Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениегимназия № 94
Приложение № 1
к приказу от 29.08.2025 № 64/1-О
«О внесении изменений в ООП ООО»
Рабочая программа по учебному курсу
Русская словесность
Екатеринбург, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
СТРАНИЦА
1
Планируемые результаты освоения учебного
предмета, курса
3
2
Содержание учебного предмета
6
3
Тематическое планирование с указанием
количества часов, отводимых на изучение
каждой темы
11
2
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты освоения программы учебного предмета
«Русская словесность»
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности родного (русского) языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию.
Метапредметные результаты освоения программы учебного
предмета «Русская словесность»
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение
вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате
чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных
технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной
форме;
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в
спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
3
Предметные результаты освоения программы учебного
предмета «Русская словесность»
Выпускник научится:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном
языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и
единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в
жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности, при получении образования, а также роли
русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели,
темы текста, основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым / просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план,
тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
- способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях;
- восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными
видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации);
- умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и
использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или
прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и
явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному,
увиденному;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с
учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров
(рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом
осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с
коммуникативной задачей;
- владение различными видами монолога и диалога; выступление перед
аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических норм современного русского литературного языка;
4
стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в
практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого
этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных
жизненных ситуациях общения;
- осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с
точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении
поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные
тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация
речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова; анализ текста с точки зрения его
содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым
функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать
основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
опознавать различные выразительные средства языка;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию
и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные
гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и
лексического значения слова;
самостоятельно определять и планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
5
Содержание учебного предмета
5 класс
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь
книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные
средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль, текста, идея.
Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных
сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте,
их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в
тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема,
абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию.
Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные виды
представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы.
Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в
соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска
нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование
выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.
Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу.
Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
используя иллюстрированный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации».
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли
иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его
аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая
и избыточная информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного
или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление
различных точек зрения на информацию.
6 класс
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация
текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль,
научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание
текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное
чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта,
6
освоения и использования информации. Вычленение из текста информации,
конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Простой, сложный, тезисный
план. Понимание информации, представленной в неявном виде.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в
тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста
информации. Составление на основании текста небольшого монологического
высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Формирование списка
используемой литературы и других информационных источников. Определение
последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на
основании предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов:
выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования,
небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание
небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление
одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма)
к выполненному действию.
7 класс
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.
Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации,
полученной из нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приёмы сжатия текста.
Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на
содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Составление на основании
текста монологического высказывания. Составление тезисов с опорой на
прочитанный текст. Создание собственных письменных материалов на основе
прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с
учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы
о прочитанном. Создание собственных письменных текстов по предложенной теме,
представление одной и той же информации разными способами.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации».
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение
собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Участие в учебном диалоге
при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление
достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки
противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации.
8 класс
7
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (8 ч.)
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология
текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждениедоказательство. Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный
стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль,
публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста.
Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.
Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации,
конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части
текста, микротема, абзац, план текста. Разные виды представления информации:
словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники
информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.
Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации,
полученной из нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (20
ч.)
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приёмы сжатия текста.
Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы,
подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление
связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся
в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста
(художественного, публицистического стиля) монологического высказывания
(устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция
текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического
высказывания с учётом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов,
выводов с опорой на прочитанный текст.
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов:
планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их
дальнейшего использования. Письменное воспроизведение текста с заданной
степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).
Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функциональносмысловым типом речи.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации». (6 ч.)
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение
собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Участие в учебном диалоге
при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление
различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими
источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение
способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к
информации.
8
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
изучение каждой темы
5 класс
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Тема урока
Кол-во
часов
Речь книжная и разговорная
2
Типы речи. Художественный стиль речи. Изобразительно2
выразительные средства
Разные виды представления информации: словесно, в виде
2
рисунка, символа, таблицы, схемы
Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль,
2
текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста
Основные
события,
содержащиеся
в
тексте,
их
2
последовательность.
Существенные
признаки
объектов,
описанных в тексте, их сравнение
Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте.
2
Средства связи предложений в тексте
Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста
2
Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор
2
вида чтения в соответствии с целью чтения. Вычленение из
текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в
явном виде. Восприятие на слух и понимание различных видов
сообщений.
Упорядочивание информации по заданному
основанию
Контрольная работа № 1: «Комплексная работа с текстом»
2
Использование формальных элементов текста (подзаголовки,
2
сноски) для поиска нужной информации. Источники
информации: справочники, словари
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста.
2
Формулирование выводов, основанных на содержании текста.
Аргументы, подтверждающие вывод
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста
2
в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка,
в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на
прочитанный текст
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими
2
сообщениями, используя иллюстрированный ряд (плакаты,
презентацию)
9
14.
15.
16.
17.
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста,
места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного
мнения о прочитанном, его аргументация
Достоверность и недостоверность информации в тексте,
недостающая и избыточная информация
Контрольная работа № 2: «Составление собственного
высказывания на заданную тему»
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с
собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек
зрения на информацию
ИТОГО
2
2
2
2
34
6 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Тема урока
Речевая ситуация
Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный
стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль,
научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи
Типология текстов. Жанр текста. Понимание текста с опорой на
тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса,
приобретения читательского опыта, освоения и использования
информации. Простой, сложный, тезисный план
Вычленение из текста информации, конкретных сведений,
фактов, заданных в явном виде
Понимание информации, представленной в неявном виде
Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей,
не показанных в тексте напрямую
Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях
текста информации.
Формирование списка используемой
литературы и других информационных источников
Контрольная работа № 1: «Комплексный анализ текста»
Определение последовательности выполнения действий,
составление инструкции из 6-7 шагов (на основании
предложенного набора действий, включающего избыточные
шаги)
Создание собственных письменных материалов на основе
прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом
цели их дальнейшего использования
Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
10
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном
Создание небольших собственных письменных текстов по
предложенной теме
Представление одной и той же информации разными способами.
Составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию
Контрольная работа № 2: «Работа с текстом публицистического
стиля»
Составление на основании текста небольшого монологического
высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос.
Итого:
2
2
2
2
2
2
34
7 класс
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Тема урока
Текст и его признаки
Работа с текстом: поиск информации
Источники информации: справочники, словари, энциклопедии,
Интернет
Работа с несколькими источниками информации.
Сопоставление информации, полученной из нескольких
источников
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приёмы
сжатия текста
Контрольная работа № 1: «Написание сжатого изложения».
Вопросы по содержанию текста
Формулирование выводов, основанных на содержании текста
Аргументы, подтверждающие вывод
Монологическое высказывание
Составление
на
основании
текста
монологического
высказывания
Составление тезисов с опорой на прочитанный текст.
Создание собственных письменных материалов на основе
прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе
прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования
Контрольная работа № 2: «Письменные аннотации к тексту,
отзывы о прочитанном. Написание аннотации»
Создание собственных письменных текстов по предложенной
теме
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Работа с текстом: оценка информации
Оценка содержания текста
Оценка языковых особенностей текста
Оценка структуры текста
Выражение собственного мнения о прочитанном
Аргументация собственного мнения
Контрольная работа № 3: «Диалог в классе. Составление диалога»
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста
В процессе работы с одним или несколькими источниками
выявление достоверной информации
В процессе работы с одним или несколькими источниками
выявление противоречивой информации
Нахождение способов проверки противоречивой информации
Реклама. Особенности реклам
Критическое отношение к рекламной информации
Составление на основании текста небольшого монологического
высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос
Годовая контрольная работа
Повторение изученного материала
Повторение и систематизация изученного
Итого:
8
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
к ла с с
Тема урока
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений
Типология текстов
Рассуждение-размышление
Рассуждение-объяснение
Рассуждение-доказательство
Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный
стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль,
научный стиль, публицистический стиль)
Языковые особенности разных стилей речи
Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр,
структуру, языковые средства текста
Текст, тема текста, основная мысль текста, идея
Контрольная работа №1 «Комплексный анализ текста»
Вычленение из текста информации, конкретных сведений,
фактов, заданных в явном и неявном видах
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста
Разные виды представления информации: словесно, в виде
символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы
Источники информации: справочники, словари, энциклопедии,
Интернет. Работа с несколькими источниками информации.
Сопоставление информации, полученной из нескольких
источников
Контрольная работа № 2 «Работа с текстом: поиск информации и
понимание прочитанного»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приёмы
сжатия текста
Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании
текста. Аргументы, подтверждающие вывод
Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей,
не показанных в тексте напрямую
Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях
текста информации
Составление на основании исходного текста (художественного,
публицистического стиля) монологического высказывания
(устного и письменного) в соответствии с заданным типом и
стилем речи. Композиция текста типа рассуждения
Выбор типа и стиля речи собственного монологического
высказывания с учётом поставленной задачи
Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на
прочитанный текст
Контрольная работа № 3 «Преобразование и интерпретация
информации»
Создание собственных письменных материалов на основе
прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе
прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью
свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного
текста)
Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и
функционально-смысловым типом речи
Тематическая работа «Создание собственного текста»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста
Выражение собственного мнения о прочитанном, его
аргументация
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
31.
32.
33.
34.
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста
В процессе работы с одним или несколькими источниками
выявление
достоверной
(противоречивой)
информации.
Нахождение способов проверки противоречивой информации
Готовая контрольная работа «Оценка информации»
Повторение и обобщение изученного в 8 классе
Итого:
1
1
1
1
34
14