Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение – гимназия № 94 (МАОУ – гимназия № 94)
Юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. Бажова 139 тел.355-27-07,
355-27-12, e-mail: gimnaziya94@eduekb.ru

______________________________________________________________
ПРИНЯТО
Общим собранием
работников Учреждения
Протокол от 30.08.2021 № 3
С учетом мнения Совета обучающихся
(протокол от 30.08.2021 № 3)
С учетом мнения Совета родителей
(протокол от 30.08.2021 № 3)

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ -гимназия № 94
_________________С.А. Ярославцев
Приказ от 30.08.2021 № 46/2 - О

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации обучения лиц
с ограниченными возможностями здоровья

Екатеринбург, 2021

1

1.

•

Общие положения

1.1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ)физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
1.2. Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
производится на основе:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(С изменениями и дополнениями);;
•
Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» (С изменениями и дополнениями);
•
Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 года № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
•
Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации ' и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
•
приказа Министерства просвещения РФ, Рособрнадзора от 07.11.2018 №
190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования»;
•
приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
•
приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
•
приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (с изменениями);
•
приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (с изменениями);
•
приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»;
•
Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 "Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ";
•
приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении
Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых
услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи";
•
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
•
Устава;
•
Других локальных нормативных актов МАОУ – гимназия № 94.
•
2.

Организация образовательного процесса лиц с ОВЗ

2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение
социально- педагогической и психологической помощи, бесплатной психологопедагогической коррекции.
2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:
1) в образовательной организации;
2) вне образовательной организации:
по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования-на дому или в медицинских организациях, в форме семейного
образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.
2.3. Для обучающихся с ОВЗ реализуются следующие образовательные
программы:
- основные общеобразовательные программы на уровне начального общего,
основного общего и среднего общего образования, разработанные и утвержденные МАОУ
– гимназия № 94;
- адаптированные основные программы для обучающихся тяжелыми
нарушениями речи (ТНР), задержкой психического развития (ЗПР), разработанные и
утвержденные МАОУ – гимназия № 94.
Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием
самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные
планы. Реализация индивидуальных учебных планов может сопровождаться поддержкой
тьютора (ассистента (помощника)) организации, осуществляющей образовательную
деятельность, на основании рекомендации о необходимости предоставления услуг
ассистента (помощника), тьютора обучающемуся с ОВЗ, формулирует ПМПК.
Адаптированная
образовательная
программа-образовательная
программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей)
и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
2.4. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным
образовательным программам:
- начального общего образования срок обучения увеличивается не более чем на два
года (до шести лет освоения образовательной программы);
- основного общего образования срок обучения увеличивается не более чем на
один год.
- среднего общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один
год.
2.5. В случае обучения по адаптированным основным общеобразовательным
программам в МАОУ – гимназия № 94 создаются специальные условия для получения
образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в
себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание МАОУ – гимназия № 94 и другие

3

условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ,
рекомендованные ПМПК.
Доступность образовательной среды предполагает:
•
доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;
•
свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности и учебы,
•
наличие оборудованного рабочего и читального мест.
2.6. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть
реализованы в следующих формах:
1) урочной и внеурочной деятельности;
2) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных;
3) сетевой и др.
2.7. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с
задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
2.8. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются:
1) бесплатным двухразовым питанием;
2) бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной
литературой, а также другими услугами, рекомендованными ПМПК.
2.9. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в форме
государственного выпускного экзамена в соответствии с приказом Минпросвещения
России, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего
образования».
2.10. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по их
желанию проходить государственную итоговую аттестацию в форме основного
государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы).
2.11. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении.
2.12. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование,
успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного
государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы),
выдаются документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем
образовании).
Особенности реализации образовательных программ в урочной и
внеурочной деятельности
4.
3.1 Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
3.2 Образование обучающихся с ОВЗ совместно с другими обучающимися
осуществляется по АООП для обучающихся с ОВЗ (ТНР, ЗПР, УО) на основании приказа
директора МАОУ – гимназия № 94 с согласия родителей (законных представителей) и на
основании заключения ПМПК.
3.3 Количество учащихся в классе (группе) определяется исходя из максимального
количества детей с ОВЗ в классах (группах) в зависимости от категории учащихся и
вариантов программы.
Комплектование инклюзивных классов (групп) производится с учетом требований,
установленных в СанПиН 2.4.3648-20.
3.

3.4 Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов,
необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляющих
суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов включают
обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей
учащихся и их физиологических потребностей.
3.5 Направления внеурочной деятельности, включая коррекционную работу детей
с ОВЗ, курсы, занятия специалистов МАОУ – гимназия № 94 с указанием количества часов,
реализуются на основе адаптированной образовательной программы, а также программы
коррекционной работы и внеурочной деятельности, являющимися разделами основной
образовательной программы общего образования.
3.6 Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляют
педагог-психолог, учитель-логопед и другие специалисты в соответствии с заключением
ПМПК.
3.7 Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или
адаптированных общеобразовательных программ, осуществляется в ПМПК по
письменному заявлению родителей (законных представителей) или по рекомендации
МАОУ – гимназия № 94с письменного согласия родителей (законных представителей).
4 Особенности реализации образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
4.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий лиц с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться при
реализации образовательных программ в любой форме обучения (очной, очно -заочной,
заочной), а также при сочетании различных форм обучения.
4.2. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии
с Положением об электронном обучении и использовании дистанционных
образовательных технологий в образовательном процессе МАОУ – гимназия № 94, по
заключению ПМПК и при отсутствии медицинских противопоказаний.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».