Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Решение задач повышенной сложности по математике» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Решение задач повышенной сложности» направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей, обучающихся в математике, предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой. Направленность программы – естественнонаучная. Данная программа рассчитана на детей 13-18 лет и состоит из 4 лет обучения. Цель программы: создание условий для развития интереса обучающихся к математике, развитие математических, интеллектуальных способностей обучающихся, обобщенных умственных умений; привитие обучающимся практических навыков решения нестандартных задач, расширение представления об изучаемом предмете. Задачи программы: Обучающие: формировать познавательный интерес к нестандартным и усложненным задачам; формировать геометрические (конструктивные) навыки обучающихся; формировать мотивацию к исследовательской деятельности, к самостоятельности при решении занимательных задач. развивать мотивацию к решению задач практического содержания. Развивающие: развивать личностные свойства: внимание, память, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; формировать потребности в самопознании, саморазвитии; развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать, развивать логическое мышление; развивать умение алгоритмизации решения задач. Формировать навык построения «модели» решения задач; развивать исследовательские навыки при решении задач занимательной арифметики, задач на последовательности, софизмы, ребусы, шифры, головоломки, переливания, взвешивания и другие; развивать математико-интегративное мышление через решение задач практического содержания. Воспитательные: формировать глобальное мировоззрение через занятия интегративноматематического содержания; формировать личностные компетенции через практическую направленность занятий; воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности, развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации. Срок и объем реализации: Программа рассчитана на 4 года обучения, из расчета 2 часа в неделю (1 учебный час равен 40 минут). Программа включает в себя 30 учебных недель. Объем программы в год составляет 60 часов, общий объем программы – 240 часов. Планируемые результаты освоения программы: свободное владение новыми нестандартными подходами к решению различных задач; повышение уровня знаний и эрудиции в области математики; приобретение опыта исследовательской деятельности, отработка навыка самостоятельной работы со справочной литературой, в конструировании задач, их решения и презентации на занятиях; умение работать в группах, вести диалог, защищать свой взгляд и точку зрения на проблему. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса; овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире овладение геометрическим языком умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера. 2