УП ДООП РЗПС математика

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениегимназия № 94

Принято:
Педагогический совет
Протокол от 28.08.2024
№ 10

Утверждаю:
Директор МАОУ – гимназия № 94
_____________С.А. Ярославцев
Приказ от 30.08.2024 № 62/3

Учебный план
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Решение задач повышенной сложности по математике»
Возраст обучающихся 14 –18 лет
Срок реализации 4 года

г. Екатеринбург, 2024

Сводный учебный план
№

Название раздела, темы

1.

Вычисления в задачах повышенной сложности,
содержащие абсолютные величины.
Уравнения
и
неравенства
содержащие
абсолютные величины.
Системы уравнений и неравенств, содержащие
абсолютные величины.
Решение
параметрических
уравнений
с
модулями графическим методом.
Знакомство с параметрами.

2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.

15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.

Решение сложных случаев параметрических
уравнений
первой
степени
с
одним
неизвестным
Параметрическое линейное неравенство.
Квадратные уравнения и неравенства с
параметром.
Параметрические квадратные и линейные
уравнения и неравенства с модулем.
Параметрические линейные системы с двумя
переменными.
Решение задач повышенной сложности по теме
«Метод неопределённых коэффициентов. ФСУ
высоких степеней.»
Решение
параметрических
уравнений
и
неравенств графическим методом.
Решение задач повышенной сложности по теме
«Преобразования двойных радикалов.
Решение задач повышенной сложности по теме
«Рациональные, иррациональные неравенства,
неравенства с модулем.»
Решение задач повышенной сложности по теме
«Уравнения и неравенства с параметром.»
Решение задач повышенной сложности по теме
«Кусочные функции. Параметр в исследовании
функции.»
Решение неравенств повышенной сложности с
одной переменной.
Решение уравнений высших степеней методом
замены переменной и методом группировки.
Решение задач повышенной сложности с
помощью систем уравнений второй степени.
Решение задач повышенной сложности по теме
«Выражения и преобразования»
Решение задач повышенной сложности по теме
«Уравнения».

1 год
обуче
ния

2 год
обуче
ния

3 год
обучен
ия

4 год
обуче
ния

всег
о

4

4

9

9

7

7

6

6

5

5

5

5

5

5

8

8

8

8

3

3
8

8

8

8

8

8

7

7

6

6

7

7

7

7

6

6

3

3
3

3

4

4

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

30.

31.

Решение задач повышенной сложности по теме
«Системы уравнений».
Решение задач повышенной сложности по теме
«Неравенства».
Решение задач повышенной сложности по теме
«Функции и их свойства».
Геометрические фигуры и их свойства.
Планиметрия
Решение задач повышенной сложности по теме
«Текстовые задачи»
Решение задач повышенной сложности по теме
«Функции и их свойства»
Решение задач повышенной сложности по теме
«Первообразная и интеграл»
Решение задач повышенной сложности по теме
«Элементы комбинаторики, статистики и
теории вероятностей»
Решение задач повышенной сложности по теме
«Геометрические фигуры и их свойства.
Стереометрия»
Решение задач повышенной сложности по теме
«Задания с параметром»
Всего часов:

60

60

2

2

4

4

3

3

2

2

60

3

3

4

4

2

2

2

2

3

3

2

2

60

240

Учебно-тематический план
1 год обучения
№

Название раздела, темы

количество часов

Вычисления
в
задачах
повышенной
сложности,
содержащие
абсолютные
величины.
2. Уравнения
и
неравенства
содержащие
абсолютные
величины.
3. Системы
уравнений
и
неравенств,
содержащие
абсолютные величины.
4. Решение
параметрических
уравнений
с
модулями
графическим методом.
5. Знакомство с параметрами.
6. Решение
сложных
случаев
параметрических
уравнений
первой
степени
с
одним
неизвестным
7. Параметрическое
линейное
неравенство.
8. Квадратные
уравнения
и
неравенства с параметром.
9. Параметрические квадратные и
линейные
уравнения
и
неравенства с модулем.
10. Параметрические
линейные
системы с двумя переменными.

теория

практика всего

1.

1

3

4

3

6

9

формы
аттестации/контроля
тест

с/р
зачёт
2

5

7

2

4

6

2

3

5

2

3

5

2

3

5

тест

3

5

8

с/р

3

5

8

1

2

3

21

39

60

Домашняя с/р
тест
с/р

Домашняя с/р
зачёт

Содержание учебно- тематического плана.
Раздел 1. Вычисления в задачах повышенной сложности, содержащие абсолютные
величины.
Теория: Абсолютная величина. Модули противоположных чисел. Операции над
абсолютными величинами.
Практика: Вычисления в задачах повышенной сложности, содержащие абсолютные
величины.
Раздел 2. Уравнения и неравенства содержащие абсолютные величины.
Теория: Уравнения и неравенства содержащие абсолютные величины. Основные методы
решения уравнений с модулем.
Случаи с 2-3 модулями. Метод интервалов
Практика: Применение свойств модуля при решении задач повышенной сложности.
Упрощение выражений, содержащих переменную под знаком модуля.

Раздел 3. Системы уравнений и неравенств, содержащие абсолютные величины.
Теория: Системы уравнений и неравенств, содержащие абсолютные величины. Основные
методы решения систем уравнений с модулем. Случаи с 2-3 модулями.
Практика: Раскрытие модуля по определению, переход от исходного уравнения к
равносильной системе, возведение в квадрат обеих частей уравнения, метод интервалов,
графический метод, использование свойств абсолютной величины.
Раздел 4. Решение параметрических уравнений с модулями графическим методом.
Теория. Использование графиков функций при решении уравнений с параметром.
Практика: Решение параметрических уравнений с модулями графическим методом.
Построение графиков функций при решении уравнений с параметром.
Раздел 5. Знакомство с параметрами.
Теория: Основные понятия уравнений с параметрами. Определение параметра. Виды
уравнений, содержащие параметр. Основные приемы решения задач с параметрами.
Практика: Решение задач с параметрами.
Раздел 6. Решение сложных случаев параметрических уравнений первой степени с
одним неизвестным.
Теория: Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений,
содержащих параметр.
Практика: Решение уравнений, приводимых к линейным. Решение линейно-кусочных
уравнений. Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр.
Раздел 7. Параметрическое линейное неравенство.
Теория: Определение линейного неравенства. Алгоритм решения неравенств.
Графический метод.
Практика: Решение неравенств с параметрами. Исследование полученного ответа.
Обработка результатов, полученных при решении.
Раздел 8. Квадратные уравнения и неравенства с параметром.
Теория: Алгоритм решения квадратных уравнений и неравенств с параметром.
Практика: Решение квадратных уравнений рациональным способом. Исследование
квадратных уравнений, содержащих параметры.
Раздел 9. Параметрические квадратные и линейные уравнения и неравенства с
модулем.
Теория: Алгоритм решения параметрических линейных и квадратных уравнений с
модулем.
Практика: Исследование параметрических линейных и квадратных уравнений,
содержащих модуль.
Раздел 10. Параметрические линейные системы с двумя переменными.
Теория: Алгоритм решения систем параметрических уравнений с двумя переменными.
Практика: Исследование систем параметрических уравнений с двумя переменными.
Результаты 1 -го года обучения. Учащиеся научатся:
1) Решать уравнения, неравенства и системы уравнений, содержащие абсолютную
величину;
2) Решать уравнения, неравенства и системы уравнений, содержащие 2-3 модуля;

3) Решать линейные и квадратные уравнения, неравенства и системы уравнений с
параметром;
4) Решать параметрические квадратные и линейные уравнения и неравенства с модулем.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№

Название раздела, темы

Решение
задач
повышенной
сложности
по
теме
«Метод
неопределённых
коэффициентов.
ФСУ высоких степеней.»
2. Решение параметрических уравнений
и неравенств графическим методом.
3. Решение
задач
повышенной
сложности по теме «Преобразования
двойных радикалов.»
4. Решение
задач
повышенной
сложности по теме «Рациональные,
иррациональные
неравенства,
неравенства с модулем.»
5. Решение
задач
повышенной
сложности по теме «Уравнения и
неравенства с параметром.»
6. Решение
задач
повышенной
сложности по теме «Кусочные
функции.»
7. Решение неравенств повышенной
сложности с одной переменной.
8. Решение уравнений высших степеней
методом замены переменной и
методом группировки.
9. Решение
задач
повышенной
сложности с помощью систем
уравнений второй степени.
10. Итого
1.

количество часов
теория
2

практика
6

всего
8

формы
аттестации/к
онтроля
тест

2

6

8

с/р

2

6

8

тест

2

5

7

зачёт

2

4

6

Домашняя
с/р

2

5

7

с/р

2

5

7

тест

2

4

6

зачёт

1

2

3

Домашняя
с/р

17

43

60 ч

Содержание учебно- тематического плана.
Раздел 1. Решение задач повышенной сложности по теме «Метод неопределённых
коэффициентов. ФСУ высоких степеней.»
Теория: Основные методы разложения на множители. Суть метода неопределенных
коэффициентов. Формулы сокращенного умножения высоких степеней. Бином Ньютона.
Практика: Комбинирование различных методов.
Раздел 2. Решение параметрических уравнений и неравенств графическим методом.
Теория: Использование графиков функций при решении параметрических уравнений и
неравенств.

Практика: Построение графиков функций при решении параметрических уравнений и
неравенств.
Раздел 3. Решение задач повышенной сложности по теме «Преобразования двойных
радикалов.»
Теория: Рассмотрение сложных случаев. Матричная запись и матричная форма решения
системы линейных уравнений. Определение определителя. Определитель второго порядка.
Определитель третьего порядка. Метод Крамера. Метод Гаусса.
Практика: Решение задач повышенной сложности по теме «Преобразования двойных
радикалов»
Раздел 4. Решение задач повышенной сложности по теме «Рациональные,
иррациональные неравенства, неравенства с модулем.»
Теория: Неравенства, содержащие модули. Геометрическая интерпретация неравенств с
модулем. Основные типы неравенств с модулем. Вложенные модули. Рациональные и
иррациональные неравенства с модулем. Равносильные преобразования при решении
иррациональных неравенств с модулем. Обобщенный метод интервалов.
Практика: Решение основных типов неравенств с модулем.
Раздел 5. Решение задач повышенной сложности по теме «Уравнения и неравенства
с параметром.»
Теория: Уравнения и неравенства, содержащие параметр. Графический метод решения.
Практика: Аналитическое и графическое решения параметрических уравнений и
неравенств. Нестандартные приемы решения параметрических уравнений и неравенств.
Раздел 6. Решение задач повышенной сложности по теме «Кусочные функции.»
Теория: Задачи с параметром на отыскание области определения и множества значений
функции. Монотонность и обратимость функции в задачах с параметрами. Периодичность
функции в задачах с параметрами.
Практика: Построение графиков кусочных функций.
Раздел 7. Решение неравенств повышенной сложности с одной переменной.
Теория: Равносильность неравенств. Неравенство о среднем арифметическом и среднем
геометрическом двух чисел. Использование свойств и графиков функций при решении
неравенств. Метод интервалов.
Практика:
Решение
рациональных
неравенств.
Доказательства
неравенств.
Интерпретация результата, учет реальных ограничений. Решение неравенств, содержащих знак
модуля.
Раздел 8. Решение уравнений высших степеней методом замены переменной и
методом группировки.
Теория: Равносильность уравнений. Уравнения высших степеней. Приемы их решения.
Основные методы решения алгебраических уравнений: замена переменной и разложение на
множители. Уравнения, однородные относительно входящих в них выражений.
Практика: Решение рациональных уравнений повышенной сложности. Решение
текстовых задач с помощью уравнений.
Раздел 9. Решение задач повышенной сложности с помощью систем уравнений
второй степени.
Теория: Системы алгебраических уравнений. Основные приемы решения систем
уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных.

Практика: Решение систем уравнений с двумя неизвестными второй степени.
Результаты 2 -го года обучения. Учащиеся научатся:
1) Знать основные методы разложения на множители, ФСУ высоких степеней;
2) Уметь решать параметрические уравнения и неравенства графическим способом;
3) Уметь решать рациональные и иррациональные неравенства с модулем;
4) Уметь решать уравнения и неравенства с параметром;
5) Уметь решать уравнения высших степеней.
Учебно-тематический план
3 год обучения
№

Название раздела, темы

1

Решение
задач
повышенной
сложности по теме «Выражения и
преобразования»
Решение
задач
повышенной
сложности по теме «Уравнения»
Решение
задач
повышенной
сложности по теме «Системы
уравнений»
Решение
задач
повышенной
сложности по теме «Неравенства»
Решение
задач
повышенной
сложности по теме «Функции и их
свойства»
Геометрические фигуры и их
свойства. Планиметрия
итого

2
3

4
5

6

количество часов
всего теория

практика

3

5

8

4

12

16

2

5

7

4

10

14

формы
аттестации/контроля
с/р
Домашняя с/р
зачёт
Домашняя с/р
тест

3

6

9

2

4

8

15

45

60

зачёт

Содержание учебно- тематического плана.
Раздел 1. Решение задач повышенной сложности по теме «Выражения и
преобразования»
Теория: Преобразования числовых выражений. Алгебраические буквенные выражения.
Формулы сокращенного умножения. Рациональные корни многочленов с целыми
коэффициентами. Многочлены от нескольких переменных. Корень степени n, его свойства.
Практика: Преобразования алгебраических буквенных выражений. Преобразование
выражений, содержащих степени и радикалы.
Раздел 2. Решение задач повышенной сложности по теме «Уравнения».
Теория: Эквивалентные преобразования. Следствия уравнений. Область допустимых
значений. Уравнения высших степеней. Некоторые типы уравнений 3-й и 4-й степени, способы
их решения. Иррациональные уравнения. Равносильные преобразования при решении
иррациональных уравнений. Комбинированные уравнения.
Практика: Использование свойств функций при решении иррациональных уравнений.
Некоторые приемы решения комбинированных уравнений.
Раздел 3. Решение задач повышенной сложности по теме «Системы уравнений».

Теория: Системы уравнений с двумя и тремя переменными. Метод подстановки,
алгебраическое сложение и умножение при решении систем уравнений. Системы уравнений с
параметром.
Практика: Замена переменной при решении систем уравнений. Решение систем
уравнений графическим методом.
Раздел 4. Решение задач повышенной сложности по теме «Неравенства».
Теория: Квадратные и дробно-рациональные неравенства. Графический способ решения
неравенств. Иррациональные неравенства. Равносильные преобразования при решении
иррациональных неравенств. Комбинированные неравенства. Обобщенный метод интервалов.
Неравенства, содержащие параметры. Системы неравенств с двумя переменными.
Практика: Аналитическое и графическое решения неравенств с параметрами. Задание
фигур на координатной плоскости неравенствами. Алгебраическое сложение при решении
систем неравенств. Замена переменной при решении системы неравенств.
Раздел 5. Решение задач повышенной сложности по теме «Функции и их свойства».
Теория: Область определения и область изменения функции. Ограниченность функции.
Четность, нечетность, периодичность функции. Промежутки возрастания, убывания,
знакопостоянства и нули функции.
Графики функций, связанных с модулем. Графики сложных функций.
Практика: Исследования функций и построение графиков. Основные способы
преобразования графиков.
Раздел 6. Геометрические фигуры и их свойства. Планиметрия.
Теория: Треугольники и окружности. Вписанные и описанные треугольники. Связь между
радиусами вписанной и описанной окружностей с элементами треугольника.
Векторы на плоскости. Координаты точки и вектора в декартовой системе координат.
Операции с векторами. Угол между векторами. Коллинеарность векторов. Скалярное
произведение векторов. Условие перпендикулярности двух векторов.
Задача Эйлера. Теоремы Чевы и Менелая.
Окружность. Эллипс. Гипербола и парабола.
Практика: Всевозможные геометрические построения.
Результаты 3 -го года обучения. Учащиеся научатся:
1) Уметь преобразовывать числовые и буквенные выражения»
2) Знать способы решения уравнений 3-й и 4-й степеней, уметь решать данные
уравнения;
3) Уметь решать системы уравнений с двумя и тремя неизвестными;
4) Уметь решать неравенства с параметром;
5) Уметь строить графики сложных функций;
6) Уметь исследовать сложные функции;
7) Уметь выполнять операции над векторами.
Учебно-тематический план
4 год обучения
№

Название раздела, темы

количество часов

1

всего
Решение задач повышенной
3
сложности по теме «Текстовые

теория

практика

9

12

формы
аттестации/контроля
с/р

2

3

4

5

6

задачи»
Решение задач повышенной
сложности по теме «Функции и
их свойства»
Решение задач повышенной
сложности
по
теме
«Первообразная и интеграл»
Решение задач повышенной
сложности по теме «Элементы
комбинаторики, статистики и
теории вероятностей»
Решение задач повышенной
сложности
по
теме
«Геометрические фигуры и их
свойства. Стереометрия»
Решение задач повышенной
сложности по теме «Задания с
параметром»
итого

с/р
4

10

14

2

6

/8

зачёт
тест
2

7

9
зачёт

3

6

9

2

6

8

16

44

60

Домашняя с/р

Содержание учебно- тематического плана.
Раздел 1. Решение задач повышенной сложности по теме «Текстовые задачи».
Теория: Задачи на проценты. Выражение значений разности величины в процентах.
Понятие сложного процента. Использование пропорций при решении задач на проценты,
концентрации веществ в растворах и сплавах. Задачи экономического содержания.
Задачи на движение. Задачи на встречное, попутно движение. Задачи на движение
протяженных объектов. Задачи на круговое движение.
Задачи на работу. Задачи на совместную и раздельную работу.
Сокращение числа неизвестных в системах уравнений. Использование ограничений на
значения неизвестных величин при решении систем уравнений и неравенств в задачах на
движение и работу
Практика: Решение задач на проценты, движение и работу.
Раздел 2. Решение задач повышенной сложности по теме «Функции и их свойства».
Теория: Область определения и область изменения функции. Ограниченность функции.
Четность, нечетность, периодичность функции. Промежутки возрастания, убывания,
знакопостоянства и нули функции.
Графики функций, связанных с модулем. Графики сложных функций.
Практика: Исследования функций и построение графиков. Основные способы
преобразования графиков.
Раздел 3. Решение задач повышенной сложности по теме «Первообразная и
интеграл».
Теория: Первообразная. Неопределенный интеграл. Метод подстановки. Проблемы
интегрирования элементарных функций. Определенный интеграл. Теорема Ньютона-Лейбница.
Свойства определенных интегралов.
Площадь круга. Длина окружности. Объем тела вращения.
Практика: Решение неопределенных и определенных интегралов. Интегрирование
элементарных функций.

Раздел 4. Решение задач повышенной сложности по теме «Элементы комбинаторики,
статистики и теории вероятностей».
Теория: Статистика. Вероятность. Частота события, вероятность. Сложение и умножение
вероятностей. Свойства вероятностей событий. Условная вероятность. Независимые события.
Формула Бернулли. Закон больших чисел.
Практика: Математическое ожидание. Сложный опыт.
Раздел 5. Решение задач повышенной сложности по теме «Геометрические фигуры и
их свойства. Стереометрия».
Теория: Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Трехгранный угол.
Многогранный угол. Геометрическое тело. Теорема Эйлера.
Пространственная теорема Пифагора. Симметрия в пространстве.
Ортогональная проекция многоугольника на заданную плоскость. Связь площади
многоугольника с его ортогональной проекцией.
Практика: Параллельное проектирование. Параллельные проекции плоских фигур.
Изображение пространственных фигур в параллельной проекции. Построение сечений
многогранников. Метод «следов». Метод вспомогательных плоскостей. Ортогональное
проектирование.
Раздел 6. Решение задач повышенной сложности по теме «Задания с параметром».
Теория: Понятие параметра, рассмотрение приемов решения заданий с параметром
(аналитический, графический), а также нестандартные приемы решения, решение задач
практической направленности (с учетом межпредметной направленности с химией, физикой,
техникой).
Геометрический смысл производной в задачах с параметром. Касательная к кривой.
Отыскание стационарных (критических) точек при исследовании функции, содержащей
параметры.
Возрастание и убывание функции, содержащей параметры.
Практика: Исследование решений уравнений и неравенств с параметром с
использованием графиков соответствующих функций. Решение текстовых задач на нахождение
наибольшего и наименьшего значения функции, содержащей параметры.
Результаты 4 -го года обучения. Учащиеся научатся:
1) Решать задачи повышенной сложности по теме «Текстовые задачи»;
2) Решать задачи повышенной сложности по теме «Функции и их свойства»;
3) Решать задачи повышенной сложности по теме «Элементы комбинаторики, статистики и
теории вероятностей»;
4) Решать задачи повышенной сложности по теме «Первообразная и интеграл»;
5) Решать задачи повышенной сложности по теме «Геометрические фигуры и их свойства.
Стереометрия»;
6) Решать задачи повышенной сложности по теме «Задания с параметром».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».