Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениегимназия № 94 Принято: Педагогический совет Протокол от 28.08.2024 № 10 Утверждаю: Директор МАОУ – гимназия № 94 _____________С.А. Ярославцев Приказ от 30.08.2024 № 62/3 Учебный план Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Решение задач повышенной сложности по математике» Возраст обучающихся 14 –18 лет Срок реализации 4 года г. Екатеринбург, 2024 Сводный учебный план № Название раздела, темы 1. Вычисления в задачах повышенной сложности, содержащие абсолютные величины. Уравнения и неравенства содержащие абсолютные величины. Системы уравнений и неравенств, содержащие абсолютные величины. Решение параметрических уравнений с модулями графическим методом. Знакомство с параметрами. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Решение сложных случаев параметрических уравнений первой степени с одним неизвестным Параметрическое линейное неравенство. Квадратные уравнения и неравенства с параметром. Параметрические квадратные и линейные уравнения и неравенства с модулем. Параметрические линейные системы с двумя переменными. Решение задач повышенной сложности по теме «Метод неопределённых коэффициентов. ФСУ высоких степеней.» Решение параметрических уравнений и неравенств графическим методом. Решение задач повышенной сложности по теме «Преобразования двойных радикалов. Решение задач повышенной сложности по теме «Рациональные, иррациональные неравенства, неравенства с модулем.» Решение задач повышенной сложности по теме «Уравнения и неравенства с параметром.» Решение задач повышенной сложности по теме «Кусочные функции. Параметр в исследовании функции.» Решение неравенств повышенной сложности с одной переменной. Решение уравнений высших степеней методом замены переменной и методом группировки. Решение задач повышенной сложности с помощью систем уравнений второй степени. Решение задач повышенной сложности по теме «Выражения и преобразования» Решение задач повышенной сложности по теме «Уравнения». 1 год обуче ния 2 год обуче ния 3 год обучен ия 4 год обуче ния всег о 4 4 9 9 7 7 6 6 5 5 5 5 5 5 8 8 8 8 3 3 8 8 8 8 8 8 7 7 6 6 7 7 7 7 6 6 3 3 3 3 4 4 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Решение задач повышенной сложности по теме «Системы уравнений». Решение задач повышенной сложности по теме «Неравенства». Решение задач повышенной сложности по теме «Функции и их свойства». Геометрические фигуры и их свойства. Планиметрия Решение задач повышенной сложности по теме «Текстовые задачи» Решение задач повышенной сложности по теме «Функции и их свойства» Решение задач повышенной сложности по теме «Первообразная и интеграл» Решение задач повышенной сложности по теме «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей» Решение задач повышенной сложности по теме «Геометрические фигуры и их свойства. Стереометрия» Решение задач повышенной сложности по теме «Задания с параметром» Всего часов: 60 60 2 2 4 4 3 3 2 2 60 3 3 4 4 2 2 2 2 3 3 2 2 60 240 Учебно-тематический план 1 год обучения № Название раздела, темы количество часов Вычисления в задачах повышенной сложности, содержащие абсолютные величины. 2. Уравнения и неравенства содержащие абсолютные величины. 3. Системы уравнений и неравенств, содержащие абсолютные величины. 4. Решение параметрических уравнений с модулями графическим методом. 5. Знакомство с параметрами. 6. Решение сложных случаев параметрических уравнений первой степени с одним неизвестным 7. Параметрическое линейное неравенство. 8. Квадратные уравнения и неравенства с параметром. 9. Параметрические квадратные и линейные уравнения и неравенства с модулем. 10. Параметрические линейные системы с двумя переменными. теория практика всего 1. 1 3 4 3 6 9 формы аттестации/контроля тест с/р зачёт 2 5 7 2 4 6 2 3 5 2 3 5 2 3 5 тест 3 5 8 с/р 3 5 8 1 2 3 21 39 60 Домашняя с/р тест с/р Домашняя с/р зачёт Содержание учебно- тематического плана. Раздел 1. Вычисления в задачах повышенной сложности, содержащие абсолютные величины. Теория: Абсолютная величина. Модули противоположных чисел. Операции над абсолютными величинами. Практика: Вычисления в задачах повышенной сложности, содержащие абсолютные величины. Раздел 2. Уравнения и неравенства содержащие абсолютные величины. Теория: Уравнения и неравенства содержащие абсолютные величины. Основные методы решения уравнений с модулем. Случаи с 2-3 модулями. Метод интервалов Практика: Применение свойств модуля при решении задач повышенной сложности. Упрощение выражений, содержащих переменную под знаком модуля. Раздел 3. Системы уравнений и неравенств, содержащие абсолютные величины. Теория: Системы уравнений и неравенств, содержащие абсолютные величины. Основные методы решения систем уравнений с модулем. Случаи с 2-3 модулями. Практика: Раскрытие модуля по определению, переход от исходного уравнения к равносильной системе, возведение в квадрат обеих частей уравнения, метод интервалов, графический метод, использование свойств абсолютной величины. Раздел 4. Решение параметрических уравнений с модулями графическим методом. Теория. Использование графиков функций при решении уравнений с параметром. Практика: Решение параметрических уравнений с модулями графическим методом. Построение графиков функций при решении уравнений с параметром. Раздел 5. Знакомство с параметрами. Теория: Основные понятия уравнений с параметрами. Определение параметра. Виды уравнений, содержащие параметр. Основные приемы решения задач с параметрами. Практика: Решение задач с параметрами. Раздел 6. Решение сложных случаев параметрических уравнений первой степени с одним неизвестным. Теория: Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр. Практика: Решение уравнений, приводимых к линейным. Решение линейно-кусочных уравнений. Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр. Раздел 7. Параметрическое линейное неравенство. Теория: Определение линейного неравенства. Алгоритм решения неравенств. Графический метод. Практика: Решение неравенств с параметрами. Исследование полученного ответа. Обработка результатов, полученных при решении. Раздел 8. Квадратные уравнения и неравенства с параметром. Теория: Алгоритм решения квадратных уравнений и неравенств с параметром. Практика: Решение квадратных уравнений рациональным способом. Исследование квадратных уравнений, содержащих параметры. Раздел 9. Параметрические квадратные и линейные уравнения и неравенства с модулем. Теория: Алгоритм решения параметрических линейных и квадратных уравнений с модулем. Практика: Исследование параметрических линейных и квадратных уравнений, содержащих модуль. Раздел 10. Параметрические линейные системы с двумя переменными. Теория: Алгоритм решения систем параметрических уравнений с двумя переменными. Практика: Исследование систем параметрических уравнений с двумя переменными. Результаты 1 -го года обучения. Учащиеся научатся: 1) Решать уравнения, неравенства и системы уравнений, содержащие абсолютную величину; 2) Решать уравнения, неравенства и системы уравнений, содержащие 2-3 модуля; 3) Решать линейные и квадратные уравнения, неравенства и системы уравнений с параметром; 4) Решать параметрические квадратные и линейные уравнения и неравенства с модулем. Учебно-тематический план 2 год обучения № Название раздела, темы Решение задач повышенной сложности по теме «Метод неопределённых коэффициентов. ФСУ высоких степеней.» 2. Решение параметрических уравнений и неравенств графическим методом. 3. Решение задач повышенной сложности по теме «Преобразования двойных радикалов.» 4. Решение задач повышенной сложности по теме «Рациональные, иррациональные неравенства, неравенства с модулем.» 5. Решение задач повышенной сложности по теме «Уравнения и неравенства с параметром.» 6. Решение задач повышенной сложности по теме «Кусочные функции.» 7. Решение неравенств повышенной сложности с одной переменной. 8. Решение уравнений высших степеней методом замены переменной и методом группировки. 9. Решение задач повышенной сложности с помощью систем уравнений второй степени. 10. Итого 1. количество часов теория 2 практика 6 всего 8 формы аттестации/к онтроля тест 2 6 8 с/р 2 6 8 тест 2 5 7 зачёт 2 4 6 Домашняя с/р 2 5 7 с/р 2 5 7 тест 2 4 6 зачёт 1 2 3 Домашняя с/р 17 43 60 ч Содержание учебно- тематического плана. Раздел 1. Решение задач повышенной сложности по теме «Метод неопределённых коэффициентов. ФСУ высоких степеней.» Теория: Основные методы разложения на множители. Суть метода неопределенных коэффициентов. Формулы сокращенного умножения высоких степеней. Бином Ньютона. Практика: Комбинирование различных методов. Раздел 2. Решение параметрических уравнений и неравенств графическим методом. Теория: Использование графиков функций при решении параметрических уравнений и неравенств. Практика: Построение графиков функций при решении параметрических уравнений и неравенств. Раздел 3. Решение задач повышенной сложности по теме «Преобразования двойных радикалов.» Теория: Рассмотрение сложных случаев. Матричная запись и матричная форма решения системы линейных уравнений. Определение определителя. Определитель второго порядка. Определитель третьего порядка. Метод Крамера. Метод Гаусса. Практика: Решение задач повышенной сложности по теме «Преобразования двойных радикалов» Раздел 4. Решение задач повышенной сложности по теме «Рациональные, иррациональные неравенства, неравенства с модулем.» Теория: Неравенства, содержащие модули. Геометрическая интерпретация неравенств с модулем. Основные типы неравенств с модулем. Вложенные модули. Рациональные и иррациональные неравенства с модулем. Равносильные преобразования при решении иррациональных неравенств с модулем. Обобщенный метод интервалов. Практика: Решение основных типов неравенств с модулем. Раздел 5. Решение задач повышенной сложности по теме «Уравнения и неравенства с параметром.» Теория: Уравнения и неравенства, содержащие параметр. Графический метод решения. Практика: Аналитическое и графическое решения параметрических уравнений и неравенств. Нестандартные приемы решения параметрических уравнений и неравенств. Раздел 6. Решение задач повышенной сложности по теме «Кусочные функции.» Теория: Задачи с параметром на отыскание области определения и множества значений функции. Монотонность и обратимость функции в задачах с параметрами. Периодичность функции в задачах с параметрами. Практика: Построение графиков кусочных функций. Раздел 7. Решение неравенств повышенной сложности с одной переменной. Теория: Равносильность неравенств. Неравенство о среднем арифметическом и среднем геометрическом двух чисел. Использование свойств и графиков функций при решении неравенств. Метод интервалов. Практика: Решение рациональных неравенств. Доказательства неравенств. Интерпретация результата, учет реальных ограничений. Решение неравенств, содержащих знак модуля. Раздел 8. Решение уравнений высших степеней методом замены переменной и методом группировки. Теория: Равносильность уравнений. Уравнения высших степеней. Приемы их решения. Основные методы решения алгебраических уравнений: замена переменной и разложение на множители. Уравнения, однородные относительно входящих в них выражений. Практика: Решение рациональных уравнений повышенной сложности. Решение текстовых задач с помощью уравнений. Раздел 9. Решение задач повышенной сложности с помощью систем уравнений второй степени. Теория: Системы алгебраических уравнений. Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Практика: Решение систем уравнений с двумя неизвестными второй степени. Результаты 2 -го года обучения. Учащиеся научатся: 1) Знать основные методы разложения на множители, ФСУ высоких степеней; 2) Уметь решать параметрические уравнения и неравенства графическим способом; 3) Уметь решать рациональные и иррациональные неравенства с модулем; 4) Уметь решать уравнения и неравенства с параметром; 5) Уметь решать уравнения высших степеней. Учебно-тематический план 3 год обучения № Название раздела, темы 1 Решение задач повышенной сложности по теме «Выражения и преобразования» Решение задач повышенной сложности по теме «Уравнения» Решение задач повышенной сложности по теме «Системы уравнений» Решение задач повышенной сложности по теме «Неравенства» Решение задач повышенной сложности по теме «Функции и их свойства» Геометрические фигуры и их свойства. Планиметрия итого 2 3 4 5 6 количество часов всего теория практика 3 5 8 4 12 16 2 5 7 4 10 14 формы аттестации/контроля с/р Домашняя с/р зачёт Домашняя с/р тест 3 6 9 2 4 8 15 45 60 зачёт Содержание учебно- тематического плана. Раздел 1. Решение задач повышенной сложности по теме «Выражения и преобразования» Теория: Преобразования числовых выражений. Алгебраические буквенные выражения. Формулы сокращенного умножения. Рациональные корни многочленов с целыми коэффициентами. Многочлены от нескольких переменных. Корень степени n, его свойства. Практика: Преобразования алгебраических буквенных выражений. Преобразование выражений, содержащих степени и радикалы. Раздел 2. Решение задач повышенной сложности по теме «Уравнения». Теория: Эквивалентные преобразования. Следствия уравнений. Область допустимых значений. Уравнения высших степеней. Некоторые типы уравнений 3-й и 4-й степени, способы их решения. Иррациональные уравнения. Равносильные преобразования при решении иррациональных уравнений. Комбинированные уравнения. Практика: Использование свойств функций при решении иррациональных уравнений. Некоторые приемы решения комбинированных уравнений. Раздел 3. Решение задач повышенной сложности по теме «Системы уравнений». Теория: Системы уравнений с двумя и тремя переменными. Метод подстановки, алгебраическое сложение и умножение при решении систем уравнений. Системы уравнений с параметром. Практика: Замена переменной при решении систем уравнений. Решение систем уравнений графическим методом. Раздел 4. Решение задач повышенной сложности по теме «Неравенства». Теория: Квадратные и дробно-рациональные неравенства. Графический способ решения неравенств. Иррациональные неравенства. Равносильные преобразования при решении иррациональных неравенств. Комбинированные неравенства. Обобщенный метод интервалов. Неравенства, содержащие параметры. Системы неравенств с двумя переменными. Практика: Аналитическое и графическое решения неравенств с параметрами. Задание фигур на координатной плоскости неравенствами. Алгебраическое сложение при решении систем неравенств. Замена переменной при решении системы неравенств. Раздел 5. Решение задач повышенной сложности по теме «Функции и их свойства». Теория: Область определения и область изменения функции. Ограниченность функции. Четность, нечетность, периодичность функции. Промежутки возрастания, убывания, знакопостоянства и нули функции. Графики функций, связанных с модулем. Графики сложных функций. Практика: Исследования функций и построение графиков. Основные способы преобразования графиков. Раздел 6. Геометрические фигуры и их свойства. Планиметрия. Теория: Треугольники и окружности. Вписанные и описанные треугольники. Связь между радиусами вписанной и описанной окружностей с элементами треугольника. Векторы на плоскости. Координаты точки и вектора в декартовой системе координат. Операции с векторами. Угол между векторами. Коллинеарность векторов. Скалярное произведение векторов. Условие перпендикулярности двух векторов. Задача Эйлера. Теоремы Чевы и Менелая. Окружность. Эллипс. Гипербола и парабола. Практика: Всевозможные геометрические построения. Результаты 3 -го года обучения. Учащиеся научатся: 1) Уметь преобразовывать числовые и буквенные выражения» 2) Знать способы решения уравнений 3-й и 4-й степеней, уметь решать данные уравнения; 3) Уметь решать системы уравнений с двумя и тремя неизвестными; 4) Уметь решать неравенства с параметром; 5) Уметь строить графики сложных функций; 6) Уметь исследовать сложные функции; 7) Уметь выполнять операции над векторами. Учебно-тематический план 4 год обучения № Название раздела, темы количество часов 1 всего Решение задач повышенной 3 сложности по теме «Текстовые теория практика 9 12 формы аттестации/контроля с/р 2 3 4 5 6 задачи» Решение задач повышенной сложности по теме «Функции и их свойства» Решение задач повышенной сложности по теме «Первообразная и интеграл» Решение задач повышенной сложности по теме «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей» Решение задач повышенной сложности по теме «Геометрические фигуры и их свойства. Стереометрия» Решение задач повышенной сложности по теме «Задания с параметром» итого с/р 4 10 14 2 6 /8 зачёт тест 2 7 9 зачёт 3 6 9 2 6 8 16 44 60 Домашняя с/р Содержание учебно- тематического плана. Раздел 1. Решение задач повышенной сложности по теме «Текстовые задачи». Теория: Задачи на проценты. Выражение значений разности величины в процентах. Понятие сложного процента. Использование пропорций при решении задач на проценты, концентрации веществ в растворах и сплавах. Задачи экономического содержания. Задачи на движение. Задачи на встречное, попутно движение. Задачи на движение протяженных объектов. Задачи на круговое движение. Задачи на работу. Задачи на совместную и раздельную работу. Сокращение числа неизвестных в системах уравнений. Использование ограничений на значения неизвестных величин при решении систем уравнений и неравенств в задачах на движение и работу Практика: Решение задач на проценты, движение и работу. Раздел 2. Решение задач повышенной сложности по теме «Функции и их свойства». Теория: Область определения и область изменения функции. Ограниченность функции. Четность, нечетность, периодичность функции. Промежутки возрастания, убывания, знакопостоянства и нули функции. Графики функций, связанных с модулем. Графики сложных функций. Практика: Исследования функций и построение графиков. Основные способы преобразования графиков. Раздел 3. Решение задач повышенной сложности по теме «Первообразная и интеграл». Теория: Первообразная. Неопределенный интеграл. Метод подстановки. Проблемы интегрирования элементарных функций. Определенный интеграл. Теорема Ньютона-Лейбница. Свойства определенных интегралов. Площадь круга. Длина окружности. Объем тела вращения. Практика: Решение неопределенных и определенных интегралов. Интегрирование элементарных функций. Раздел 4. Решение задач повышенной сложности по теме «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей». Теория: Статистика. Вероятность. Частота события, вероятность. Сложение и умножение вероятностей. Свойства вероятностей событий. Условная вероятность. Независимые события. Формула Бернулли. Закон больших чисел. Практика: Математическое ожидание. Сложный опыт. Раздел 5. Решение задач повышенной сложности по теме «Геометрические фигуры и их свойства. Стереометрия». Теория: Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Трехгранный угол. Многогранный угол. Геометрическое тело. Теорема Эйлера. Пространственная теорема Пифагора. Симметрия в пространстве. Ортогональная проекция многоугольника на заданную плоскость. Связь площади многоугольника с его ортогональной проекцией. Практика: Параллельное проектирование. Параллельные проекции плоских фигур. Изображение пространственных фигур в параллельной проекции. Построение сечений многогранников. Метод «следов». Метод вспомогательных плоскостей. Ортогональное проектирование. Раздел 6. Решение задач повышенной сложности по теме «Задания с параметром». Теория: Понятие параметра, рассмотрение приемов решения заданий с параметром (аналитический, графический), а также нестандартные приемы решения, решение задач практической направленности (с учетом межпредметной направленности с химией, физикой, техникой). Геометрический смысл производной в задачах с параметром. Касательная к кривой. Отыскание стационарных (критических) точек при исследовании функции, содержащей параметры. Возрастание и убывание функции, содержащей параметры. Практика: Исследование решений уравнений и неравенств с параметром с использованием графиков соответствующих функций. Решение текстовых задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции, содержащей параметры. Результаты 4 -го года обучения. Учащиеся научатся: 1) Решать задачи повышенной сложности по теме «Текстовые задачи»; 2) Решать задачи повышенной сложности по теме «Функции и их свойства»; 3) Решать задачи повышенной сложности по теме «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей»; 4) Решать задачи повышенной сложности по теме «Первообразная и интеграл»; 5) Решать задачи повышенной сложности по теме «Геометрические фигуры и их свойства. Стереометрия»; 6) Решать задачи повышенной сложности по теме «Задания с параметром».