Т+ВД_Удивительная химия 8 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 94
Принято:
Педагогический совет
Протокол 10 от 28.08.2024

Утверждаю:
Директор МАОУ - Гимназии № 94
_____________ С.А. Ярославцев
Приказ № 62/3- О от 30.08.2024 г.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Удивительная химия»
ФГОС ООО

г. Екатеринбург, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удивительная химия» 8 класс
разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования.
Программа «Удивительная химия» имеет естественно – научную направленность и
представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности
школьников.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных
стандартов и соответствует возрастным особенностям. Программа способствует
формированию предметных и универсальных способов действий, самоорганизации,
саморегуляции, развитию познавательной и эмоциональной сферы личности ребёнка,
обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.
Актуальность разработки и создания данной программ обусловлена тем, что
программа предусматривает создание учащимися малых и больших проектов,
основанных на интересах и потребностях ребят, направленных на вовлечение
эксперимента, позволяющего получать достоверную информацию о протекании тех
или иных химических процессах, о свойствах веществ. На основе полученных
экспериментальных данных обучаемые смогут самостоятельно делать выводы,
обобщать результаты, выявлять закономерности, что однозначно будет способствовать
повышению мотивации обучения школьников в динамическую учебно –
познавательную и исследовательскую деятельность, на развитие интеллекта,
приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа «Удивительная химия» предназначена для обучающихся,
интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у
учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных
качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего
мнения, коммуникативных качеств.
Главная цель: развитие способностей каждого ученика и выявление наиболее
способных к химической деятельности учащихся.
Задачи:
- реализация основных общеобразовательных программ по учебным предметам
естественно – научной направленности, в том числе в рамках внеурочной
деятельности обучающихся;
- разработка
и
реализация
разноуровневых
дополнительных
общеобразовательных программ естественно – научной направленности, а также иных
программ;
- вовлечение учащихся в проектную деятельность;
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
Решение задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные
знания, которые могут запомнить и понять школьники, не является единственной
целью обучения. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира
позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным
предметам.
Примеры проектов: учебно – познавательные и исследовательские работы
(Биологические и пищевые добавки, Борьба с вредителями, Вода, которую мы пьём и
др.). Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их

информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя
на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на
самостоятельный поиск информации. В качестве источников информации могут быть
выступать: отдельные предметы (книги, библиотеки, фильмы); организации (музеи,
библиотеки, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители,
специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей найденной
информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической
энциклопедии. Основные этапы внеурочной проектной деятельности:
1) Выбор темы.
2) Определение ресурсов.
3) Сбор сведений.
4) Реализация проектов.
5) Презентации.
На первом этапе, не озадачивая детей придумыванием своих проектов,
предлагаются им на выбор доступные, реально выполнимые проекты. Хорошо, чтобы
в любой момент в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Составляя
список проектов, рекомендуется ориентироваться на местные условия и предоставлять
детям разнообразные виды деятельности.
Занятия разделены на теоретические и практические. Причём проектная
деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Реализация проектов – на этом этапе дети готовят выработанные ими проекты,
сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне
школы.
Каждый ребенок имеет право:
- на участвовать ни в одном из проектов;
- участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
- выйти в любой момент из любого проекта;
- в любой2 момент начать свой, новый проект.
Связь с предметной деятельностью. Работа над темой и проектная деятельность
позволяют связывать урочную деятельность детей в единое целое. В современной
школе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности,
формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять
знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей.
Основные принципы программы:
- Принцип системности;
- Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом;
- Принцип гуманизации;
- Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития
способностей детей;
- Принцип опоры;
- Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них;
- Принцип совместной деятельности детей и взрослых;
- Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности:
планировании, обсуждении, проведении;
- Принцип обратной связи;

- Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися

необходимо обсудить, что не получилось, изучить их мнение, определить их
настроение и перспективу;
- Принцип успешности. Степень успешности определяет самочувствие человека,
его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет
видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет ещё
более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была
искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное
достижение.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебно – познавательной работе.
Программа «Удивительная химия» рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. В основе
практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно –
познавательных, исследовательских проектов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования
достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её
основе, в том числе в части:
1) патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества,
способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
2) гражданского воспитания:
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно
исследовательской, творческой и других видах деятельности, готовности к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении
химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию
и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовности оценивать своё
поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
3) ценности научного познания:
мировоззренческие представления о веществе и химической реакции,
соответствующие современному уровню развития науки и составляющие основу для
понимания сущности научной картины мира, представления об основных закономерностях
развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании
этих закономерностей;
познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии,
необходимые для объяснения наблюдаемых процессов и явлений, познавательной,
информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с
учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами
информационных технологий;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
4) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки
на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил
безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;
5) трудового воспитания:

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к
труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения
предметных знаний по химии, осознанный выбор индивидуальной траектории
продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии,
общественных интересов и потребностей, успешной профессиональной деятельности и
развития необходимых умений, готовность адаптироваться в профессиональной среде;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле,
основе её существования, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни,
ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью,
осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а
также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач,
связанных с окружающей природной средой, для повышения уровня экологической
культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения
посредством методов химии, экологического мышления, умения руководствоваться им в
познавательной, коммуникативной и социальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования
мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система,
процесс, эксперимент и другое.), которые используются в естественно-научных учебных
предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о
целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний:
раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать
взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных
фактов и явлений, выбирать основания и критерии для классификации химических
веществ и химических реакций, устанавливать причинно-следственные связи между
объектами изучения, строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по
аналогии), делать выводы и заключения;
умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные),
символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко
применяемые в химии модельные представления – химический знак (символ элемента),
химическая формула и уравнение химической реакции – при решении учебнопознавательных задач, с учётом этих модельных представлений выявлять и
характеризовать существенные признаки изучаемых объектов – химических веществ и
химических реакций, выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и
противоречия в изучаемых процессах и явлениях.
Базовые исследовательские действия:
умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а
также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности
высказываемых суждений;

приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических
экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его
результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта,
исследования, составлять отчёт о проделанной работе.
Работа с информацией:
умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература
химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать
противоречивую и недостоверную информацию;
умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и
соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач
определённого типа, приобретение опыта в области использования информационнокоммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных
поисковых систем, самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
другими формами графики и их комбинациями;
умение использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской
деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта
на состояние окружающей природной среды.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу
обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения
предложенной задачи;
умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных
и письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения химического
эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств
веществ, учебного проекта);
умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной познавательной и
исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта
общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые
штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества
выполненной работы и другие).
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять,
контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно
составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий
с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах – веществах и реакциях,
оценивать соответствие полученного результата заявленной цели, умение использовать и
анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания,
установленного данной федеральной рабочей программой, выделяют: освоенные
обучающимися научные знания, умения и способы действий, специфические для
предметной области «Химия», виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.

К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне должны
отражать сформированность у обучающихся умений:
 раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический
элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и
неоднородная), валентность, относительная атомная и молекулярная масса,
количество вещества, моль, молярная масса, массовая доля химического элемента
в соединении, молярный объём, оксид, кислота, основание, соль,
электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, классификация
реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции
обмена, экзо- и эндотермические реакции, тепловой эффект реакции, ядро атома,
электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, химическая связь,
полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион,
раствор, массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе;
 иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти
понятия при описании веществ и их превращений;
 использовать химическую символику для составления формул веществ и
уравнений химических реакций;
 определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях, степень
окисления элементов в бинарных соединениях, принадлежность веществ к
определённому классу соединений по формулам, вид химической связи
(ковалентная и ионная) в неорганических соединениях;
 раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева: демонстрировать
понимание периодической зависимости свойств химических элементов от их
положения в Периодической системе, законов сохранения массы веществ,
постоянства состава, атомно -молекулярного учения, закона Авогадро;
 описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы
химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и
«побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды, соотносить
обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками строения атомов
химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и
распределение их по электронным слоям);
 классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические
реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому
эффекту);
 характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных
классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений
соответствующих химических реакций;
 прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава,
возможности протекания химических превращений в различных условиях;
 вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую
долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в
растворе, проводить расчёты по уравнению химической реакции;
 применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез,

сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинноследственных связей – для изучения свойств веществ и химических реакций,
естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование,
эксперимент (реальный и мысленный);
 следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и
собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению
растворов с определённой массовой долей растворённого вещества, планировать и
проводить химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и
кислот с помощью индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и другие).
2. СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1.Химия – наука о веществах и превращениях, 2 ч.
Химия или магия? Немного из истории химии. Техника безопасности в кабинете
химии. Алхимия. Химия вчера, сегодня, завтра.
Раздел 2. Вещества вокруг тебя! Оглянись!, 16 ч.
Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей.
Способы разделения смесей.
Вода – многое ли мы о ней знаем? Вода и её свойства. Что необычного в воде? Вода
пресная и морская. Способы очистки воды: отстаивание, фильтрование, обеззараживание.
Столовый уксус и уксусная эссенция свойства уксусной кислоты и её
физиологическое воздействие.
Питьевая сода. Свойства и применения.
Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм человека.
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер
хозяйственного мыла.
Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные.
Надо ли опасаться жидких моющих средств.
Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность
косметические препараты? Можно ли самому изготовить духи?
Многообразие лекарственных веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить
в своей домашней аптечки. Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в
плотно закупоренной склянке. «Зеленка» или раствор бриллиантового зеленого. Перекись
водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода. Аспирин или ацетилсалициловая
кислота и его свойства. Опасность при применении аспирина.
Крахмал, его свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений.
Глюкоза, её свойства и применение. Маргарин, сливочное и растительное масло, сало.
Чего мы о них не знаем?
Раздел №3 «Удивительная химия для экспериментаторов» 12 ч .
Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты. Состав акварельных
красок. Правила обращения с ними.
История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей.
Состав школьного мела.
Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.
Лабораторная работа «Секретные чернила». Лабораторная работа «Получение
акварельной краски». Лабораторная работа «Мыльные опыты. Лабораторная работа «Как
выбрать школьный мел». Лабораторная работа «Изготовление школьных мелков».

Лабораторная работа «Определение среды раствора с помощью индикаторов».
Лабораторная работа «Приготовление растительных индикаторов и определение с
помощью их рН раствора».
Раздел №4 «Индивидуальные проекты» 4 ч.
Подготовка и защита проектов
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4

Тема раздела

Количество часов

Химия – наука о веществах и превращениях
Вещества вокруг тебя! Оглянись!
Удивительная химия для экспериментаторов
Индивидуальные проекты

2
16
12
4

4. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/
п
1.

2.
3.

4.
5.

6.

7.
8.

Практические
работы, лаб. опыты.
Тема урока
Демонстрационные
эксперименты
ЛР № 1 «Изучение
Раздел 1.Химия – наука о веществах и
строения
пламени»
превращениях, 2 ч.
Химия или магия? Немного из истории химии.
Техника безопасности в кабинете химии
Алхимия. Химия вчера,
сегодня, завтра.
Раздел 2. Вещества вокруг тебя! Оглянись!,
16 ч.
Вещество, физические свойства веществ.
Отличие чистых веществ от смесей
Способы разделения смесей
ЛР№2 «Чистые
вещества и смеси»
Вода – многое ли мы о ней
ЛР№ 3
знаем? Вода и её свойства. Что необычного в
«Распознавание
воде? Вода пресная и морская. Способы
водопроводной и
очистки воды: отстаивание, фильтрование,
дистиллированной
обеззараживание
воды»
Столовый уксус и уксусная эссенция свойства
уксусной кислоты и её физиологическое
воздействие
Питьевая сода. Свойства и
применения
Чай, состав, свойства,
физиологическое действие на организм

Планируемая дата
проведения

ЭОР, цифровые
образовательные ресурсы
https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru
https://infourok.ru

https://infourok.ru

https://resh.edu.ru

https://infourok.ru
https://resh.edu.ru/

9.

10.

11.

12.

13.

14.
15.
16.

17.

человека
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного
мыла от туалетного. Щелочной характер
хозяйственного мыла
Стиральные порошки и другие моющие ЛР№4 «Исследование
средства.
влияния моющих
средств на зелёные
Какие порошки самые опасные. Надо ли
водные растения»
опасаться жидких моющих средств
Лосьоны, духи, кремы и
прочая парфюмерия. Могут ли представлять
опасность
косметические препараты?
Можно ли самому изготовить духи?
Многообразие
лекарственных веществ. Какие лекарства мы
обычно можем встретить в своей домашней
аптечки
Аптечный йод и его свойства. Почему йод
надо
держать в плотно закупоренной
склянке
«Зеленка» или раствор
бриллиантового зеленого
Перекись водорода и
гидроперит. Свойства перекиси водорода
Аспирин или
ацетилсалициловая кислота и его свойства.
Опасность при
применении аспирина
Крахмал, его свойства и применение.

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://resh.edu.ru/

https://infourok.ru/

18.

19.

20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.

Образование
крахмала в листьях растений.
Глюкоза, её свойства и применение
Маргарин, сливочное и
растительное масло, сало. Чего мы о них не
знаем?
Раздел №3 «Удивительная химия для
экспериментаторов» 12 ч .
Симпатические
чернила:
назначение,
простейшие
рецепты
Состав акварельных красок.
Правила обращения с ними
История мыльных пузырей.
Физика мыльных пузырей
Состав школьного мела
Индикаторы. Изменение окраски индикаторов
в
различных средах
Лабораторная работа
«Секретные чернила».
Лабораторная работа
«Получение акварельной краски».
Лабораторная работа
«Мыльные опыты»
Лабораторная работа «Как
выбрать школьный мел».
Лабораторная работа
«Изготовление школьных мелков»
Лабораторная работа

https://resh.edu.ru/

https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://resh.edu.ru/
Урок практикум.

https://infourok.ru/

30.

31.

32.
33.
34.

«Определение среды раствора с помощью ЛР№5 «Измерение рН
индикаторов»
растворов»
Лабораторная работа
Урок практикум.
«Приготовление растительных
ЛР№6 «Измерение рН
индикаторов и определение с помощью их рН показателя раствора»
раствора»
Раздел №4 «Индивидуальные проекты» 4 ч.
Подготовка и защита
проектов
Подготовка и защита
проектов
Подготовка и защита
проектов
Подготовка и защита
проектов

https://resh.edu.ru/

https://infourok.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».