Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – гимназия № 94 (МАОУ – гимназия № 94) Юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. Бажова 139 тел.355-27-07, 355-27-12, e-mail: gimnaziya94@eduekb.ru Оценочные материалы по учебному предмету «Литературное чтение» для учащихся 2 – 4 классов Данные задания составлены в полном соответствии с требованиями ФГОС, программой по литературному чтению для начальной школы и ориентированы прежде всего на учителей, работающих по учебнику Л.Ф. Климановой и др. Предусмотрена многоуровневая система контроля знаний. Данные работы позволяют: быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся; объективно оценить результаты работы; повторить пройденный материал; углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10—25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу рекомендуется отвести весь урок. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ Задания уровня А оцениваются 1 баллом, уровня В — 2 баллами, уровня С — 3 баллами (в заданиях этого уровня может быть, как один, так и несколько верных ответов). Работа не содержит ошибок — оценка «5»; выполнено не менее 75% объѐма работы — оценка «4»; не менее 50% объѐма работы — оценка «3»; менее 50% объѐма работы — оценка «2». Нормы оценок по литературному чтению Чтение наизусть Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению: 1. Правильная постановка логического ударения 2. Соблюдение пауз 3. Правильный выбор темпа 4. Соблюдение нужной интонации 5. Безошибочное чтение Оценка "5" - выполнены правильно все требования Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям Чтение по ролям 1 Требования к чтению по ролям: 1. Своевременно начинать читать свои слова . Подбирать правильную интонацию 3. Читать безошибочно 4. Читать выразительно Оценка "5" - выполнены все требования Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям Пересказ Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного. классы Обязательный уровень 1ч 2ч Зч 4ч Возможный уровень 1ч 2ч Зч 4ч 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 40сл 65 85 55 75 95 10-15 50 70 90 15-20 55 75 95 20-30 60 80 100 20-25 60 80 100 25-30 65 85 105 30-35 70 90 1 10 Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов); неправильная постановка ударений (более двух); чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного; нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; 2 нетвердое знание наизусть подготовленного текста; монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Недочеты: не более двух неправильных ударений; отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа. Оценка ответов по литературному чтению «5» 4» «3» 2 класс Понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами. - читает плавно целыми словами во 2 полугодии; -верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую знакам препинания в конце предложения; - умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. - понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочитывает целиком. - допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при соблюдении интонации конца предложения; - правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя; - знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко исправляет их сам. - осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя. - читает медленно по слогам, темп чтения - не менее 25 слов в минуту; - допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не соблюдает паузы между словами и предложениями; - пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя; - знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно. 3 «2» - читает по буквам, темп чтения менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя; - при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного. 3 класс - понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами. - читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы, - самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь; - понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы; -твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно. «4» - читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие); -читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие), -допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя; - правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно; - знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.). «2» - читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие); - переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка бук в, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие); - последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно. - читает монотонно, по слогам или отдельные слова читает целиком. - допускает более 6 ошибок; - искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов, - при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения. 4 класс 4 - читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности. - читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию. - полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного; - самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, гepoe); - знает и выразительно читает наизусть стихотворение. «4» - читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы. - делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз, составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно), - самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно; - читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности. «3» - читает целыми словами, недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок. - передает полное т‹ краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. с помощью наводящих вопросов учителя. - воспроизводит наизусть текст стихотворение, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя. «2» - читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное - не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок - пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок; - не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя; - при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения. 5 2 класс Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений 1. Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания. Пустые страхи Шѐл Мишка по лесу ночью. Кто-то схватил его сзади. Обмер Мишка. Стоит, не шелохнѐтся. Сова закричала. - Это сова меня держит! - Было дело, сунул лапу в дупло - дом совы сломал. Думает Мишка, как прощенья просить, волк завыл. Волк меня держит! Перед волком тоже виноват. На берѐзе катался. Упал на волчье логово, чуть волчат не задавил. «Что волку-то сказать?» - думает Мишка и чует - по спине что-то бегает, по лапам, по животу. Пауки! - ахнул медвежонок. Сколько с паутины-то порвал, бродя по лесу, - ужас! Хотел на помощь звать, да в это самое время мышка из норы выскочила, пятку медвежонку пощекотала. Мишка-то как подскочит, как рванѐтся и свободен. За сучок шѐрсткой зацепился. (В. Бахревский) Вопросы и задания: 2. В какое время суток происходят события, описанные в тексте? Утром Днѐм Вечером Ночью 3. Что мерещилось Мишке в ночном лесу? Запиши ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________ 4. Как ты думаешь, почему он так боялся совы, волка, пауков? ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________ 5. Кто «спас» медвежонка и помог ему выбраться? 6 ________________________________________________________________ 6. □ □ □ Восстанови последовательность страхов Мишки, расставив цифры. Пауки Волк Сова 7. Объясни значение словосочетания пустые страхи. ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________ 8. Кто на самом деле держал Мишку? _____________________________________________________________________ 9. 1) 2) 3) Отметь предложение, выражающее главную мысль текста. Коли хочешь себе добра, то никому не делай зла. Лесом шѐл, а дров не видел. Глаза страшат, а руки делают. 7 3 класс Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений Вариант 1 Прочитай текст, выполни задания, ответь на вопросы. Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Центральной Австралии и что случилось потом Очень давно это было. Пришли в страну жара и засуха. И не стало воды ни в одной реке, пруду или ручье. Люди, животные и птицы начали падать и умирать. Исчезли тучи и облака, и единственной тенью на земле была тень смерти. Перестали охотники гоняться за дичью и умирали вместе с животными. Собрались те, кто ещѐ был жив, у высохшего главного водопоя и стали обсуждать, куда делась вся вода в стране. Оказалось, что еѐ выпила лягушка небывалой величины. И решили те, кто был ещѐ жив, люди, животные и птицы, рассмешить лягушку, чтобы вся вода вылилась из неѐ обратно. Но напрасно хохотала перед лягушкой птицахохотунья, напрасно смешно прыгал перед ней кенгуру и танцевал на одной ноге журавль. Лягушка небывалой величины крепко сжала рот и не хотела смеяться. Тогда забрался маленький юркий червячок на еѐ брюхо и начал щекотать его кончиком хвоста. Долго крепилась гигантская лягушка, но наконец не выдержала, затряслась от смеха, и вода хлынула водопадом из еѐ огромного рта. И сразу наполнились водой реки, пруды и ручьи, жизнь всего живого была спасена. Вопросы и задания: 1. Где происходит действие? 1) около засохшей реки 2) у высохшего главного водопоя 3) около высохшего пруда 4) у высохшего ручья 2. Как можно озаглавить этот текст? ___________________________________________________________________ 3. 1) 2) 3) 4) Определи жанр произведения. повесть сказка рассказ пьеса 4. Раздели текст на четыре части. Озаглавь их. 1. __________________________________________________________________ 2. ___________________________________________________________________ 3. ___________________________________________________________________ 8 4. ___________________________________________________________________ 5. Какими словами можно охарактеризовать лягушку? ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 6. Сформулируй главную мысль текста. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Вариант 2 Прочитай текст, выполни задания, ответь на вопросы. Позарившись на чужое, потеряешь своѐ Купец закупал товары в одном месте и вѐз их продавать в другое. Однажды остановился купец возле реки, пообедал, а потом вновь навьючил свой караван и двинулся дальше. Да через некоторое время вспомнил, что оставил на привале кошель с деньгами. Воротился он быстрее назад, чтобы поискать потерянные сто монет, и повстречал человека. Незнакомец его спрашивает: Что ты здесь ищешь? А сколько денег у тебя пропало? Сто монет, - ответил купец. Обрадовался незнакомец: Их-то я, видимо, и нашѐл! Вот твои деньги! Купец взял деньги, а потом и говорит: У меня пропало двести монет! Верни мне остальные! Не может того быть! Я нашѐл сто! - удивился незнакомец. Пришлось им идти к царю - пусть сам царь рассудит их. Царь спросил у купца: Сколько денег у тебя пропало? Двести монет. А сколько ты нашѐл? - обратился царь к незнакомцу. Сто, - ответил тот. Тогда царь сказал: Раз у тебя, купец, пропало двести монет, спрашивай у того, кто нашѐл двести. А тот, кто нашѐл сто, вправе взять их себе, потому что это не твои деньги. Вопросы и задания: 1. Где происходит действие? 9 1) в лесу 2) в поле 3) у реки 4) у озера 2. Как можно озаглавить этот текст? ________________________________________________________________________ 3. Определи жанр произведения. 1) повесть 3) сказка 2) рассказ 4) пьеса 4. Раздели текст на четыре части. Озаглавь их. 1. ___________________________________________________________________ 2. ___________________________________________________________________ 3. ___________________________________________________________________ 4. ___________________________________________________________________ 5. Какими словами можно охарактеризовать купца? ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 6. Сформулируй главную мысль текста. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 10 4 класс Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений Вариант 1 Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания. Подкидыш Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили еѐ яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики. Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым. Я решил спасти спрятанного в нѐм птенчика. Но как это сделать? Кто выведет его из яйца? Кто вскормит? Я знал неподалѐку гнездо другой птички – пеночки - пересмешки. Она только что отложила своѐ четвѐртое яичко. Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки - чисто-голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те - розовые с чѐрными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот- вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещѐ дней через двенадцать. Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша? Гнездо пересмешки помещалось на берѐзе так невысоко, что я мог достать его рукой. Когда я подошѐл к берѐзе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать еѐ гнезда. Я положил голубое яичко к еѐ малиновым, отошѐл и спрятался за куст. Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда наконец подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо. Но всѐ-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приѐмышем. Но что будет завтра, когда маленькая каменка проклюнется из яйца? Когда утром на следующий день я подошѐл к берѐзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой - хвост пересмешки. Сидит! Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними - голый слепенький птенчик каменки. Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула еѐ в рот голенькой каменке. Теперь я был уже почти уверен, что пересмен выкормит моего подкидыша. Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду, и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки. Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить, и высиживать свои яйца. Я скорей отходил прочь, чтобы не помешать в этом важном деле. На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Всѐ кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду. Но нет - в 11 гнезде лежала живая каменка! Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из – под неѐ розовые яички. Тогда я догадался, что приѐмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел еѐ яички - высиживал еѐ птенцов. Так оно и было. Пересмешка кормила приѐмыша, приѐмыш высиживал еѐ птенцов. Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах. И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек. Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов - и выкормила их на славу. (В. Бианки) Вопросы и задания: 1. Определи жанр произведения. _______________________________________________________________ 2. С какого события началась эта история? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 3. Как ты понимаешь название рассказа? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 4. Что испугало В. Бианки на седьмой день? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 5. Как подкидыш отблагодарил свою новую мать? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 6. Что удивило тебя в этом произведении? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 12 Прочитай текст, выполни задания, ответь на вопросы. Манька В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной полочке, где в тѐплые дни мы выставляли комнатные цветы, я и организовал «птичью столовую. Насыпал семян, зѐрнышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил. Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степенные снегири шумные свиристели, бегуны-поползни... И другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два... Что-то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Грустно мне стало смотреть на замѐрзшие свои гостинцы. Вроде как зря старался... А тут вдруг морозы ударили. Прямо-таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают в саду среди ночи. Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонѐк мелькнул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней ѐлке. Осторожно так подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и... обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу берѐзки, а она рядом, рукой подать до веранды, - и прыг в кормушку. Голод не тѐтка. Мигом опустошила «скатѐрку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждѐт, наверно, не подложит ли чего ещѐ сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнить кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухими грибочками - хорошо, с осени осталась связка. Теперь белка каждое утро - хоть сверяй по часам - поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони. Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей. А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твѐрдостью в голосе сказала: - Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет попрошайкой и может погибнуть... Хотя мне и было жалко Маньку, но я всѐ же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке. (Н. Красильников) Вопросы и задания: 1. Определи тему текста. ____________________________________________________________________ 2. Где рассказчик устроил кормушку? Постарайся точнее ответить на этот вопрос. _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ 13 3. Почему закончилась дружба с Манькой? _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ 4. Как ты понимаешь значение слов и выражений рукой подать, реагировать, смородинки глаз? _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 14