Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – гимназия № 94 (МАОУ – гимназия № 94) Юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. Бажова 139 тел.355-27-07, 355-27-12, e-mail: gimnaziya94@eduekb.ru ______________________________________________________________ ПРИНЯТО Общим собранием работников Учреждения Протокол от 30.08.2021 № 3 С учетом мнения Совета обучающихся (протокол от 30.08.2021 № 3) С учетом мнения Совета родителей (протокол от 30.08.2021 № 3) УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ -гимназия № 94 _________________С.А. Ярославцев Приказ от 30.08.2021 № 46/2 - О ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Екатеринбург, 2021 I. Общие положения 1. Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Министерства просвещения РФ и Общероссийского Профсоюза образования от 19.11.2019 № ВБ-107/08, № ВБ-107/08/634 «О примерном положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений». 2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее – Комиссия) в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении - гимназии № 94 (далее – образовательная организация) создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания, за исключением споров, для которых установлен иной порядок рассмотрения. 3. Настоящее Положение определяет порядок создания и организации работы Комиссии, ее функции и полномочия, регламент работы, порядок принятия и оформления решений Комиссии и их исполнения. 4. Изменения в Положение могут быть внесены только с учетом мнения Совета обучающихся, Совета родителей и первичной профсоюзной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ образовательной организации. 5. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования, локальными нормативными актами образовательной организации, коллективным договором и настоящим Положением. 6. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений не имеет права выступать от имени образовательной организации. II. Порядок создания и работы Комиссии 7. Комиссия создается приказом руководителя образовательной организации из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, представителей родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и представителей работников образовательной организации в количестве не менее 2 (двух) человек от каждой стороны. 8. Делегирование представителей участников образовательных отношений в состав Комиссии осуществляется соответственно Советом обучающихся, Советом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и профсоюзным комитетом образовательной организации. 9. Срок полномочий Комиссии – два года. Одни и те же лица не могут входить в состав Комиссии более двух сроков подряд. 10. Досрочное прекращение полномочий члена Комиссии предусмотрено в следующих случаях: 1) на основании личного заявления члена Комиссии об исключении из ее состава; 2) по требованию не менее 2/3 членов Комиссии, выраженному в письменной форме; 2 3) в случае прекращения членом Комиссии образовательных или трудовых отношений с образовательной организацией. 11. В случае досрочного прекращения полномочий члена Комиссии в ее состав делегируется иной представитель соответствующей категории участников образовательных отношений в порядке, установленном пунктом 8 настоящего Положения. 12. Члены Комиссии осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. 13. Координацию деятельности Комиссии осуществляет председатель, избираемый простым большинством голосов членов Комиссии из числа лиц, входящих в ее состав. 14. Председатель Комиссии осуществляет следующие функции и полномочия: распределение обязанностей между членами Комиссии; утверждение повестки заседаний Комиссии; созыв заседаний Комиссии; председательство на заседаниях Комиссии; подписание протоколов заседаний и иных исходящих документов Комиссии; общий контроль за исполнением решений, принятых Комиссией. 15. Заместитель председателя Комиссии назначается решением председателя Комиссии из числа ее членов. 16. Заместитель председателя Комиссии осуществляет следующие функции и полномочия: координация работы членов Комиссии; подготовка документов, вносимых на рассмотрение Комиссии; выполнение обязанностей председателя Комиссии в случае его отсутствия. 17. Секретарь Комиссии назначается решением председателя Комиссии из числа ее членов. 18. Секретарь Комиссии осуществляет следующие функции: регистрация заявлений, поступивших в Комиссию; информирование членов Комиссии в срок не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания Комиссии о дате, времени, месте и повестке заседания; ведение и оформление протоколов заседаний Комиссии; составление выписок из протоколов заседаний Комиссии и предоставление их лицам и органам, указанным в пункте 39 настоящего Положения; обеспечение текущего хранения документов и материалов Комиссии, а также обеспечение их сохранности. 19. Члены Комиссии имеют право: участвовать в подготовке заседаний Комиссии; обращаться к председателю Комиссии по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии; запрашивать у руководителя образовательной организации информацию по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии; в случае предполагаемого отсутствия на заседании Комиссии доводить до сведения Комиссии свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме, которое оглашается на заседании и приобщается к протоколу; выражать в случае несогласия с решением, принятым на заседании Комиссии, особое мнение в письменной форме, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания Комиссии; вносить предложения по совершенствованию организации работы Комиссии. 20. Члены Комиссии обязаны: участвовать в заседаниях Комиссии; выполнять функции, возложенные на них в соответствии с настоящим Положением; соблюдать требования законодательства при реализации своих функций; 3 в случае возникновения у них конфликта интересов сообщать об этом председателю Комиссии и отказываться в письменной форме от участия в соответствующем заседании Комиссии. 21. Члены Комиссии не вправе разглашать сведения и соответствующую информацию, полученную ими в ходе участия в работе Комиссии, третьим лицам. III. Функции и полномочия Комиссии 22. При поступлении заявления от любого участника образовательных отношений Комиссия осуществляет следующие функции: 1) рассмотрение жалоб на нарушение участником образовательных отношений: а) правил внутреннего распорядка обучающихся и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, устанавливающих требования к обучающимся; б) образовательных программ организации, в том числе рабочих программ учебных предметов, курсов; в) иных локальных нормативных актов по вопросам реализации права на образование, в том числе установления форм, периодичности и порядка проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; 2) установление наличия или отсутствия конфликта интересов педагогического работника (в соответствии с пунктом 33 части первой статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» конфликт интересов педагогического работника – это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося); 3) справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогическими работниками; 4) рассмотрение обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. 23. Комиссия не вправе осуществлять рассмотрение и урегулирование споров участников образовательных отношений с другими участниками отношений в сфере образования – федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями. 24. По итогам рассмотрения заявлений участников образовательных отношений Комиссия имеет следующие полномочия: 1) установление наличия или отсутствия нарушения участниками образовательных отношений локальных нормативных актов по вопросам реализации права на образование, а также принятие мер по урегулированию ситуации; 2) принятие решения в целях урегулирования конфликта интересов педагогического работника при его наличии; 3) установление наличия или отсутствия нарушения норм профессиональной этики педагогических работников, принятие при наличии указанного нарушения мер по урегулированию ситуации, в том числе решения о целесообразности или нецелесообразности применения дисциплинарного взыскания; 4 4) отмена или оставление в силе решения о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания; 5) вынесение рекомендаций различным участникам образовательных отношений в целях урегулирования или профилактики повторного возникновения ситуации, ставшей предметом спора. IV. Регламент работы Комиссии 25. Заседания Комиссии проводятся на основании письменного заявления участника образовательных отношений, поступившего непосредственно в Комиссию или в адрес руководителя образовательной организации, с указанием признаков нарушений прав на образование и лица, допустившего указанные нарушения. 26. В заявлении указываются: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, а также несовершеннолетнего обучающегося, если заявителем является его родитель (законный представитель); 2) оспариваемые действия или бездействие участника образовательных отношений, а в случае обжалования решения о применении к обучающемуся дисциплинарного взыскания – оспариваемые действия или бездействие Совета обучающихся и (или) Совета родителей; 3) фамилия, имя, отчество (при наличии) участника образовательных отношений, действия или бездействие которого оспаривается, а в случае обжалования решения о применении к обучающемуся дисциплинарного взыскания – указание на приказ руководителя образовательной организации, который обжалуется; 4) основания, по которым заявитель считает, что реализация его прав на образование нарушена; 5) требования заявителя. 27. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к заявлению соответствующие документы и материалы либо их копии. 28. Заявление, поступившее в Комиссию, подлежит обязательной регистрации с письменным уведомлением заявителя о сроке и месте проведения заседания для рассмотрения указанного заявления, либо отказе в его рассмотрении в соответствии с пунктом 30 настоящего Положения. 29. При наличии в заявлении информации, предусмотренной подпунктами 1-5 пункта 26 настоящего Положения, Комиссия обязана провести заседание в течение 10 дней со дня подачи заявления, а в случае подачи заявления в каникулярное время – в течение 10 дней со дня завершения каникул. 30. При отсутствии в заявлении информации, предусмотренной подпунктами 1-5 пункта 26 настоящего Положения, заседание Комиссии по его рассмотрению не проводится. 31. Участник образовательных отношений имеет право лично присутствовать при рассмотрении его заявления на заседании Комиссии. В случае неявки заявителя на заседание Комиссии заявление рассматривается в его отсутствие. 32. При необходимости и в целях всестороннего и объективного рассмотрения вопросов повестки Комиссия имеет право приглашать на заседание руководителя образовательной организации и (или) любых иных лиц. 33. По запросу Комиссии руководитель образовательной организации в установленный Комиссией срок представляет необходимые документы. 34. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 (двух третей) членов Комиссии. 5 V. Порядок принятия и оформления решений Комиссии 35. По результатам рассмотрения заявления участника образовательных отношений Комиссия принимает решение в целях урегулирования разногласий. 36. В случае установления факта нарушения права на образование Комиссия принимает решение, направленное на его восстановление, в том числе с возложением обязанности по устранению выявленных нарушений на обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и (или) работников образовательной организации. 37. Решение Комиссии принимается открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов Комиссии, принявших участие в заседании. В случае равенства голосов решение принимается в пользу участника образовательных отношений, действия или бездействие которого оспаривается, а в случае обжалования решения о применении к обучающемуся дисциплинарного взыскания – в пользу обучающегося. 38. Решения Комиссии оформляются протоколами заседаний, которые подписываются всеми присутствующими членами Комиссии. 39. Решения Комиссии в виде выписки из протокола заседания в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня его проведения предоставляются заявителю и лицу, на которого Комиссией возложены обязанности по устранению выявленных нарушений (в случае установления факта нарушения права на образование), руководителю образовательной организации, а также при наличии запроса Совету обучающихся, Совету родителей и (или) профсоюзному комитету организации. 40. Решение Комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений в образовательной организации и подлежит исполнению в срок, предусмотренный указанным решением. 41. В случае если заявитель не согласен с решением Комиссии по своему обращению, то он может воспользоваться правом на защиту и восстановление своих нарушенных прав и законных интересов в установленном законодательством РФ порядке, в том числе судебном порядке. 42. Срок хранения документов и материалов Комиссии в образовательной организации составляет 3 (три) года. 6