Т+ВД_Китайский язык

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 94
Принято:
Педагогический совет
Протокол 10 от 28.08.2024

Утверждаю:
Директор МАОУ - Гимназии № 94
_____________ С.А. Ярославцев
Приказ № 62/3- О от 30.08.2024 г.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Китайский язык»
ФГОС ООО

г. Екатеринбург, 2024

1.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с
нормативными правовыми актами и государственными программными
документами:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. No 273-ФЗ «Об
образовании в
Российской Федерации»
2.
Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. No 1726-р
3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. No 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
4. Сан Пин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей», утвержденный
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. No 41.
Программа рассчитана на для учащихся 5-7 классов, количество часов 35.
Основные цели и задачи программы
•
Основная цель обучения китайскому языку - формирование у
обучаемых коммуникативного ядра – основополагающих навыков и умений
иноязычного общения, подготовке их к овладению китайским языком на
базовом уровне, формировании основ национальной идентичности через
освоение элементов иноязычной культуры.
Важнейшими задачами, способствующими реализации воспитательноразвивающего и образовательных аспектов цели для начального этапа
обучения китайскому языку являются:
•
в обучении:
- создание условий для ранней коммуникативной адаптации школьников
к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, и
для преодоления трудностей в использовании иностранного языка как
средства коммуникации в современном мире,
- создание условий для билингвистического развития детей с раннего
школьного возраста, освоение элементарных лингвистических представлений,
необходимых для овладения устной и письменной речью на китайском языке,
•
в развитии:
- развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления,
языковой памяти, воображения, интуитивного и логического мышления,
- развитие коммуникативно-игровых способностей проигрывать
ситуации семейного и школьного общения друг с другом и взрослыми на
китайском языке,

- развитие таких качеств как самостоятельность, способность выражать
одну и ту же мысль иными средствами по сравнению с родным языком, умение
выражать личностное отношение к воспринимаемой информации, а так же
развитие языковой догадки,
- формирование системы универсальных учебных действий,
обеспечивающих общекультурное, личностное и познавательное
развитие,
•
в воспитании:
- воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению китайского
языка, мотивация к дальнейшему овладению иностранным языком и
культурой,
- приобщение к новому социальному опыту с использованием
китайского языка,
- формирование представлений об «азбуке вежливости» на родном и
китайском языках.
В изучении китайского языка можно выделить три основные
содержательные линии:
1.
Коммуникативные умения в основных видах речевой
деятельности,
2.
Языковые средства и
навыки
оперирования
ими,
3.
Социокультурные знания и умения.
Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, что
позволяет
обеспечить
единство
составляющих
коммуникативной
компетенции (речевой, языковой, социокультурной) как основной цели
обучения.
В процессе изучения китайского языка развиваются следующие
коммуникативные компетенции:
– речевая компетенция – коммуникативные умения в четырёх
основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении,
письме);
–
языковая компетенция – владение языковыми средствами в
соответствии с отобранными темами и сферами общения; знания о языковых
явлениях изучаемого языка; представления о способах выражения мысли в
родном и изучаемом языке;
– социокультурная компетенция – осведомлённость учащихся о
культуре, традициях и реалиях стран китайского языка в рамках тем, сфер и
ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам; умение представлять свою
страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
способность адаптироваться в условиях неродной культуры;
– компенсаторная компетенция – умения выходить из положения в
условиях дефицита языковых средств, при получении и передаче иноязычной
информации, а также при соприкосновении с неродной культурой;

–
учебно-познавательная компетенция – общие и специальные
учебные умения, владение способами и приёмами самостоятельного изучения
языков и культур, в том числе с использованием новых информационных
технологий.
Планируемые результаты освоения программы
Изучение данного учебного курса способствует формированию у
учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
соответствующих
требованиям
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования. Личностные:
1)
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3)
формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4)
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5)
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6)
развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7)
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;

8)
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9)
формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные:
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2)
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3)
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
5)
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6)
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7)
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8)
смысловое чтение;
9)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии
с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами;
Предметные:
1)
формирование дружелюбного и толерантного отношения к
ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в
восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе
знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами
зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого
обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2)
формирование
и
совершенствование
иноязычной
коммуникативной компетенции; расширение и систематизацию знаний о
языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса,
дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3)
достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной
компетенции;
4)
создание
основы
для
формирования
интереса
к
совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным
языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению
второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка
как средства получения информации, позволяющего расширять свои знания в
других предметных областях.
В результате обучения по программе обучающиеся
будут:
Знать:
•
основные черты китайских иероглифов;
•
основные базовые элементы (графемы, ключевые иероглифы);
•
правила написания иероглифов;
•
около 300 лексических единиц в пределах тематики, включая
устойчивые словосочетания, реплики-клише как элементы речевого этикета;
•
значения звучащего и
написанного
китайского слова
и словосочетания;
•
изученные грамматические конструкции;
•
основные типы китайских предложений;
Уметь:
•
верно произносить и различать на слух все китайские звуки;
•
правильно озвучить слово, записанное транскрипцией и
знакомыми иероглифами;

•
говорить и читать вслух на китайском языке, соблюдая тоны;
соблюдать правильную интонацию, ритмическое ударение в основных типах
предложений;
•
расписывать изученные иероглифы по чертам;
•
анализировать изученные и незнакомые иероглифические знаки;
•
определять, из каких черт и базовых элементов они состоят;
•
определять порядок написания черт;
•
подсчитывать количество черт в иероглифе;
•
записывать изученные иероглифы;
•
записывать иероглифами отдельные слова, словосочетания, фразы
и текст (описать себя, свой дом, семью, комнату, друга и т. п.);
•
безошибочно идентифицировать и читать изученные иероглифы;
•
понимать и вежливо отвечать на реплики с соблюдением речевого
этикета;
•
представлять себя, членов своей семьи, друзей, описывать свой
дом, семью, друзей, увлечения;
•
целенаправленно вести диалог-расспрос;
•
читать изученные слова и словосочетания вслух, соблюдая тоны;
•
читать мини-тексты, сопровождаемые пиньинем, понимать
прочитанное.

2.
Содержание программы
2.1. Содержание учебного (тематического) плана обучения
Раздел 1. Введение
Введение. Основные понятия китайского языка, пиньинь, черты,
правила написания иероглифов. Числа от 1 до 10.
Приветствие. Как поздороваться и представиться по-китайски. 你好,我,
叫,什么,名字。
Раздел 2.
Дата. Как записать дату на китайском: день, месяц, год, день недели. Как
назвать свою дату рождения. День рождения. 日,月,年,星期,生日,
частица 的。
Возраст. Как узнать возраст собеседника и назвать свой. 多大,几,岁。
Телефонный номер. Правило записи телефонного номера по-китайски.
Как узнать номер телефона собеседника. 打,电话,号码,多少,是。
Раздел 3.
Члены семьи. Как называются члены семьи по-китайски, как их
представить. Узнать о семье собеседника. 家,妈妈,爸爸,哥哥,弟弟,妹
妹,姐姐,有,口,人。
Самопрезентация. Объединение темы представления, возраста, даты
рождения, телефонного номера и семьи. Учимся рассказывать о себе и
интересоваться собеседником.
Профессии. Название профессий. Как говорить о профессиях членов
семьи. 老师,秘书,工作,也,律师,商人,做。
Раздел 4.
Время. Как называть время и спрашивать о нем. 点钟,分,秒,刻,半。
Распорядок дня. Как называть части дня. Перечислять действия в
соответствии с временем их выполнения. 早上,上午,中午,下午,晚上起
床,吃饭,睡觉,上课,下课。
Виды транспорта. Названия транспорта и способ передвижения на нем.
开车,走路,坐公交车,火车,飞机,怎么。
Раздел 5.
Цвета. Название цветов. Как называть цвет предмета. 颜色,白色,黑
色,红色,蓝色,绿色,喜欢。
Одежда. Название одежды. 穿,件,衣服,衬衫,裙子,裤子,牛仔
裤,汗衫,毛衣,外套。
2.2. Учебно-тематический план
Количество часов
№
Всего:
Раздел
Тема
урока
(теория/практика)
1-4
5-6

1

Введение
Приветствие

4 (2/2)
2 (1/1)

7
8-9
10-11
12-13
14
15-16
17-18
19-20
21
22-23
24-25
26-27
28
29-30
31-32
33
34

2

3

4

5

Итог раздела
Дата
Возраст
Телефонный номер
Итог раздела
Члены семьи
Самопрезентация
Профессии
Итог раздела
Время
Распорядок дня
Виды транспорта
Итог раздела
Цвета
Одежда
Итог раздела
Итог всего пройденного

1 (0/1)
2 (1/1)
2 (1/1)
2 (1/1)
1 (0/1)
2 (1/1)
2 (1/1)
2 (1/1)
1 (0/1)
2 (1/1)
2 (1/1)
2 (1/1)
1 (0/1)
2 (1/1)
2 (1/1)
1 (0/1)
1 (0/1)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».