Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениегимназия № 94 Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Междисциплинарное обучение (МДО)» Возраст обучающихся 6,6 –10 лет Срок реализации 1 года Современная гимназия призвана готовить человека, способного к активному интеллектуальному труду, воспитывать широкообразованную интеллигентную личность. Это значит, гимназия должна сформировать у учащихся хорошие манеры поведения, умение ориентироваться в мире культуры и обществе. Направленность программы: социально-гуманитарная Содержание программы направлено на: 1) изучении глобальных, основополагающих тем; 2) интеграции тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; 3) использовании принципа междисциплинарности; 4) рассмотрении задач "открытого типа", т.е. не имеющих единственного и окончательного решения; 5) соблюдении принципа высокой степени насыщенности содержания. 1 год обучения - «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. 2 год обучения - «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Адресат программы: дети 6,6 – 10 лет (начальная школа) Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. А значит, весьма актуальным становится вопрос о том, как создать для детей с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребёнка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению у него исследовательской позиции. Цель и задачи программы Целью курса междисциплинарного обучения является создание условий для наиболее полного раскрытия и развития интеллектуального и творческого потенциала одарённых учащихся. Основными задачами обучения по программе «Междисциплинарное обучение» являются: 1) развитие широких познавательных интересов; 2) развитие целостной картины мира (понимания мира как единого, взаимосвязанного целого) и системного мышления у детей; 3) развитие всех видов мышления; 4) развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе; 5) обучение коммуникативным умениям и умениям работать совместно (решать проблемы в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека и т.п.); 6) развитие способностей к самопознанию, формированию положительной «Яконцепции» и понимания ценности и уникальности другого человека. Планируемые результаты освоения программы и способы их проверки Курс МДО в начальной школе предполагает ознакомление и формирование умения оперировать необходимым «словарем исследователя» — такими понятиями, как факт, мнение, гипотеза, доказательство, критерий и т. п. В процессе осуществления различных исследований на занятиях по МДО дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, учатся представлять результаты своих больших и малых работ в самых разнообразных формах. Дети учатся: анализировать; классифицировать; сравнивать; выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев; рассматривать проблему с разных точек зрения; проверять; доказывать; устанавливать последовательность; устанавливать причинно-следственные связи; делать умозаключения; комбинировать; преобразовывать; предсказывать; придумывать новое; вести диалог и решать проблемы в малых группах. Кроме того, ученики приобретают важные исследовательские умения: ставить исследовательские вопросы; формулировать проблемы; выдвигать гипотезы; составлять план работы; вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; планировать и проводить небольшие интервью; собирать необходимую информацию из разных источников (книги, энциклопедии, словари, простейшие графики, диаграммы, таблицы, рисунки, схемы и т. п.); организовывать (систематизировать) информацию. Ко всему перечисленному следует добавить и то, что на протяжении всего обучения в начальной школе дети постепенно осваивают различные способы представления результатов своей работы: рисунок, коллаж, схема, диаграмма, график, простейшая таблица, макет, модель, небольшой сценарий, рассказ, доклад и т. п. Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1) Умение регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека; 2) умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 3) освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.), 4) способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.