Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – гимназия № 94 (МАОУ – гимназия № 94) Юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. Бажова 139 тел.355-27-07, 355-27-12, e-mail: gimnaziya94@eduekb.ru ______________________________________________________________ ПРИНЯТО Общим собранием работников Учреждения Протокол от 30.08.2021 № 3 С учетом мнения Совета обучающихся (протокол от 30.08.2021 № 3) С учетом мнения Совета родителей (протокол от 30.08.2021 № 3) УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ -гимназия № 94 _________________С.А. Ярославцев Приказ от 30.08.2021 № 46/2 - О ПОЛОЖЕНИЕ об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья Екатеринбург, 2021 1 1. • Общие положения 1.1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ)физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 1.2. Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья производится на основе: • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (С изменениями и дополнениями);; • Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (С изменениями и дополнениями); • Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; • Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации ' и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • приказа Министерства просвещения РФ, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»; • приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; • приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; • приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями); • приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями); • приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; • Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"; • приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"; • СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • Устава; • Других локальных нормативных актов МАОУ – гимназия № 94. • 2. Организация образовательного процесса лиц с ОВЗ 2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально- педагогической и психологической помощи, бесплатной психологопедагогической коррекции. 2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах: 1) в образовательной организации; 2) вне образовательной организации: по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования-на дому или в медицинских организациях, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. 2.3. Для обучающихся с ОВЗ реализуются следующие образовательные программы: - основные общеобразовательные программы на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования, разработанные и утвержденные МАОУ – гимназия № 94; - адаптированные основные программы для обучающихся тяжелыми нарушениями речи (ТНР), задержкой психического развития (ЗПР), разработанные и утвержденные МАОУ – гимназия № 94. Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов может сопровождаться поддержкой тьютора (ассистента (помощника)) организации, осуществляющей образовательную деятельность, на основании рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора обучающемуся с ОВЗ, формулирует ПМПК. Адаптированная образовательная программа-образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). 2.4. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным образовательным программам: - начального общего образования срок обучения увеличивается не более чем на два года (до шести лет освоения образовательной программы); - основного общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один год. - среднего общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один год. 2.5. В случае обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам в МАОУ – гимназия № 94 создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание МАОУ – гимназия № 94 и другие 3 условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ, рекомендованные ПМПК. Доступность образовательной среды предполагает: • доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; • свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности и учебы, • наличие оборудованного рабочего и читального мест. 2.6. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в следующих формах: 1) урочной и внеурочной деятельности; 2) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных; 3) сетевой и др. 2.7. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). 2.8. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются: 1) бесплатным двухразовым питанием; 2) бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой, а также другими услугами, рекомендованными ПМПК. 2.9. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в форме государственного выпускного экзамена в соответствии с приказом Минпросвещения России, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования». 2.10. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по их желанию проходить государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы). 2.11. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении. 2.12. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы), выдаются документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем образовании). Особенности реализации образовательных программ в урочной и внеурочной деятельности 4. 3.1 Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 3.2 Образование обучающихся с ОВЗ совместно с другими обучающимися осуществляется по АООП для обучающихся с ОВЗ (ТНР, ЗПР, УО) на основании приказа директора МАОУ – гимназия № 94 с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения ПМПК. 3.3 Количество учащихся в классе (группе) определяется исходя из максимального количества детей с ОВЗ в классах (группах) в зависимости от категории учащихся и вариантов программы. Комплектование инклюзивных классов (групп) производится с учетом требований, установленных в СанПиН 2.4.3648-20. 3. 3.4 Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляющих суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов включают обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей. 3.5 Направления внеурочной деятельности, включая коррекционную работу детей с ОВЗ, курсы, занятия специалистов МАОУ – гимназия № 94 с указанием количества часов, реализуются на основе адаптированной образовательной программы, а также программы коррекционной работы и внеурочной деятельности, являющимися разделами основной образовательной программы общего образования. 3.6 Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляют педагог-психолог, учитель-логопед и другие специалисты в соответствии с заключением ПМПК. 3.7 Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или адаптированных общеобразовательных программ, осуществляется в ПМПК по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по рекомендации МАОУ – гимназия № 94с письменного согласия родителей (законных представителей). 4 Особенности реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 4.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий лиц с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме обучения (очной, очно -заочной, заочной), а также при сочетании различных форм обучения. 4.2. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с Положением об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе МАОУ – гимназия № 94, по заключению ПМПК и при отсутствии медицинских противопоказаний. 5