Самостоятельно выбирать аспект сопоставления
героев, их поступков – по аналогии или по контрасту
2.17
Интерпретировать фактический материал, содержание
текста
2.18
Отвечать на вопрос о культурной значимости
художественной литературы и фольклора
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии
с задачами коммуникации и составление текстов в устной
и письменной формах
3.1
Владеть техникой чтения вслух словами с переходом на
чтение группами слов без пропусков и перестановок
букв и слогов; владеть техникой молчаливого чтения
3.2
Соблюдать орфоэпические и интонационные нормы
при чтении вслух (в том числе при чтении наизусть)
3.3
Читать вслух в темпе не менее 60 слов в мин.
с пониманием смысла прочитанного
3.4
Читать по ролям
3.5
Инсценировать небольшие эпизоды
2021 год

Универсальный кодификатор

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1-4 кл.

Составлять устные и письменные высказывания на
основе
прочитанного/прослушанного
текста
на
заданную тему по содержанию произведения (не менее
8 предложений)
3.7
Составлять устно и письменно краткий отзыв
о прочитанном произведении по заданному образцу
3.8
Составлять рассказ по иллюстрациям
3.9
Составлять рассказ от имени одного из героев
3.10
Придумывать
продолжение
прочитанного
произведения
3.11
Сочинять по аналогии с прочитанным (сказки, рассказы
и др.)
3.12
Использовать
выразительные
средства
языка
в собственном высказывании для передачи чувств,
мыслей, оценки прочитанного
3.14
Формулировать устно и письменно простые выводы на
основе прочитанного/прослушанного текста
3.15
Корректировать собственный письменный текст
Овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям
4.1
Различать прозаическую и стихотворную речь
4.2
Находить в тексте примеры использования слов
в прямом и переносном значении
4.3
Соотносить произведения с изученными жанрами;
приводить примеры произведений фольклора разных
народов России
4.4
Различать и называть отдельные жанры фольклора
(пословицы, народные песни, сказки о животных,
бытовые и волшебные сказки)
4.5
Различать
и
называть
отдельные
жанры
художественной литературы (литературные сказки,
рассказы, басни, стихотворения)
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
5.1
Участвовать в диалоге, связанном с обсуждением
произведения
5.2
Понимать фактическое содержание прослушанного
текста, его смысл
5.3
Понимать жанровую принадлежность прослушанного
текста
3.6

4

5

10 / 20

2021 год

Универсальный кодификатор

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1-4 кл.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения
Обсуждать
прослушанный/прочитанный
текст
с соблюдением правил речевого этикета
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета
6.1
Находить отражение в фольклоре и литературных
произведениях нравственных ценностей, традиций,
быта, культуры разных народов
6.2
Ориентироваться в нравственно-этических понятиях
Овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами
7.1
Осознанно использовать при анализе и интерпретации
текста изученные литературные понятия
7.2
Объяснять своими словами значение изученных
понятий
7.3
Находить
в
тексте
средства
художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение)
7.4
Отличать прозаическую речь от стихотворной речи
7.5
Выявлять особенности стихотворного произведения
(ритм, рифма, строфа)
7.6.
Отличать лирическое произведение от эпического
Умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными
моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета; формирование начального уровня культуры
пользования словарями в системе универсальных учебных
действий
8.1
Выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка, используя картотеки,
открытый доступ к детским книгам в библиотеке
8.2
Уметь использовать аппарат издания (обложку,
оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации,
приложения, сноски, примечания)
8.3
Использовать справочную литературу для получения
дополнительной информации в соответствии с учебной
задачей
5.4
5.5

6

7

8

11 / 20

2021 год

Универсальный кодификатор

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1-4 кл.

12 / 20

4 класс
МетаКод
предметпровеПроверяемые предметные требования
ный
ряемого
к результатам обучения
резуль- требоватат
ния
1
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, искать средства её осуществления
1.1
Подтверждать ответ примерами из текста
1.2
Подробно (устно и письменно) пересказывать
содержание прочитанного/прослушанного произведения
1.3
Выборочно
(устно)
пересказывать
содержание
прочитанного/прослушанного произведения
1.4
Пересказывать (устно) содержание произведения от
третьего лица
1.5.
Пересказывать (устно) содержание произведения от
лица героя, с изменением лица рассказчика
1.6
Пересказывать (устно) содержание произведения,
используя разные типы речи (повествование, описание,
рассуждение)
с
учётом
специфики
учебного
и художественного текстов
1.7
Письменно излагать прочитанный/прослушанный текст
подробно и выборочно, используя разные типы речи
(повествование, описание, рассуждение)
1.8
Составлять вопросный план текста с выделением
эпизодов, смысловых частей
1.9
Составлять номинативный план текста с выделением
эпизодов, смысловых частей
1.10
Составлять цитатный план текста с выделением
эпизодов, смысловых частей
1.11
Строить устное диалогическое и монологическое
высказывание, соблюдая (в объёме изученного) нормы
русского литературного языка (орфоэпические нормы,
правильную
интонацию,
нормы
речевого
взаимодействия)
2
Освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии
2.1
Задавать вопросы (в том числе проблемные) к текстам
разных стилей
2.2
Определять тему и главную мысль произведения
2.3
Определять
последовательность
событий
в произведении
2.4
Устанавливать
взаимосвязь
между
событиями,
эпизодами текста
2021 год

Универсальный кодификатор

2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1-4 кл.

Отличать автора произведения от героя и рассказчика
Характеризовать героев
Устанавливать взаимосвязь между поступками,
мыслями, чувствами героев
Давать оценку поступкам героев
Характеризовать отношение автора к героям,
поступкам, описанной картине
Находить в тексте портрет героя
Составлять портретные характеристики персонажей
Находить в тексте средства изображения героев
и выражения их чувств

Сравнивать
героев
одного
произведения
по
предложенным критериям
2.16
Самостоятельно выбирать аспект сопоставления
героев, их поступков – по аналогии или по контрасту
2.17
Интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте
информацию
2.18
Объяснять культурную значимость художественной
литературы и фольклора
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии
с задачами коммуникации и составление текстов в устной
и письменной формах
3.1
Владеть техникой чтения вслух группами слов без
пропусков и перестановок букв и слогов; владеть
техникой автоматизированного чтения про себя
3.2
Соблюдать орфоэпические и интонационные нормы
при чтении вслух (в том числе при чтении наизусть)
3.3
Читать вслух в темпе не менее 80 слов в мин.
с пониманием смысла прочитанного
3.4
Читать по ролям
3.5
Инсценировать
3.6
Составлять устные и письменные высказывания на
основе
прочитанного/прослушанного
текста
на
заданную тему по содержанию произведения (не менее
10 предложений)
Писать (после предварительной подготовки) сочинения
на заданную тему (не менее 10 предложений)
3.7
Составлять устно и письменно краткий отзыв
о прочитанном произведении по заданному образцу
3.8
Составлять рассказ по иллюстрациям
3.9
Составлять рассказ от имени одного из героев
2.15

3

13 / 20

2021 год

Универсальный кодификатор

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1-4 кл.

Придумывать
продолжение
прочитанного
произведения
3.11
Сочинять по аналогии с прочитанным (сказки, рассказы
и др.)
3.12
Использовать
выразительные
средства
языка
в собственном высказывании для передачи чувств,
мыслей, оценки прочитанного
3.14
Формулировать устно и письменно простые выводы на
основе прочитанного/прослушанного текста
3.15
Корректировать собственные тексты с учётом
правильности,
богатства
и
выразительности
письменной речи
Овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям
4.1
Различать прозаическую и стихотворную речь
4.2
Находить в тексте примеры использования слов
в прямом и переносном значении
4.3
Соотносить произведения с изученными жанрами;
приводить примеры произведений фольклора разных
народов России
4.4
Различать и называть отдельные жанры фольклора
(пословицы, народные песни, сказки о животных,
бытовые и волшебные сказки)
4.5
Различать
и
называть
отдельные
жанры
художественной литературы (литературные сказки,
рассказы, басни, стихотворения)
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
5.1
Участвовать в диалоге, связанном с обсуждением
произведения
5.2
Понимать фактическое содержание прослушанного
текста, его смысл
5.3
Определять жанровую принадлежность произведений
фольклора и литературы
5.4
Отвечать на вопросы по содержанию произведения
5.5
Обсуждать
прослушанный/прочитанный
текст
с соблюдением правил речевого этикета
5.6
Оценивать соблюдение норм русского литературного
языка в речи собеседников (нормы произношения,
словоупотребления, грамматики)
3.10

4

5

14 / 20

2021 год

Универсальный кодификатор

6

7

8

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1-4 кл.

15 / 20

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета
6.1
Находить в произведениях фольклора и художественной
литературы отражение нравственных ценностей, факты
бытовой и духовной культуры
6.2
Ориентироваться в нравственно-этических понятиях
Овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами
7.1
Осознанно использовать при анализе и интерпретации
текста изученные литературные понятия
7.2
Объяснять своими словами значение изученных
понятий
7.3
Находить
в
тексте
средства
художественной
выразительности (сравнение, эпитет, метафора,
олицетворение)
7.4
Находить в тексте описание пейзажа
7.5
Находить в тексте описание интерьера
7.6
Отличать прозаическую речь от стихотворной речи
7.7
Выявлять особенности стихотворного произведения
(ритм, рифма, строфа)
7.8
Отличать лирическое произведение от эпического
Умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными
моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета; формирование начального уровня культуры
пользования словарями в системе универсальных учебных
действий
8.1
Уметь пользоваться систематическим каталогом для
выбора книги
8.2
Уметь использовать аппарат издания (обложку,
оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации,
приложения, сноски, примечания) при выборе книги
8.3
Использовать справочную литературу для получения
дополнительной информации в соответствии с учебной
задачей
8.4
Формировать собственный круг чтения

2021 год

Универсальный кодификатор

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1-4 кл.

16 / 20

Раздел 2. Перечень распределённых по классам проверяемых
элементов содержания по литературному чтению
Перечень распределённых по классам элементов содержания составлен
на основе Примерной основной образовательной программы начального
общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от
08.04.2015 г. № 1/15)).
1 класс
Код
раздела
1

2

Код
провеПроверяемые элементы содержания
ряемого
элемента
Детская литература, вошедшая в круг детского чтения
Произведения
устного
народного
творчества,
художественные
произведения
выдающихся
представителей отечественной литературы (А.С. Пушкина,
В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева,
А.А. Фета, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина и
др.), произведения отечественной литературы XX–XXI вв.
(с учётом многонационального характера России), а также
зарубежной литературы, доступные для восприятия
младшими школьниками.
Основными критериями отбора произведений для
изучения в начальной школе являются их высокая
художественная
ценность,
гуманистическая
направленность, позитивное влияние на личность
обучающегося, соответствие задачам его развития
и возрастным особенностям, а также культурноисторические традиции и богатый опыт отечественного
образования
Сведения по теории и истории литературы
2.1
Фольклор
2.2
Фольклорная сказка
2.3
Литературная сказка
2.4
Рассказ
2.5
Автор
2.6
Литературный герой
2.7
Тема
2.8
Идея
2.9
Заголовок
2.10
Содержание произведения

2021 год

Универсальный кодификатор

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1-4 кл.

17 / 20

2 класс
Код
раздела
1

2

Код
провеПроверяемые элементы содержания
ряемого
элемента
Детская литература, вошедшая в круг детского чтения
Произведения
устного
народного
творчества,
художественные
произведения
выдающихся
представителей отечественной литературы (А.С. Пушкина,
В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева,
А.А. Фета, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина
и др.), произведения отечественной литературы XX–XXI
вв. (с учётом многонационального характера России),
а также зарубежной литературы, доступные для восприятия
младшими школьниками.
Основными критериями отбора произведений для
изучения в начальной школе являются их высокая
художественная
ценность,
гуманистическая
направленность, позитивное влияние на личность
обучающегося, соответствие задачам его развития
и возрастным особенностям, а также культурноисторические традиции и богатый опыт отечественного
образования
Сведения по теории и истории литературы
2.1
Фольклор
2.2
Малые жанры фольклора (потешки, считалки, небылицы,
пословицы, загадки и др.)
2.3
Фольклорная сказка
2.4
Литературная сказка
2.5
Рассказ
2.6
Автор
2.7
Литературный герой
2.8
Тема
2.9
Идея
2.10
Заголовок
2.11
Содержание произведения
2.12
Сравнение
2.13
Эпитет

2021 год

Универсальный кодификатор

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1-4 кл.

18 / 20

3 класс
Код
раздела
1

2

Код
провеПроверяемые элементы содержания
ряемого
элемента
Детская литература, вошедшая в круг детского чтения
Произведения
устного
народного
творчества,
художественные
произведения
выдающихся
представителей отечественной литературы (А.С. Пушкина,
В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева,
А.А. Фета, И.А. Крылова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого,
А.П. Чехова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского и др.),
произведения отечественной литературы XX–XXI вв.
(с учётом многонационального характера России), а также
зарубежной литературы, доступные для восприятия
младшими школьниками.
Основными критериями отбора произведений для
изучения в начальной школе являются их высокая
художественная
ценность,
гуманистическая
направленность, позитивное влияние на личность
обучающегося, соответствие задачам его развития
и возрастным особенностям, а также культурноисторические традиции и богатый опыт отечественного
образования
Сведения по теории и истории литературы
2.1
Фольклор
2.2
Малые жанры фольклора (потешки, считалки, небылицы,
пословицы, загадки, народные песни и др.)
2.3
Фольклорная сказка (сказка о животных, бытовая,
волшебная)
2.4
Литературная сказка
2.5
Рассказ
2.6
Басня (мораль, идея, персонажи)
2.7
Автор
2.8
Литературный герой, персонаж, характер
2.9
Тема
2.10
Идея
2.11
Заголовок
2.12
Содержание произведения
2.13
Эпизод, смысловые части
2.14
Композиция
2.15
Ритм
2.16
Рифма
2.17
Строфа
2021 год

Универсальный кодификатор

2.18
2.19
2.20

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1-4 кл.

19 / 20

Сравнение
Эпитет
Олицетворение
4 класс

Код
раздела
1

2

Код
провеПроверяемые элементы содержания
ряемого
элемента
Детская литература, вошедшая в круг детского чтения
Произведения
устного
народного
творчества,
художественные
произведения
выдающихся
представителей отечественной литературы (А.С. Пушкина,
В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева,
А.А. Фета, И.А. Крылова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого,
А.П. Чехова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского и др.),
произведения отечественной литературы XX–XXI вв.
(с учётом многонационального характера России), а также
зарубежной литературы, доступные для восприятия
младшими школьниками.
Основными критериями отбора произведений для
изучения в начальной школе являются их высокая
художественная
ценность,
гуманистическая
направленность, позитивное влияние на личность
обучающегося, соответствие задачам его развития
и возрастным особенностям, а также культурноисторические традиции и богатый опыт отечественного
образования
Сведения по теории и истории литературы
2.1
Фольклор
2.2
Малые жанры фольклора (потешки, считалки, небылицы,
пословицы, загадки, народные песни и др.)
2.3
Фольклорная сказка (сказка о животных, бытовая,
волшебная)
2.4
Литературная сказка
2.5
Рассказ
2.6
Басня
2.7
Автор
2.8
Литературный герой, персонаж, характер
2.9
Тема
2.10
Идея
2.11
Заголовок
2.12
Содержание произведения
2021 год

Универсальный кодификатор

2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
2.18
2.19
2.20
2.21
2.22
2.23
2.24

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 1-4 кл.

Эпизод, смысловые части
Композиция
Ритм
Рифма
Строфа
Сравнение
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Лирика
Эпос
Образ

2021 год

20 / 20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».