Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 94 Принято: Педагогический совет Протокол 10 от 28.08.2024 Утверждаю: Директор МАОУ - Гимназии № 94 _____________ С.А. Ярославцев Приказ № 62/3- О от 30.08.2024 г. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Литературный клуб «Лира» ФГОС ООО, ФГОС СОО г. Екатеринбург, 2024 Аннотация Название программы Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Литературный клуб «Лира" Разработчики: Направленность Лярская Любовь Александровна программы: общеинтеллектуальная Учитель русского языка и литературы Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 5-11 класс Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Литературный клуб «Лира» разработана для обучающихся МАОУ – гимназии №94. Цели курса: - воспитание нравственной, творчески активной личности; -создание условий для успешной социализации и личностного развития обучающихся; -развитие литературного творчества учащихся, приобщение к искусству слова, повышение уровня языковых знаний; воспитание уважения к родной литературе; Задачи курса: Обучение умениям правильно и красиво выражать свои мысли в устной и письменной форме. Приобщение учащихся к работе над книгой, развитие интереса к литературному творчеству. Активное включение в процесс самообразования и саморазвития. Основные педагогические технологии в работе с детьми: совместное творчество; информационно-компьютерные; личностно-развивающее обучение. Формы работы: индивидуальная; групповая; коллективная Основной формой работы с детьми являются групповые и индивидуальные занятия. Высокой результативностью отличается индивидуальная работа, коллективная форма работы используется на общих заседаниях клуба по изучаемым темам. Программа также ориентирует учащихся на самостоятельную творческую деятельность. Планируемые результаты Расширение литературного кругозора учащихся, овладение навыками анализа художественных произведений, выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера, художественное исполнение стихов и песен стихов будут способствовать приобщению учащихся к самостоятельной работе, к умению находить, предполагать, доказывать, сравнивать, проявлять свою творческую активность В результате обучения на занятиях клуба учащиеся становятся подготовленными к участию в творческих и литературных конкурсах, в исследовательских конференциях, Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня: повышение познавательного интереса к учебному предмету «Литература»; развитие интеллектуального потенциала школьников; повышение уровня речевой грамотности обучающихся; развитие личности обучающихся. Второй уровень результатов: участие школьников в классных и школьных НПК и внеклассных мероприятиях по литературе, конкурсах, викторинах; заинтересованность в развитии своих творческих способностей. Третий уровень результатов: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности; составлять презентации по заданной теме; участвовать в НПК, конкурсах различных уровней ; проводить литературные вечера Содержание занятий литературного клуба. 1. Знакомство с творчеством писателей и поэтов 1. Обзорные беседы о творчестве и жизненном пути некоторых писателей и поэтов-юбиляров. 2. Чтение и обсуждение избранных произведений определённых авторов. 3. Интерпретация стихотворных текстов, знакомство с историей создания произведения. 2. Творческие мастерские «Пробуем перо» 1. Изобразительные и выразительные средства художественной речи, использование их в собственных творческих работах. 2. Жанры художественной литературы, их практическое осмысление. 3. Знакомство с литературными традициями в отечественной культуре. Создание собственных произведений в традиционных жанрах. 4. Работа над составлением литературного сборника произведений учащихся. 5. Основы НИР. Отбор материала для студенческой НПК. Участие в НПК. 3. Занятия по художественному чтению 1. Изучение приёмов декламации. Работа над артикуляцией и постановка дыхания при декламации. Приёмы владения голосом для передачи настроения и смысла стихотворения. 2. Изучение способов быстрого и твёрдого запоминания стихотворных текстов. 3. Декламация в музыкальном оформлении. 4. Художественное чтение прозаического текста 4. Литературные беседы и вечера 1. Отбор материала и составление сценария литературного вечера. 2. Составление презентации к литературному вечеру по материалам сценария 3. Проведение литературного вечера в группах учебного заведения. 3. Тематическое планирование 1. 1. 2. 2. Сентябрь Вводное заседание клуба. Составление плана работы. Вводное заседание клуба. Составление плана работы. Готовимся к Дню Чтения «Читаем классику». В гостях у басни. Готовимся к Дню Чтения «Читаем классику». В гостях у басни. классы 9,11 5,6 5 6 3. 3. 4. 4. 5. 5. 6. 7-8 7-8 9. 9. 10. 10. 1112 1112. 13. 13. Готовимся к Дню Чтения «Читаем классику». Ожившие страницы. Литературный квест. Готовимся к Дню Чтения «Читаем классику». Марафон громких чтений. Р Готовимся к Дню Чтения «Читаем классику». Романса трепетные звуки. Изучение приёмов декламации. Работа над артикуляцией и постановка дыхания при декламации. Приёмы владения голосом для передачи настроения и смысла стихотворения. Подготовка к Пушкинскому балу. Октябрь Интерпретация стихотворных текстов, знакомство с историей создания произведения. Подготовка к Пушкинскому балу. Отбор материала и составление сценария литературного вечера. Декламация в музыкальном оформлении. Подготовка к Пушкинскому балу. Литературная гостиная. Классика и современность. Художественное чтение прозаического текста. Тема: театр. Пушкинский бал Ноябрь Изучение приёмов декламации. Работа над артикуляцией и постановка дыхания при декламации. Изучение приёмов декламации. Работа над артикуляцией и постановка дыхания при декламации. Приёмы владения голосом для передачи настроения и смысла стихотворения. Изучение приёмов декламации. Работа над артикуляцией и постановка дыхания при декламации. Приёмы владения голосом для передачи настроения и смысла стихотворения. Отбор материала и составление сценария литературного вечера. Подготовка к Дню Матери. Отбор материала и составление сценария литературного вечера. Подготовка к Дню Матери. Литературный вечер «День Матери» 9, 11 Литературный вечер «День Матери» 5,6 9,11 9 5,6 9 11 9 11 9 9 5,6 9, 11 5,6 9,11 Декабрь Приёмы владения голосом для передачи настроения и 5,6 смысла стихотворения. Приёмы владения голосом для передачи настроения и 9,11 смысла стихотворения. 14. 14. 1516 1516. 17 17 18 18 1920 21 21 22 22 23 23 24 25 26 2728 2728 2930 2930 3132 Художественное чтение прозаического текста Художественное чтение прозаического текста В гостях у Крапивина. Обзорная беседы о творчестве и жизненном пути писателей-юбиляров. Обзорная беседа о творчестве и жизненном пути писателей и поэтов-юбиляров. А.И.Солженицын Январь Основы НИР. Работа над проектами Основы НИР. Работа над проектами Отбор материала для НПК Отбор материала для НПК Научно-практическая конференция. Публичная защита проектов. Школьный тур. Февраль Знакомство с литературными традициями в отечественной культуре. Знакомство с литературными традициями в отечественной культуре. Создание собственных произведений в традиционных жанрах. Создание собственных произведений в традиционных жанрах. Обсуждение книги М.Булгакова «Собачье сердце» Литературная гостиная. Классика и современность. Художественное чтение и обсуждение рассказов А.П.Чехова и Г. Щербаковой. Тема: мечты и реальность. Работа над составлением литературного сборника произведений учащихся. Март Интерпретация стихотворных текстов, знакомство с историей создания произведения. Изучение способов быстрого и твёрдого запоминания стихотворных текстов. Литературная гостиная «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина» Литературная гостиная. Читаем, обсуждаем, инсценируем Апрель Составление презентации к литературному вечеру по материалам сценария «Письма с фронта» Составление презентации к литературному вечеру по материалам сценария «Письма с фронта» Литературная гостиная. Музыкально-литературная композиция «Письма с фронта» 5,6 9,11 5,6 11 9 11 9 11 9,11 9 11 9 5,6 11 11 5-11 5-11 5-11 9 9,11 9 6 6,9 33 34 Май «Пробуем перо». Изобразительные и выразительные средства художественной речи, использование их в собственных творческих работах. Работа над составлением литературного сборника произведений учащихся. 5-11 5-11