Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Решение задач повышенной сложности по математике»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Решение
задач повышенной сложности» направлена на удовлетворение индивидуальных
образовательных интересов, потребностей и склонностей, обучающихся в математике,
предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие
математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом
связанные с математикой.
Направленность программы – естественнонаучная.
Данная программа рассчитана на детей 13-18 лет и состоит из 4 лет обучения.
Цель программы: создание условий для развития интереса обучающихся к
математике, развитие математических, интеллектуальных способностей обучающихся,
обобщенных умственных умений; привитие обучающимся практических навыков
решения нестандартных задач, расширение представления об изучаемом предмете.
Задачи программы:
Обучающие:
формировать познавательный интерес к нестандартным и усложненным
задачам;
формировать геометрические (конструктивные) навыки обучающихся;
формировать
мотивацию
к
исследовательской
деятельности,
к
самостоятельности при решении занимательных задач.
развивать мотивацию к решению задач практического содержания.
Развивающие:
развивать личностные свойства: внимание, память, самостоятельность,
ответственность, активность, аккуратность;
формировать потребности в самопознании, саморазвитии;
развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать, развивать
логическое мышление;
развивать умение алгоритмизации решения задач. Формировать навык
построения «модели» решения задач;
развивать исследовательские навыки при решении задач занимательной
арифметики, задач на последовательности, софизмы, ребусы, шифры, головоломки,
переливания, взвешивания и другие;
развивать математико-интегративное мышление через решение задач
практического содержания.
Воспитательные:
формировать глобальное мировоззрение через занятия интегративноматематического содержания;
формировать личностные компетенции через практическую направленность
занятий;
воспитание личности в процессе освоения математики и математической
деятельности, развитие у обучающихся самостоятельности и способности к
самоорганизации.
Срок и объем реализации:
Программа рассчитана на 4 года обучения, из расчета 2 часа в неделю (1 учебный
час равен 40 минут). Программа включает в себя 30 учебных недель. Объем программы в
год составляет 60 часов, общий объем программы – 240 часов.
Планируемые результаты освоения программы:
свободное владение новыми нестандартными подходами к решению
различных задач;
повышение уровня знаний и эрудиции в области математики;
приобретение опыта исследовательской деятельности, отработка навыка
самостоятельной работы со справочной литературой, в конструировании задач, их
решения и презентации на занятиях;
умение работать в группах, вести диалог, защищать свой взгляд и точку
зрения на проблему.
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной
речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить
примеры и контрпримеры;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в
других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для
решения математических проблем, представлять ее в понятной форме,
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать
необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть
различные стратегии решения задач;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для
решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
задач исследовательского характера;
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам
содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая
фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях,
позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
овладение
символьным
языком
алгебры,
приемами
выполнения
тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем
уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на
плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять
алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из
различных разделов курса;
овладение основными способами представления и анализа статистических
данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире
овладение геометрическим языком
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач
практического характера и задач из смежных дисциплин с
использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора,
компьютера.
2