Т+ВД_МДО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 94
Принято:
Педагогический совет
Протокол 10 от 28.08.2024

Утверждаю:
Директор МАОУ - Гимназии № 94
_____________ С.А. Ярославцев
Приказ № 62/3- О от 30.08.2024 г.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Междисциплинарное обучение (МДО)»
ФГОС НОО

г. Екатеринбург, 2024

1. Комплекс основных характеристик образования
1. 1. Пояснительная записка
Направленность и уровень программы
Программа «Междисциплинарное обучение» разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373., на основе авторской программы
междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок» Шумаковой Н.Б. («Одаренный
ребенок: особенности обучения»/ Под редакцией Шумаковой Н.Б. – М. Просвещение,
2006).
Современная гимназия призвана готовить человека, способного к активному
интеллектуальному труду, воспитывать широкообразованную интеллигентную личность.
Это значит, гимназия должна сформировать у учащихся хорошие манеры поведения,
умение ориентироваться в мире культуры и обществе.
Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана программа:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции;

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”

СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

Письмо Минобрнауки
России
Методические рекомендации
по
проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18
ноября 2015 г. № 093242;

Распоряжение правительства Свердловской области № 70-Д от 26.06.2019 об
утверждении
методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»;

Приказ Дворца молодежи № 136-д от 26.02.2021 «О проведении
сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для
включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей Свердловской области в 2021 году»
 Устав ОО;
 Положение о дополнительном образовании ОО.
Направленность программы: социально-гуманитарная
Содержание программы направлено на:
1) изучении глобальных, основополагающих тем;
2) интеграции тем и проблем, относящихся к разным областям знаний;
3) использовании принципа междисциплинарности;
4) рассмотрении задач "открытого типа", т.е. не имеющих единственного и окончательного
решения;
5) соблюдении принципа высокой степени насыщенности содержания.

1 год обучения - «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы.
2 год обучения - «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию
таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Адресат программы: дети 6,6 – 8 лет (начальная школа)
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы
Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно
переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых
способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку
не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С
данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по отношению к
жизни является важнейшей задачей современной школы.
А значит, весьма актуальным становится вопрос о том, как создать для детей с
разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую
образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребёнка
исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению у него
исследовательской позиции.
Цель и задачи программы
Целью курса междисциплинарного обучения является создание условий для
наиболее полного раскрытия и развития интеллектуального и творческого потенциала
одарённых учащихся.
Основными задачами обучения по программе «Междисциплинарное обучение»
являются:
1)
развитие широких познавательных интересов;
2)
развитие целостной картины мира (понимания мира как единого, взаимосвязанного
целого) и системного мышления у детей;
3)
развитие всех видов мышления;
4)
развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и
исследовательской работе;
5)
обучение коммуникативным умениям и умениям работать совместно (решать
проблемы в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести
диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека и т.п.);
6)
развитие способностей к самопознанию, формированию положительной «Яконцепции» и понимания ценности и уникальности другого человека.
Планируемые результаты освоения программы и способы их проверки
Курс МДО в начальной школе предполагает ознакомление и формирование умения
оперировать необходимым «словарем исследователя» — такими понятиями, как факт,
мнение, гипотеза, доказательство, критерий и т. п. В процессе осуществления различных
исследований на занятиях по МДО дети приобретают мыслительные и исследовательские
умения, учатся представлять результаты своих больших и малых работ в самых
разнообразных формах. Дети учатся:


анализировать;

классифицировать;

сравнивать;

выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с
помощью разных критериев;

рассматривать проблему с разных точек зрения;

проверять;

доказывать;

устанавливать последовательность;

устанавливать причинно-следственные связи;

делать умозаключения;

комбинировать;

преобразовывать;

предсказывать;

придумывать новое;

вести диалог и решать проблемы в малых группах.
Кроме того, ученики приобретают важные исследовательские умения:

ставить исследовательские вопросы;

формулировать проблемы;

выдвигать гипотезы;

составлять план работы;

вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты для
нахождения необходимой информации и проверки гипотез;

планировать и проводить небольшие интервью;

собирать необходимую информацию из разных источников (книги,
энциклопедии, словари, простейшие графики, диаграммы, таблицы, рисунки, схемы
и т. п.);

организовывать (систематизировать) информацию.
Ко всему перечисленному следует добавить и то, что на протяжении всего обучения
в начальной школе дети постепенно осваивают различные способы представления
результатов своей работы: рисунок, коллаж, схема, диаграмма, график, простейшая
таблица, макет, модель, небольшой сценарий, рассказ, доклад и т. п.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) Умение регулировать собственную деятельность, направленную на познание
закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни
человека;
2) умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
3) освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.),
4) способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего
мира.
Для определения результатов освоения программы на каждом этапе проводится
промежуточный контроль – педагогическое наблюдение, пооперационный, то есть
контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций,
входящих в состав действия; рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную
основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия
методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
итоговый контроль – открытые занятия, практические и творческие работы учащихся.
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано
использовать:
1.
Создание проблемных, затруднительных заданий (решение
проблемных задач, шаблоны-головоломки и т.п.).
2.
Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований,
презентация.
3.
Анкетирование
4.
Проект
5.
Педагогическая диагностика
6.
Передача обучающемуся роли педагога
7.
Самооценка обучающихся своих знаний и умений
8.
Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы
9.
Карточки с заданиями различного типа для работы в группах
10. Групповая оценка работ
11. Тематические кроссворды
12. Деловые игры
13. Творческий отчет

Учебно-тематический план
Год обучения – 60 часов

№
1

Название темы,
раздела
Введение в тему

всего
6

Количество часов
теория
практика
3
3

Формы
аттестации/контроля
самооценка
обучающихся своих
знаний и умений
передача
обучающимся роли
педагога
групповая оценка
работ
проект
деловые игры
проект

2

Всё течёт, всё
изменяется

18

9

9

3

Полезные и
вредные
изменения
Одно изменение
влечёт за собой
другое
Глобальные и
частные
изменения

10

5

5

10

5

5

педагогическая
диагностика

16

8

8

групповая оценка
работ
тематические
кроссворды
творческий отчёт

60

30

30

4

5

Содержание учебно-тематического плана
1 год обучения
Раздел 1. Введение в тему (6 часов)
Теория
Знакомство с понятием «изменение». Естественные (природные) и искусственные
изменения. Изучение разнообразных примеров природных и искусственных изменений.
Использование различных источников информации для нахождения фактов.
Практика
Классификация примеров изменений по их происхождению (естественные и
искусственные). Рекомендуемые области знания: естествознание, искусство, техника.
Раздел 2. Все течет, все изменяется (18 часов)
Теория
Знакомство с понятиями «факт», «гипотеза», «доказательство». Многообразие
изменений в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Причины изменений в
природе, обществе, вещах. Знакомство с разнообразными источниками информации и
способами ее нахождения.
Практика
Постановка исследовательских вопросов с помощью приема ключевых слов. Анализ
приемов изменения — способов, которыми пользуется человек для создания нового.
Изучение разнообразных источников информации, проведение наблюдений с целью поиска

разнообразных фактов изменений и их причин. Рекомендуемые области знания:
естествознание, история, литература, музыка, живопись, архитектура, техника.
Раздел 3. Полезные и вредные изменения (10 часов)
Теория
Полезные и вредные изменения в природе, обществе, вещах, созданных человеком.
Связь между полезными и вредными изменениями. Введение понятий «критерий» и
«критериальная оценка». Оценка с помощью выделенных критериев различных примеров
изменений в природе, обществе, вещах как полезных или вредных.
Практика
Открытые и закрытые вопросы. Способы постановки открытых вопросов. Изучение
разнообразных источников информации о природе и обществе. Рекомендуемые области
знания: история, естествознание, техника, искусство.
Раздел 4. Одно изменение влечет за собой другое (10 часов)
Теория
Связь одних изменений с другими. Изучение последовательности изменений в
природе, обществе, вещах, созданных человеком.
Практика
Проведение опытов и наблюдений для выявления связи одних изменений с другими
(установления причин изменений). Изучение различных источников информации.
Рекомендуемые области знания: история, техника, естествознание, литература, музыка,
живопись.
Раздел 5. Глобальные и частные изменения (16 часов)
Теория
Глобальные и частные изменения в природе и обществе. Критерии для оценки
масштаба (значимости) изменений. Последствия глобальных и частных изменений в
природе и обществе. Оценка явлений, процессов и событий как глобальных или частных с
помощью критериев.
Практика
Изучение примеров глобальных и частных изменений в истории нашей планеты и в
истории цивилизации. Рекомендуемые области знания: история, естествознание, культура.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график на 2024-2025 уч. год
Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении
образования для отдыха и иных социальных целей (далее — каникулы):
даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года;
сроки и продолжительность каникул;
сроки проведения промежуточной аттестации.
Календарный учебный график разрабатывается Организацией в соответствии с
требованиями к организации образовательного процесса, предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Календарный учебный график составляется и утверждается ежегодно.
Дата начала учебного года - 9 сентября.
Дата окончания учебного года – 30 апреля.
Продолжительность учебного года при обучении по Программе для обучающихся
составляет 30 недель.
Сроки и продолжительность 1 четверти

с 02.09. 2024 г. по 25.10.2024 г.
8 недель

Сроки и продолжительность осенних каникул

с 26.10.2024 г. по 03.11.2024 г. (9
календарных дней)

Сроки и продолжительность 2 четверти

04.11.2024 г. по 30.12.2024 г.
8 недель

Сроки и продолжительность зимних каникул

с 31.12.2024 г. по 08. 01. 2025 г. (9
календарных дней)

Сроки и продолжительность 3 четверти

с 09.01.2025 г. по 21.03.2025 г.
10 недель

Сроки и
каникул

продолжительность

весенних

Сроки и продолжительность 4 четверти

с 22.03.2025 г. по 30.03.2025 г. ( 9
календарных дней)

с 31.03.2025 г. по 30.04.2025 г.
4 недели

Место проведения занятий: МАОУ – гимназия № 94 город Екатеринбург, ул. Бажова
139.

Время и дата в соответствии с утвержденным расписанием.

2.2 Условия реализации программы
Срок и объем реализации:
Программа рассчитана на 1 года обучения, из расчета 2 час в неделю (1 учебный час равен
60 минут). Программа включает в себя 30 учебных недель. Общий объем программы – 60 часов.
Условия реализации программы:
Для реализации программы набираются группы по возрасту. Приём в коллектив не
предполагает конкурсного отбора, происходит на основе желания обучающегося и его родителей.
Списочный состав формируется в соответствии с технологическим регламентом.
Форма обучения, форма проведения учебных занятий.
Форма обучения – очная
Форма проведения учебных занятий - традиционные занятия (лекции, практические
занятия) чередуются с комплексными: сюжетно-ролевые игры, исследование, творческая
деятельность, беседы, турниры, публичные выступления, групповая и парна работа, круглые
столы, защита проектов.
Методы и формы обучения:
Работа может проходить как фронтально с полным составом учебной группы, так и по
малым группам, командам, звеньям при разработке отдельных мероприятий и событий, но
возможна и индивидуальная практическая работа.
Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог дополнительного образования, имеющий среднее
профессиональное или высшее образование учитель начальной школы, обладающий
достаточными теоретическими знаниями и практическими умениями.
2.3 Формы аттестации
При использовании групповой формы обучения важен не только продукт, который
получится у группы, но и то, как он создавался. А это означает, что оцениванию подлежит как
результат работы, так и сам процесс, потому что умение работать в группе - важная компетенция,
которую нужно формировать у обучающихся, и, следовательно, создавать условия для ее
формирования.
Формативное оценивание в данном: случае становится частью процесса обучения, потому
что групповая работа предполагает обсуждение, постановку вопросов, предоставление обратной
связи. Педагогу важно помнить, что оценивание групповой работы не может и не должно
сводиться к обязательному выставлению отметки.
Оценивание работы групп имеет несколько направлений:

оценка деятельности каждой группы педагогом;

оценка деятельности некоторых учащихся педагогом;

самооценивание / взаимооценивание, совместное оценивание групповой работы
педагогом и обучающимися.
Для организации групповой работы требуется выполнение ряда условий, которые педагог
должен с самого начала объяснить обучающимся:
Сообщение цели групповой работы и ее соответствие обучающим целям: изучаемой темы,
определение критериев оценки задания (для оценки процесса работы в группе и оценки результата
работы группы).


Сообщение о том, кто будет осуществлять оценивание (сам педагог; педагог
совместно с обучающимися; только обучающиеся; специальное жюри).

Определение сроков и формы предоставления работы группы (если группа
формируется на выполнение долгосрочного, более одного урока, задания).

Сообщение о принципах оценивания:

обязательное оценивание индивидуального вклада в работу группы (если таковой
будет оцениваться);

оценивание работы группы в целом (один за всех - все за одного, если таковая будет
оцениваться).
В случае, когда педагог запланировал выставление отметок за групповую работу), не
рекомендуется ставить разные отметки за работу группы, так как это противоречит концепции
групповой работы. Но даже в таком случае педагогу следует понять выдающуюся работу группы
и обсуждать уклонение некоторых детей от работы в группе. Особенно это удобно делать, когда
участники группы имеют четко определенные обязанности.
2.4. Оценочные материалы
Педагог разрабатывает форму наблюдения (примерная форма представлена в таблице),
обсуждает и утверждает её с обучающимся (рекомендуется использовать форму «Оценивание
работы групп» на протяжении продолжительного периода времени: четверти, полугодия).
Номер
группы

Сотрудничество
в группе
(распределение
и выполнение
обязанностей)

Поведение (не
Раскрытие
мешать работе
материала,
других групп, не
задания, темы
отвлекаться от
выполнения
задания, не кричать)

Умение
Общий
слушать
балл
презентации
других групп,
задавать
вопросы,
делать
дополнения

I

+

+

4- + +

+

II
III

+
+

+
-

4- +

„ 4-

IV
V

-

-

4-

++++

После оглашения задания педагог ведет наблюдение за деятельностью групп и заполняет
форму. В процессе выполнения задания педагог заполняет первые два столбца - «Сотрудничество
в группе» и «Поведение». На этапе, когда группы представляют свои работы, педагог дополняет
колонку «Поведение» и заполняет следующие две колонки - «Раскрытие материала» и «Умение
слушать и задавать вопросы» (каждая группа на каждом этапе может получить несколько плюсов
или минусов). Далее следует этап подведения итогов работы групп и обсуждения полученных
результатов. На этом этапе педагог может задать учащимся следующие вопросы:

Какие положительные стороны были отмечены в работе каждой группы?

С какими трудностями столкнулись группы при выполнении задания? Как можно их
преодолеть?
В ходе ответов на первый вопрос педагог совместно с детьми отмечает достоинства в
работе каждой группы и может представить общие результаты оценочной работы.

Второй вопрос позволяет обратить внимание обучающихся на возникшие проблемы и
совместно определить пути их преодоления.
Полученные результаты групповой работы позволяют педагогу принять определенное
решение:

в случае, когда результаты положительные, он принимает решение продолжить
изучение темы;

в случае, когда результаты невысокие, он должен предложить детям выполнить
дополнительные задания, упражнения или использовать другие методы обучения с целью более
глубокого освоения темы.

Оценивание индивидуальной деятельности ребёнка
а) При групповой форме работы педагог может осуществлять оценку достижений
отдельных обучающихся. Для этого он использует форму «Оценивание вклада отдельного ребенка
при групповой работе» (таблица 1).
Педагог предварительно (до урока) намечает, кого он собирается оценивать (2-6 детей).
Оценивание деятельности отдельного обучающегося при групповой работе
Таблица 1
ФИО учеников
Участвует в распределении
обязанностей в группе и
выполняет свои обязанности

1. Саша
+

2. Ира
+

3.Егор
4-

Предлагает идеи

-

-

+

Активно участвует в
обсуждении группы
(развивает, обобщает
предложенные идеи,
информацию)
Помогает участникам группы

+

-

+

4-

++

Внимательно слушает и
+
задает вопросы
Умеет вести обсуждение
++
(вежливо возражает,
добивается согласия по
вопросам, вызвавшим споры)
Работает в группе,
+
сосредоточившись на
поставленном учебном
задании
Общий балл
— ..... —

4.

5.

6.

-

—

~

Педагог наблюдет за ходом выполнения задания в группах, особенно внимательно следит
за деятельностью отобранных детей и делает отметки в форме. По итогам выполнения работы

представляет обучающимся результаты наблюдения, обязательно предоставляет обратную связь
каждому выбранному ребенку и при необходимости может выставить отметки,
б) Педагог может провести оценивание деятельности и результативности работы
некоторых детей с использованием взаимооценивания. Для этого педагог просит обучающихся
оценить вклад друг друга в работу группы. При выполнении этой работы необходимо обратить
внимание учащихся на критерии оценки.

Самооценивание при групповой форме работы
Вовлечение обучающегося в процесс оценивания позволяет ему стать равноправным
партнером педагога в процессе оценивания и, соответственно, нести ответственность за свое
обучение. В некоторых случаях при использовании групповой формы обучения ребенку
необходимо дать возможность самому оценить свои учебные достижения. Для этого используется
форма самооценивания, которую обучающемуся предлагается заполнить самостоятельно после
окончания групповой работы.
С помощью информации, полученной посредством наблюдения и общения с детьми,
педагоги могут проанализировать уровень развития навыков работы в группе, качество усвоения
учебного материала и запланировать дальнейшие шаги по улучшению качества учебных
достижений обучающихся.
В результате использования различных форм оценивания групповой работы педагог может
научить детей:
1. оценивать процесс работы в группе;
определять сильные и слабые стороны подготовленной работы с использованием механизма
самооценки. (Приложение 2)
2.5 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Дополнительная
общеразвивающая
общеобразовательная
программа
«Междисциплинарное обучение» проводится в форме групповой, парной и индивидуальной
работы, что позволяет обеспечить качественную подготовку обучающихся.
Работа на занятиях предполагает соединение нескольких видов получения информации:
объяснения педагога, коллективный поиск и его анализ. Педагог методически постоянно
вовлекает детей в активный диалог. Подобный метод способствует осознанному восприятию
информации, что приводит к формированию устойчивых знаний.
На каждом занятии педагог формирует обратную связь, работая с обучающими, используя
современные технологии.
Педагог строит занятие так, чтобы каждый ребенок был вовлечен в деятельность.
Методические рекомендации педагогам
Особое внимание должно быть уделено поиску оптимальных методов обучения таких, как:

комплексное планирование дидактических и воспитательных задач;

выделение в содержании занятия главного; определение последовательности и
оптимальное распределение времени; дифференцированный и индивидуальный подход;

создание необходимых материально-технических условий.
Активизация познавательной деятельности детей
Такая организация познавательной деятельности детей, при которой учебный материал
становится предметом активных мыслительных операций и практических действий (проблемные
методы обучения, самостоятельные работы и др.).
Самостоятельность и творчество

создание условий для самостоятельной работы;

обучение приемам самостоятельной работы;

обучение самостоятельному применению знаний и умений.
Памятка педагогу дополнительного образования для самоанализа занятия
 Назовите тему и цель занятия. Какова степень достижения целей занятия?
 Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы?

 Правильно ли определены цели и задачи занятия, учтены ли при этом индивидуальные
особенности детей?
 Удалось ли выбранными приемами сформировать у детей мотивацию учебной
(исследовательской, практической) деятельности на данном занятии?
 Насколько оптимальными для реализации целей занятия оказались выбранные формы,
методы, приемы организации учебной деятельности?
 Оптимально ли определено временное соотношение частей занятия (теоретической и
практической)?
 Удалось ли правильно определить формы и приемы контроля, добиться его
эффективности?
 Удалось ли правильно построить свое выступление и ответить на вопросы учащихся?
 Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной деятельности на занятии с
позиции целевой установки?
 Какова реальная степень достижения целей данного занятия и чем она обусловлена?
 Ваши дальнейшие действия.

Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. Методическом пособие для учителя. Программа
«Одаренный ребенок». – М. Психологический институт РАО, Институт подготовки и
переподготовки научно-педагогических кадров РАО, гимназия №1569 «СОЗВЕЗДИЕ», 2011.
2. Ладейщикова Е.В. Организация образовательного процесса на основе проектноисследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности. Диагностические и
методические материалы по сопровождению курса междисциплинарного обучения «Одарённый
ребёнок». Екатеринбург: ИД «Гриф», 2010. 133с. (МОУ Лицей № 109, 2010; УрО РАО, 2010, ИД
«Гриф», 2010).
3. Н.Б.Шумакова. Междисциплинарное обучение одаренных детей младшего школьного
возраста. Журнал «Директор школы» № 5, 2004.
4. Н.И. Панютина, В.А. Рагинская и др. Система работы образовательного учреждения с
одаренными детьми. Волгоград. Учитель,2008.
5. Одаренный ребенок: особенности обучения / Под редакцией Шумаковой Н.Б. – М.
Просвещение, 2006.
6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара:
Издательство «Учебная литература», 2004.
7. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению.
Учебное пособие.- М.: «Ось – 89», 2006.
8. Шумакова Н.Б, Авдеева Н.И, Климанова Е.В. Развитие исследовательских умений
младших школьников. – М.: Просвещение, 2011.
9. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М. Изд-во Московского
психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”. 2004. – 336 с.
10. Шумакова Н.Б. Психология одарённости: обучение младших школьников.- М., 2005.
Список литературы для обучающихся и их родителей (законных представителей):
1. 1.Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. Книга для чтения. Программа «Одаренный ребенок». –
М. Психологический институт РАО, Институт подготовки и переподготовки научнопедагогических кадров РАО, гимназия №1569 «СОЗВЕЗДИЕ», 2011.

2. 2.Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. Рабочая тетрадь. Программа «Одаренный ребенок». – М.
Психологический институт РАО, Институт подготовки и переподготовки научно-педагогических
кадров РАО, гимназия №1569 «СОЗВЕЗДИЕ», 2011.
2.6 Материально-технические условия
Учебные занятия проводятся в просторной аудитории, оснащённой доской, интерактивной
доской, проектором с экраном.
2.7. Рабочая программа воспитания
Цель воспитательной работы: создание оптимальных условий для развития, саморазвития
и самореализации личности учащегося – личности психически и физически здоровой, гуманной,
духовной и свободной, социально – мобильной, востребованной в современном обществе.
Воспитательной целью при обучении по данной программе становится:
1) формирование уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других
людей;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
8) развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в
команде одноклассников под руководством учителя;
10) умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою
часть работы с общим замыслом;
11) умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств
его выражения.

2.8 Календарный план воспитательной работы

Тема
1«Всё начинается с семьи» (круглый стол, обмен информацией о
семейных реликвиях)

Время
проведения

сентябрь

2. «Мульткруиз» обсуждение любимых мультфильмов, подготовка октябрь
сценок с героями любимых мультфильмов
3. С праздником, родной город (видеоотчёт, альбомы, рисунки ноябрь
любимых мест города Екатеринбурга)
4. «Новый год в разных странах»

декабрь

5. Здесь Родины моей начало (выступления о растениях и животных январь
Свердловской области)
6. Планета Земля ( подготовка сообщений составление викторин, февраль
кроссвордов о самых уникальных местах Земли)
7. «Подари улыбку миру» марафон добрых дел с отчетом на роке март
МДО в интересной форме
8. «Спорт в нашей жизни» (индивидуальные проекты, сообщения)

апрель

Приложение 1
Календарный учебный график на 2024-2025 уч.г.
к программе «Междисциплинарное обучение»
Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении образования
для отдыха и иных социальных целей (далее — каникулы):
даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года;
сроки и продолжительность каникул;
сроки проведения промежуточной аттестации.
Календарный учебный график разрабатывается Организацией в соответствии с
требованиями к организации образовательного процесса, предусмотренными Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Календарный учебный график составляется и утверждается ежегодно.
Дата начала учебного года - 4 сентября.
Дата окончания учебного года – 30 апреля.
Продолжительность учебного года при обучении по Программе для обучающихся
составляет 30 недель.
Сроки и продолжительность 1 четверти
с 02.09. 2024 г. по 25.10.2024 г.
8 недель
Сроки и продолжительность осенних каникул

с 26.10.2024 г. по 03.11.2024 г. (9
календарных дней)

Сроки и продолжительность 2 четверти

04.11.2024 г. по 30.12.2024 г.
8 недель

Сроки и продолжительность зимних каникул

с 31.12.2024 г. по 08. 01. 2025 г. (9
календарных дней)

Сроки и продолжительность 3 четверти

с 09.01.2025 г. по 21.03.2025 г.
10 недель

Сроки и
каникул

продолжительность

весенних

Сроки и продолжительность 4 четверти

с 22.03.2025 г. по 30.03.2025 г. ( 9
календарных дней)

с 31.03.2025 г. по 30.04.2025 г.
4 недели

Место проведения занятий: МАОУ – гимназия № 94 город Екатеринбург, ул. Бажова 139.
Время и дата в соответствии с утвержденным расписанием.

Место проведения занятий: МАОУ Гимназия № 94, ул. Бажова 139,
Календарный учебный график
№
п/п

№

уче
б.
неде
ли

Форма занятия

Количество
часов

1.

1

Ролевая игра

теор
ия
2

2.

2

Ролевая игра

2

2

3.

3

Круглый стол

2

2

4.

4

Мозговой штурм

2

2

5.

5

Мозговой штурм

2

2

6.

6

Мозговой штурм

2

2

7.

7

Ролевая игра

2

2

8.

8

экскурсия

2

2

9.

9

Защита проекта

2

2

Мозговой штурм

2

2

11. 11

Мозговой штурм

2

2

12. 12

конференция

2

2

13. 13

Мозговой штурм

2

2

10.

Тема занятия

прак
тика
2
Подведение под понятие
«изменение».

10

Применение. Классификация
изменений.
Применение. Классификация.
Изменения искусственные.
Изменения искусственные и
естественные.
Индуктивное исследование.
Изменения происходят всегда и
везде.

Подведение под понятие.
Пословицы.
Дедуктивное исследование.
Пословицы могут изменяться.
Дедуктивное исследование.
Сказки могут изменяться.
Индуктивное исследование.
Всякое изменение в природе
имеет причину.
Индуктивное исследование.
Изменения в одежде людей
имеет причину.
Индуктивное исследование.
Изменения в музыке имеют
причину.
Индуктивное исследование.
Изменения в архитектуре имеет
причину.
Применение. Комбинация –
способ получения нового.
Индуктивное исследование.
Изменения могут быть
полезными и вредными.

Форма
контроля

самооценка
обучающихся
своих знаний и
умений

передача
обучающимся
роли педагога
групповая
оценка работ
проект

Самооценка
обучающихся

деловые игры
проект

14. 14

Мозговой штурм

2

2

15. 15

Круглый стол

2

2

16. 16

Защита проекта

2

2

17. 17

Защита проекта

2

2

18. 18

Ролевая игра

2

2

19. 19

Ролевая игра

2

2

20. 20

Мозговой штурм

2

2

21. 21

Мозговой штурм

2

2

22. 22

Круглый стол

2

2

23. 23

конференция

2

2

24. 24

дискуссия

2

2

25. 25

Круглый стол

2

2

26. 26

ролевая игра

2

2

27. 27

дискуссия

2

2

28

28

Защита проекта

2

2

29

29

Защита проекта

2

2

30

30

Защита проекта

2

2

30

30

60

Полезные и вредные изменения
взаимосвязаны.
Поиск путей решения
проблемы. Одна и та же
проблема может решаться
разными способами.
Дедуктивное исследование.
Критериальная оценка.
Применение. Накопление
фактов.
Индуктивное исследование.
Изменение неизбежно.
Уточнение и расширение
знаний. Одно изменение влечет
за собой другое.
Уточнение и расширение
знаний. Одно изменение влечет
за собой другое.
Эмпирическое исследование.
Литература. Стихи.
Применение. Изменения в
живописи.
Эмпирическое исследование.
Литература. Стихи
Индуктивное исследование.
Глобальные и частные
изменения.
Эмпирическое исследование.
Литература. Стихи
Уточнение и расширение
знаний. Одно изменение влечет
за собой другое
Поиск путей решения
проблемы. Одна и та же
проблема может решаться
разными способами
Эмпирическое исследование.
Множество частных изменений
может привести к глобальному
Эмпирическое исследование.
Множество частных изменений
может привести к глобальному
Эмпирическое исследование.
Множество частных изменений
может привести к глобальному

Самооценка
обучающихся

педагогическая
диагностика

групповая
оценка работ
тематические
кроссворды

Педагогическая
диагностика

Творческий
отчёт
Творческий
отчёт
Творческий
отчёт

Приложение 2
Пример оценивания учебных достижений обучающихся при использовании групповой
формы работы
Рейтинговая оценка проекта
Индивидуальная карта рейтинговой оценки проекта
Критерии оценки

Самооценка

1. Достигнутый результат
(из 15 баллов)
2. Оформление проекта
(из 15 баллов)
Защита проекта 3. Представление
(из 15 баллов)
4. Ответы на
вопросы
(из 15 баллов)
Процесс
5.
проектирования Интеллектуальная
активность
(из 10 баллов)
6. Творчество
(из 10 баллов)
7. Практическая
деятельность
(из 10 баллов)
8. Умение
работать в
команде
(из 10 баллов)
ИТОГО
Среднеарифметическая величина
от 85 до 100 баллов – «5»
от 70 до 85 баллов – «4»
от 50 до 70 баллов – «3»
менее 50 баллов – «2»

Оценка
педагога

Взаимоценка

Оценка

Оценочная таблица
Как была организована
работа в группе?

Что вам особенно
удалось

Белые пятна

Корзина

Моя работа в группе
Критерии

Я помогаю
группе в
постановке цели

Я участвую в
постановке
задачи

Вношу свой
вклад в работу
группы

Я участвую в
групповых
обсуждениях

Вклад в работу
группы

Я делюсь
необходимой
инфор-ей

Я могу слушать
других

Я делюсь своими
идеями

Взаимодействие с
группой

Ф.И ________________

Оцени, как идет
работа над проектом

Я не
прерываю,
когда они
высказывают
свои идеи

Лист самооценки успешности работы
обучающегося над проектом в группе

Отлично

Хорошо

Надо подтянуться

Самооценка ученика успешности своего участия
в коллективной работе группы

Ф.И. ______________________

Утверждение
Я подобрал нужные
картинки и фотографии к
нашей презентации
Я описал не меньше двух
фактов, привел свои
примеры
Я представил
доказательства из своего
собственного опыта
Я заранее готовился к
выступлению в другой
группе о нашей
совместной работе
Я учусь говорить четко и
понятно, чтобы успешно
выступать на защите
проекта
Я внимательно слушаю,
когда рассказывают
другие.
Я ответил на вопросы
проекта
Я наблюдал за собой и
понял, какие приемы в

Отлично

Хорошо

Мог бы сделать лучше

обучении мне помогают
больше всего, чтобы
стать успешным.
Проверочный лист сотрудничества
Дата___________

Ф.И. __________________ команда № ______

№пп

Утверждения

1

Я могу выполнять много заданий в
группе
Я соглашаюсь с тем, как задания
разделяются внутри группы
Я выполняю все порученные мне
задания
Я отслеживаю результаты только
своей части работы в проекте
Я могу согласиться с планом, даже
если это не мой план
Я принимаю идеи других людей
Я аргументирую и отстаиваю свою
точку зрения до конца, стараюсь,
чтобы к моему мнению
прислушивались
Я ясно выражаю свои мысли
Я пытаюсь помочь обучающимся
разобраться в проекте и в
компьютерных технологиях
Я задаю вопросы, чтобы прояснить
непонятные моменты
Я делаю отзывы в дружелюбной
манере, стараюсь помочь
Я умею слушать других
Я пытаюсь решать возникающие
проблемы

2
3
4
5
6
7

8
9

10
11
12
13

Да

С чьей-либо
помощью

Нет

Примеры

Лист самооценки обучающихся в ходе учебного проекта
№пп

Критерии

1

Я внимательно выслушал сообщение
педагога
Я задавал вопросы
Я просил разъяснений
Я понял задание и смогу рассказать о нем
друзьям и родителям
Я помогал создавать график работы

2
3
4
5

Отлично

Хорошо

Я могу
лучше

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Да –

Я участвовал в постановке целей
исследования
Я предлагал новые идеи и направления
Я вызывался добровольцем для решения
сложных задач
Я участвовал в поиске информации по теме
Я находил информацию и делился с группой
Я представил доказательства из своего
собственного опыта
Я проводил анкетирование по теме проекта
Я обрабатывал результаты анкетирования
Я помогал делать выводы и заключения
Я помогал группе в выборе правильных
решений
Я с уважением выслушивал идеи других
участников группы
Я принимал участие в создании творческого
отчета группы
Я заранее готовился к защите проекта
Я смогу применить полученные знания в
самостоятельной работе
Бланк самооценивания работы над проектом
3 балла

Не совсем – 2 балла
Нет -

1 балл
Оценка проекта

№пп

Что оценивается

1
2

Материал для вас новый и интересный
Материал разнообразный, взят из многих
источников
Материал проанализирован и автором
сделаны собственные выводы
Результат проекта имеет или может
иметь практическое применение
Итого:

3
4

+ отличная работа

Да

Нет

Оценивание группы
(отзыв на работу группы)

= хорошая работа
- слабая работа
Ф.И. ___________________________

Дата______________

Группа, которую наблюдал: ___________

№пп

Критерии

оценка

Не
совсем

Группа работала над темой
Презентация группы была интересной
Презентация была понятной и я смог более глубоко
понять тему
Вся группа участвовала в презентации
Все участники отнеслись к проекту серьезно
Группа подробно отвечала на вопросы
Презентация была содержательной (интересное
начало, подробные детали в середине, хорошее
заключение)
Я узнал новое для себя из презентации
Презентация хорошо подготовлена (каждый человек
знает свое выступление)
Выступающие говорят ясно и громко

1
2
3
4
5
6
7

8
9
10

Оценочная шкала
самооценки эмоционального состояния

1 . Сегодня я чувствую себя в группе
1

2

3

4

5

6

7

8

9

2. По отношению к другим я чувствовал себя
1

2

3

4

5

6

7

8

9

3. Работа на уроке была сегодня
1

2

3

4

5

6

7

8

9

5

6

7

8

9

4. во время работы я был

1

2

3

4

5. Результатами работы я был

1

2

3

4

5

6

7

8

9

В заключение можно сказать, что оценочная деятельность обучающегося
способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое
решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к
повышению мотивации учебной деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».