Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – гимназия № 94 (МАОУ – гимназия № 94) ____________________________________________________________________ Утверждаю: Директор МАОУ – гимназия № 94 _____________С.А. Ярославцев ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Пояснительная записка План внеурочной деятельности начального общего образования составлен в соответствии: с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2; примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15); индивидуальными особенностями и потребностями обучающихся. Внеурочная деятельность направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Цель внеурочной деятельности: -создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Задачи внеурочной деятельности: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Принципы организации внеурочной деятельности: соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. Внеурочная деятельность в рамках реализации данной модели осуществляется через: план внеурочной деятельности образовательного учреждения; классное руководство; курсы внеурочной деятельности деятельность педагогов дополнительного образования. Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; Внеурочная деятельность в школе организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике. Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить активность, любознательность. Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков. Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре. В качестве оценки результатов внеурочной деятельности являются два основных критерия: 1) продуктивность деятельности; 2) удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами. Для изучения продуктивности внеурочной деятельности в соответствии с предлагаемыми показателями можно использовать такие методы, как беседа, тестирование, анализ результатов участия в мероприятиях состязательного характера (соревнование, конкурс, олимпиада и т.п.), экспертная оценка специалистов, анализ содержания «портфолио достижений» ребенка. Второй критерий - удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами. Для изучения состояния удовлетворенности детей и взрослых, принимающих участие во внеурочной деятельности, можно использовать такие диагностические приемы и методы, как педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, ассоциативный рисунок. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за четыре года обучения на этапе начальной школы составляет 1350 часа, что не превышает максимального допустимого объема –1350 часов. Количество недель, отведенных на внеурочную деятельность, составляет: 33 недели – в 1-ом классе, 34 недели – во 2-4-х классах. Недельный объем внеурочной деятельности равен 37 часам. Состав и структура направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности начального общего образования Направление развития личности Структура и состав Формы организации внеурочной деятельности Класс/ Объем внеурочной деятельности, час (неделя, год) Наименование Спортивнооздоровительное 1 2 3 Воспитательные мероприятия Экскурсии, физкультминутки, тематические учения и тренировки, занятия в спортивном зале и на свежем воздухе, беседы, соревнования, подвижные игры, конкурсы, концерты, торжественные собрания Согласно календарному плану воспитательной работы НОО и планов методических объединений педагогов. Организационная деятельность Классные часы Проведение классных часов согласно графику и тематике классных часов Курсы Общеинтеллектуальное 66 2 68 2 68 2 68 8 270 «Бадминтон» 2 66 2 68 2 68 2 68 8 270 «Мини- футбол» 1 33 1 34 1 34 1 34 4 135 «Роуп - скиппинг» 2 66 2 68 2 68 3 202 1 34 2 68 1 34 2 67 Воспитательные мероприятия Организационная деятельность Классные часы Воспитательные мероприятия год 2 Беседы, предметные недели, проектная деятельность, выпуск школьной газеты, благотворительные акции, конкурсы, олимпиады, концерты, торжественные собрания Курсы Всего неделя «Волейбол» «Разговор о правильном питании» Социальное 4 Интеллектуальные игры, квесты, викторины, диспуты, проектная и исследовательская деятельность, предметные недели, конкурсы, олимпиады, конкурсы, концерты, торжественные собрания 34 Согласно календарному плану воспитательной работы НОО и планов методических объединений педагогов. Проведение классных часов согласно графику и тематике классных часов «Изучая культуры» «Функциональная грамотность» 1 1 1 33 1 34 34 Согласно календарному плану воспитательной работы НОО и планов методических объединений педагогов.. Организационная деятельность Проведение классных часов согласно графику и тематике классных часов Классные часы, собрания Курсы «Читаем, считаем, наблюдаем» Воспитательные мероприятия Концерты, тематические вечера, беседы, экскурсии, выставки творческих работ, конкурсы, концерты, торжественные собрания Организационная деятельность Классные часы, собрания Курсы Театр Воспитательные мероприятия Беседы, экскурсии, посещение концертов, выставок, театров, создание творческих проектов, выставки детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся, конкурсы, концерты, торжественные собрания Согласно календарному плану воспитательной работы НОО и планов методических объединений педагогов. Организационная деятельность Классные часы, собрания Проведение классных часов согласно графику и тематике классных часов Курсы «Разговоры о важном» 1 ИТОГО: 1 34 4 135 Согласно календарному плану воспитательной работы НОО и планов методических объединений педагогов. Духовно-нравственное Общекультурное 34 Проведение классных часов согласно графику и тематике классных часов 1 33 1 34 1 34 1 34 1 33 1 34 1 34 1 34 4 135 10 330 11 374 11 374 8 272 37 1350 ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МАОУ- гимназии № 94 Пояснительная записка. План внеурочной деятельности основного общего образования составлен в соответствии: с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России 17.12.2010 № 1897; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2; примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15); индивидуальными особенностями и потребностями обучающихся. Для организации внеурочной деятельности используется модель, построенная на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Она предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования и другие). Цель: создание эффективных условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников 5-9 классов в процессе организации внеурочной деятельности. Задачи: выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности; оказание помощи в поисках «себя», путем предоставления широкого спектра элективных курсов, кружков, секций; создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; формирование системы компетенций в избранном направлении деятельности; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширение рамок общения с социумом; достижение личностных и метапредметных результатов. Принципы организации внеурочной деятельности: соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. Внеурочная деятельность в рамках реализации данной модели осуществляется через: план внеурочной деятельности образовательного учреждения, дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования); классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); деятельность иных педагогических работников в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования. Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебновспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Внеурочная деятельность в школе организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике. Социальное направление помогает учащимся освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь учащимся освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность. Общекультурная деятельность ориентирует учащихся на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков. Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ученика, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре. Содержание данных занятий сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. В качестве оценки результатов внеурочной деятельности являются два основных критерия: 1) продуктивность деятельности; 2) удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за пять лет обучения на этапе основной школы составляет 1450 часов, что не превышает максимального допустимого объема –1750 часов. Количество недель, отведенных на внеурочную деятельность, составляет: 34 недели– в 5-8-х классах, 33 недели – в 9-ом классе. Недельный объем внеурочной деятельности равен 46 часам. Состав и структура направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности основного общего образования Наименование Структура и состав Формы организации внеурочной деятельности Класс/ Объем внеурочной деятельности, час (неделя, год) 5 класс Воспитательные мероприятия и организационная деятельность Спортивнооздоровительное Спартакиады, экскурсии, тематические учения и тренировки, занятия в спортивном зале и на свежем воздухе, беседы, соревнования, подвижные игры, конкурсы, концерты, собрания, классные часы 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс всего Согласно плану воспитательной работы и планов методических объединений педагогов. Ученические сообщества Курсы «Волейбол» 1 34 1 «Футбол» 2 68 2 Воспитательные мероприятия и организационная деятельность Беседы, предметные недели, проектная деятельность, благотворительные акции, конкурсы, олимпиады, концерты, собрания, классные часы Ученические сообщества ЮИД «Светофор» Курсы Тайны русского языка. Занимательный русский язык Социальное 34 1 34 1 34 1 34 5 68 169 136 Согласно плану воспитательной работы и планов методических объединений педагогов. Мероприятия, согласно плану ЮИД «Светофор» 1 34 1 34 1 34 1 34 1 33 5 169 «Я в Китае» Воспитательные мероприятия и организационная деятельность Интеллектуальные игры, квесты, викторины, диспуты, проектная и исследовательская деятельность, предметные недели, конкурсы, олимпиады, конкурсы, концерты, классные часы, собрания 1 34 1 34 2 68 1 34 1 34 Согласно плану воспитательной работы и планов методических объединений педагогов. Ученические сообщества «Занимательная математика» Общеинтеллектуальное 1 34 «Удивительная химия» 1 34 «Решение задач по химии" (9 класс) Курсы «Математическая культура» 1 34 Интеллектуальный клуб «Знайка» «Подготовка к олимпиадам. Английский язык» «Занимательный английский» Духовно-нравственное Воспитательные мероприятия и организационная деятельность 1 1 34 1 33 1 33 1 33 2 67 1 33 1 33 1 33 2 67 1 34 34 Концерты, тематические Согласно плану воспитательной работы и планов вечери, беседы, методических объединений педагогов. экскурсии, выставки творческих работ, конкурсы, концерты, классные часы, собрания Ученические сообщества Курсы Общекультурное Воспитательные мероприятия и организационная деятельность Литературный клуб «Лира» 1 34 1 34 1 34 1 34 1 33 169 Беседы, экскурсии, посещение концертов, выставок, театров, создание творческих Согласно плану воспитательной работы и планов проектов, выставки методических объединений педагогов. рисунков, поделок и творческих работ, конкурсы, концерты, торжественные собрания, классные часы Ученические сообщества Курсы «Разговоры о важном» 1 34 1 34 1 34 Школьное радио ИТОГО: 7 238 9 306 4 136 1 34 1 33 4 170 4 136 4 132 8 272 11 374 12 396 43 1450 ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МАОУ- гимназии № 94 Пояснительная записка План внеурочной деятельности среднего общего образования составлен в соответствии: с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России 17.12.2010 № от 17.05.2012 № 413; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2; примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 № 2/16-з); индивидуальными особенностями и потребностями обучающихся. Для организации внеурочной деятельности используется модель, построенная на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Она предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования и другие). Цель: создание эффективных условий для индивидуальных потребностей обучающихся 10-11 классов в процессе организации внеурочной деятельности. Задачи: оказание помощи в поисках «себя», создание условий для индивидуального развития в избранной сфере внеурочной деятельности; формирование системы компетенций в избранном направлении деятельности; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширение рамок общения с социумом; достижение личностных и метапредметных результатов. Принципы организации внеурочной деятельности: соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. Согласно Стандарту «внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения на этапе средней школы составляет 671 часов, что не превышает максимального допустимого объема – 700 часов. Количество недель, отведенных на внеурочную деятельность, составляет: 34 недели– в 10-ом классе, 33 недели – в 11-ом классе. Недельный объем внеурочной деятельности равен 12 часам. Состав и структура направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности среднего общего образования Направление развития личности Формы организации внеурочной деятельности Наименование Структура и состав Спортивнооздоровительное Волейбол Тренинги, беседы, предметные недели, проектная деятельность, Воспитательные благотворительные акции, мероприятия конкурсы, олимпиады, концерты, собрания, классные часы Курсы Общеинтеллекту альное неделя год 11 класс неделя всего год неделя год Спартакиады, олимпиады, экскурсии, тематические учения и тренировки, занятия в Согласно плану воспитательной работы и планов Воспитательные спортивном зале и на свежем методических объединений педагогов. мероприятия воздухе, беседы, соревнования, подвижные игры, конкурсы, концерты, собрания, классные часы Курсы Cоциальное 10 класс К тайнам слова: культура речи Конференции, интеллектуальные игры, квесты, викторины, диспуты, проектная и Воспитательные исследовательская деятельность, мероприятия предметные недели, конкурсы, олимпиады, конкурсы, концерты, торжественные собрания Курсы 1 34 1 34 Согласно плану воспитательной работы и планов методических объединений педагогов. 1 34 1 33 2 Согласно плану воспитательной работы и планов методических объединений педагогов. 67 Духовнонравственное 68 2 66 4 134 «Векторы и координаты как аппарат решения геометрических задач» 2 68 2 66 4 134 «Подготовка к олимпиадам. Английский язык» 1 34 1 34 Литературный клуб «Лира» Беседы, экскурсии, посещение концертов, выставок, театров, создание творческих проектов, Воспитательные выставки детских рисунков, мероприятия поделок и творческих работ учащихся, конкурсы, концерты, торжественные собрания Курсы ИТОГО: 2 Концерты, тематические вечера, беседы, экскурсии, выставки Воспитательные творческих работ, конкурсы, мероприятия концерты, классные часы, собрания Курсы Общекультурное «Задачи с параметрами» Согласно плану воспитательной работы и планов методических объединений педагогов. 1 34 1 33 67 Согласно плану воспитательной работы и планов методических объединений педагогов. «Школьное радио» 2 68 2 66 6 134 «Разговоры о важном» 1 34 1 33 2 67 11 374 9 297 20 671