Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 94 Принято: Педагогический совет Протокол 10 от 28.08.2024 Утверждаю: Директор МАОУ - Гимназии № 94 _____________ С.А. Ярославцев Приказ № 62/3- О от 30.08.2024 г. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Китайский язык» ФГОС ООО г. Екатеринбург, 2024 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. No 1726-р 3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. No 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 4. Сан Пин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. No 41. Программа рассчитана на для учащихся 5-7 классов, количество часов 35. Основные цели и задачи программы • Основная цель обучения китайскому языку - формирование у обучаемых коммуникативного ядра – основополагающих навыков и умений иноязычного общения, подготовке их к овладению китайским языком на базовом уровне, формировании основ национальной идентичности через освоение элементов иноязычной культуры. Важнейшими задачами, способствующими реализации воспитательноразвивающего и образовательных аспектов цели для начального этапа обучения китайскому языку являются: • в обучении: - создание условий для ранней коммуникативной адаптации школьников к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, и для преодоления трудностей в использовании иностранного языка как средства коммуникации в современном мире, - создание условий для билингвистического развития детей с раннего школьного возраста, освоение элементарных лингвистических представлений, необходимых для овладения устной и письменной речью на китайском языке, • в развитии: - развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, языковой памяти, воображения, интуитивного и логического мышления, - развитие коммуникативно-игровых способностей проигрывать ситуации семейного и школьного общения друг с другом и взрослыми на китайском языке, - развитие таких качеств как самостоятельность, способность выражать одну и ту же мысль иными средствами по сравнению с родным языком, умение выражать личностное отношение к воспринимаемой информации, а так же развитие языковой догадки, - формирование системы универсальных учебных действий, обеспечивающих общекультурное, личностное и познавательное развитие, • в воспитании: - воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению китайского языка, мотивация к дальнейшему овладению иностранным языком и культурой, - приобщение к новому социальному опыту с использованием китайского языка, - формирование представлений об «азбуке вежливости» на родном и китайском языках. В изучении китайского языка можно выделить три основные содержательные линии: 1. Коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, 2. Языковые средства и навыки оперирования ими, 3. Социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, что позволяет обеспечить единство составляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной) как основной цели обучения. В процессе изучения китайского языка развиваются следующие коммуникативные компетенции: – речевая компетенция – коммуникативные умения в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); – языковая компетенция – владение языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; знания о языковых явлениях изучаемого языка; представления о способах выражения мысли в родном и изучаемом языке; – социокультурная компетенция – осведомлённость учащихся о культуре, традициях и реалиях стран китайского языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам; умение представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения; способность адаптироваться в условиях неродной культуры; – компенсаторная компетенция – умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств, при получении и передаче иноязычной информации, а также при соприкосновении с неродной культурой; – учебно-познавательная компетенция – общие и специальные учебные умения, владение способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. Планируемые результаты освоения программы Изучение данного учебного курса способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Личностные: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; Предметные: 1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности; 2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; 3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции; 4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях. В результате обучения по программе обучающиеся будут: Знать: • основные черты китайских иероглифов; • основные базовые элементы (графемы, ключевые иероглифы); • правила написания иероглифов; • около 300 лексических единиц в пределах тематики, включая устойчивые словосочетания, реплики-клише как элементы речевого этикета; • значения звучащего и написанного китайского слова и словосочетания; • изученные грамматические конструкции; • основные типы китайских предложений; Уметь: • верно произносить и различать на слух все китайские звуки; • правильно озвучить слово, записанное транскрипцией и знакомыми иероглифами; • говорить и читать вслух на китайском языке, соблюдая тоны; соблюдать правильную интонацию, ритмическое ударение в основных типах предложений; • расписывать изученные иероглифы по чертам; • анализировать изученные и незнакомые иероглифические знаки; • определять, из каких черт и базовых элементов они состоят; • определять порядок написания черт; • подсчитывать количество черт в иероглифе; • записывать изученные иероглифы; • записывать иероглифами отдельные слова, словосочетания, фразы и текст (описать себя, свой дом, семью, комнату, друга и т. п.); • безошибочно идентифицировать и читать изученные иероглифы; • понимать и вежливо отвечать на реплики с соблюдением речевого этикета; • представлять себя, членов своей семьи, друзей, описывать свой дом, семью, друзей, увлечения; • целенаправленно вести диалог-расспрос; • читать изученные слова и словосочетания вслух, соблюдая тоны; • читать мини-тексты, сопровождаемые пиньинем, понимать прочитанное. 2. Содержание программы 2.1. Содержание учебного (тематического) плана обучения Раздел 1. Введение Введение. Основные понятия китайского языка, пиньинь, черты, правила написания иероглифов. Числа от 1 до 10. Приветствие. Как поздороваться и представиться по-китайски. 你好,我, 叫,什么,名字。 Раздел 2. Дата. Как записать дату на китайском: день, месяц, год, день недели. Как назвать свою дату рождения. День рождения. 日,月,年,星期,生日, частица 的。 Возраст. Как узнать возраст собеседника и назвать свой. 多大,几,岁。 Телефонный номер. Правило записи телефонного номера по-китайски. Как узнать номер телефона собеседника. 打,电话,号码,多少,是。 Раздел 3. Члены семьи. Как называются члены семьи по-китайски, как их представить. Узнать о семье собеседника. 家,妈妈,爸爸,哥哥,弟弟,妹 妹,姐姐,有,口,人。 Самопрезентация. Объединение темы представления, возраста, даты рождения, телефонного номера и семьи. Учимся рассказывать о себе и интересоваться собеседником. Профессии. Название профессий. Как говорить о профессиях членов семьи. 老师,秘书,工作,也,律师,商人,做。 Раздел 4. Время. Как называть время и спрашивать о нем. 点钟,分,秒,刻,半。 Распорядок дня. Как называть части дня. Перечислять действия в соответствии с временем их выполнения. 早上,上午,中午,下午,晚上起 床,吃饭,睡觉,上课,下课。 Виды транспорта. Названия транспорта и способ передвижения на нем. 开车,走路,坐公交车,火车,飞机,怎么。 Раздел 5. Цвета. Название цветов. Как называть цвет предмета. 颜色,白色,黑 色,红色,蓝色,绿色,喜欢。 Одежда. Название одежды. 穿,件,衣服,衬衫,裙子,裤子,牛仔 裤,汗衫,毛衣,外套。 2.2. Учебно-тематический план Количество часов № Всего: Раздел Тема урока (теория/практика) 1-4 5-6 1 Введение Приветствие 4 (2/2) 2 (1/1) 7 8-9 10-11 12-13 14 15-16 17-18 19-20 21 22-23 24-25 26-27 28 29-30 31-32 33 34 2 3 4 5 Итог раздела Дата Возраст Телефонный номер Итог раздела Члены семьи Самопрезентация Профессии Итог раздела Время Распорядок дня Виды транспорта Итог раздела Цвета Одежда Итог раздела Итог всего пройденного 1 (0/1) 2 (1/1) 2 (1/1) 2 (1/1) 1 (0/1) 2 (1/1) 2 (1/1) 2 (1/1) 1 (0/1) 2 (1/1) 2 (1/1) 2 (1/1) 1 (0/1) 2 (1/1) 2 (1/1) 1 (0/1) 1 (0/1)