Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениегимназия № 94
Приложение № 1
к приказу от 30.08.2024 № 62/5-О
«О внесении изменений в ООП СОО»
Рабочая программа по предмету
Практикум по русскому языку
ФГОС СОО (базовый уровень)
Екатеринбург, 2024
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Русская словесность»
Личностные результаты обучения:
•
•
•
•
•
•
•
готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые
установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетенции, личностные качества;
сформированность основ гражданской идентичности
формировать понимание важности процесса обучения;
формировать мотивацию школьников к процессу изучения словесности как одного
из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего
развития и успешного обучения;
формировать готовность к получению новых знаний, их применению и
преобразованию;
развивать морально-этические представления, доброжелательность и
эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам
других людей;
Метапредметные результаты обучения:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
5. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
6. смысловое чтение;
7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
•
•
•
•
•
•
основные сведения о русской словесности;
роль русской словесности как национального достояния русского народа и
средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная, язык разговорный и литературный;
диалог, сфера ситуации речевого общения;
основные признаки разговорной речи, признаки текста и его основных
функционально - смысловых типов речи, языка художественной литературы;
.основные единицы языка и их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические,
грамматические), нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
Аудирование
•
•
понимать основное содержание небольшого по объёму научно – учебного и
художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
Чтение
•
•
•
•
•
владеть техникой чтения и выразительностью речи;
выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи
при чтении текстов вслух;
говорение
•
•
•
подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых
средств и интонации;
лексика
•
•
•
•
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
толковать лексическое значение известных слов и подбирать к ним синонимы и
антонимы;
опознавать основные тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения как средства
выразительности речи;
пользоваться словарями различных типов;
Связная речь
•
•
•
•
•
определять тему и основную мысль текста, его стиль;
составлять простой план текста;
подробно и сжато излагать повествовательные тексты( в том числе с элементами
описания предметов и животных)
писать сочинения повествовательного характера;
совершенствовать содержание и языковое оформление ( в соответствии с
изученным языковым материалом).
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной деятельности и повседневной жизни для:
•
•
•
•
•
осознания роли родной словесности в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, значение родной словесности в жизни человека и
общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному
языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально –
культурных ситуациях общения;
увеличение словарного запаса, расширения круга используемых грамматических
средств, развития способности к самооценке;
получения знаний по другим учебным предметам
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ В 10 КЛАССЕ
Средства языка художественной словесности
Многообразие языковых средств и их значение. Лексическое значение слова,
определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая
возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и
выразить авторскую точку зрения.
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и
синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и
понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых
сложных слов.
Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.
Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов.
Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение
метафоры, олицетворения, метонимии.
Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов
предложений. Употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии,
анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.
/// Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и
выражения отношения автора к предмету изображения. Понимание значения
лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в
произведениях
словесности.
Выразительное
чтение
текстов
различной
эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов выражения
мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях.
Словесные средства выражения комического
Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид
авторской оценки изображаемого.
Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.
Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в
юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» имен и
фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.
Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.
/// Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть
авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях. Выразительное
чтение и рассказывание сатирических и юмористических произведений.
Использование языковых средств комического изображения в собственных
сочинениях.
Качество текста и художественность произведения словесности
Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к
художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность,
последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как
выражение мысли.
Художественность произведения. Особая роль языка в художественном
произведении.
Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски
высказывания его цели. Богатство лексики и емкость слова в художественном
произведении.
Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.
Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир.
Открытие нового.
Великие художественные произведения.
Развитие «чувства стиля». Умение оценить качество текста: его
правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели
высказывания. Различение удачных и неудачных выражений. Редактирование и
совершенствование текста. Умение увидеть своеобразие художественного текста, его
достоинства и недостатки. Создание собственного высказывания, отвечающего
требованиям к тексту.
Произведение словесности
Языковые средства изображения жизни
и выражения точки зрения автора в эпическом произведении
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности
употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в
эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и
несобственно-прямая речь в монологе.
Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой.
Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения
мыслей автора о человеке и мире.
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка,
как способ выражения авторской идеи.
Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от
лица «всеведущего автора», от лица рассказчика — участника или свидетеля событий.
Сказ.
Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в
эпическом произведении. Умение различать героя, рассказчика и автора, увидеть
разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя. Создание
собственного произведения. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном
своеобразии эпического произведения.
Языковые средства изображения жизни
и выражения точки зрения автора в лирическом произведении
Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения
мысли и чувства автора в лирическом произведении.
Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.
Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний,
предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и
синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.
Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли
автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.
Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.
Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении
лирического произведения. Умение почувствовать и передать в чтении своеобразие
образа-переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в
них различных способов выражения идеи. Сочинение — анализ отдельного
стихотворения.
Языковые средства изображения жизни
и выражения точки зрения автора в драматическом произведении
Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога
как главках средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в
драматическом произведение. Отличие этих форм словесного выражения содержания
в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом
произведениях. Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.
Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения
авторской позиции. Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.
Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских
ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.
Понимание
значения
средств
словесного
выражения
содержания
драматического произведения. Умение понять идею драматического произведения и
передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены. Создание
собственного драматического произведения с использованием различных способов
выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии
драматического произведения.
Взаимодействие произведений словесности
Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи
произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа,
сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.
Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи,
произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.
Мифологические образы в русской литературе. Значение использования
мифологических образов.
Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной
словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью
решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.
/// Понимание идейно-художественного смысла использования традиций
духовной литературы, мифологии, фольклора. Умение видеть авторскую позицию в
произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого.
Создание собственных произведений с использованием традиций.
Творческие работы
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ В 11 КЛАССЕ
Средства художественной изобразительности
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка.
Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в
художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения
средств художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.
Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной
изобразительности.
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и
лирическом произведениях. Значение гиперболы.
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.
«Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении
словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
/// Понимание идейно-художественного значения средств художественной
изобразительности. Умение выразить понимание идеи произведения, в котором
употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в
рассуждении о нем. Использование средств художественной изобразительности языка в
собственных устных и письменных высказываниях.
Жизненный факт и поэтическое слово
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность
высказывания на объект и субъект.
Предмет изображения, тема и идея произведения.
Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Способы выражения
точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.
Правдоподобное и условное изображение.
Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и
идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову. Сопоставление
документальных сведений о реальных событиях и лицах с их изображением в
художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова.
Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров,
разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать
художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в
условной манере. Создание произведения, основанного на личных произведениях.
Историческая жизнь поэтического слова
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе.
Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона.
Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств
художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести
петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в
произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях
сентиментализма и романтизма. Изображение действительности в искусстве реализма.
Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лироэпическом. Субъект речи. Полифония.
Авторская
индивидуальность.
Проявление
художественной
одаренности,
мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как
единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества
писателя.
Чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и
XIX вв. Умение видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства
произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений.
Сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию своеобразия стиля произведения, а
также сопоставлению произведений. Определение авторской позиции в произведении.
Понимание способов выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и
литературных направлений, разных родов и жанров словесности.
Произведение словесности
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его
словесного выражения
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова.
Художественный
образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа:
наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней.
Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла»
слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в
произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из
видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как
средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного
содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом
произведениях.
Восприятие произведения словесности как целостного явления, как формы
эстетического освоения действительности. Понимание художественного содержания,
выраженного в словесной форме произведения. Понимание значения художественного
образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени.
Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять личностный смысл
произведения и передать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о
произведении. Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям.
Сочинение, посвященное целостному анализу произведения.
Произведение словесности в истории культуры
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения
словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.
Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в
произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к
«вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую
эпоху.
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение
художественной словесности для развития языка. Значение произведения словесности для
его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в
произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства - помочь
совершенствованию мира и человека.
/// Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного
смысла произведений словесности, умение передать его в выразительном чтении
произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем. Умение видеть главное
значение произведений русской словесности. Использование «вечных» образов, жанров и
стилей произведений прошлого в собственном творчестве.
Тематическое планирование
Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
Тематическое планирование 10 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
Тема урока
Средства языка художественной словесности (6 ч)
Многообразие языковых средств и их значение
Понятие о семантике. Лексическое значение слова, определяемое
в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи,
которая возникает при употреблении языка. Способность языка
изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации:
роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального
ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса).
Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.
Семантика приставок и суффиксов. Семантика словообразования.
Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.
Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов,
паронимов, омонимов. Употребление переносного значения слов
— тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения,
метонимии.
Архаизмы, историзмы. Славянизмы, неологизмы и заимствованные
слова Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль
неологизмов и заимствованных слов.
Окказионализмы, тропы. Употребление переносного значения
слов — тропов. Художественное значение метафоры,
олицетворения, метонимии.
Семантика типов предложений. Период. Поэтическая фигура:
инверсия, антитеза, оксюморон, повтор, умолчание, эллипсис.
Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление
К-во
час
1
1
1
1
1
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
различных типов предложений. Употребление поэтических
фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры,
рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.
Обобщение по теме «Средства художественной словесности»
Словесные средства выражения комического (3 ч)
Возможность выразить в слове авторскую оценку явления.
Комическое как вид авторской оценки изображаемого.
Значение комического. Несоответствие как основа комического.
Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.
Языковые средства создания комического эффекта:
неожиданность, остроумие, алогизм, перевертыш, несоответствие,
ирония, речь героя, «говорящие» имена. Своеобразие речи героев в
юмористическом и сатирическом произведении, использование
«говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.
Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.
Качества текста и художественность произведения словесности
(5 ч)
Текст и его признаки.
Содержание и формы. Тема. Идея
Основные требования к художественному и нехудожественному
тексту: правильность, точность, последовательность,
соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как
выражение мысли.
Главное свойство художественного произведения. Соответствие
языка художественному произведению. Художественность
произведения. Особая роль языка в художественном
произведении.
Выбор необходимых языковых средств, соответствие
стилистической окраски высказывания его цели. Богатство
лексики и емкость слова в художественном произведении.
Композиция словесного выражения. Стройность композиции,
последовательность изложения, соразмерность частей.
Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда
на мир. Открытие нового.
Великие художественные произведения
Произведение словесности. Языковые средства изображения
жизни
и выражения точки зрения автора в эпическом произведении
(5 ч)
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и
особенности употребления повествования, описания,
рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении.
Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и
несобственно-прямая речь в монологе.
Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический
герой. Литературный герой, изображенный средствами языка,
как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные
средствами языка, как способ выражения авторской идеи.
Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования:
повествование от лица «всеведущего автора», от лица
рассказчика — участника или свидетеля событий. Сказ.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Языковые средства изображения жизни и выражения точки
зрения автора в лирическом произведении (5 ч)
Своеобразие языка лирического произведения. Средства
языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом
произведении.
Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.
Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов,
словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства
автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как
выразительное средство в стихах.
Значение звуковой организации стихотворной речи для
выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении.
Звукопись.
Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи,
монорим.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки
зрения автора в драматическом произведении (4 ч)
Своеобразие языка драматического произведения. Значение
диалога и монолога как главках средств изображения жизни и
выражения авторской точки зрения в драматическом
произведение. Отличие этих форм словесного выражения
содержания в драматическом произведении от их употребления в
эпическом и лирическом произведениях. Выражение
отношения автора к изображаемому в выборе жанра.
Характеры героев, изображенные посредством языка, как
способ выражения авторской позиции.
Значение сюжета и конфликта для выражения авторской
позиции.
Значение композиции драматического произведения, роль
диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста
для выражения идеи произведения.
Взаимодействие произведений словесности (4 ч)
Сокровищница художественных достижений словесности.
Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития.
Взаимосвязи произведений словесности в качестве
реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета,
композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.
Библия и летопись. Воздействие Библии на русскую литературу.
Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней
русской литературы, словесности нового времени.
Мифология. Мифологические образы в русской литературе.
Значение использования мифологических образов.
Образы в поэзии А.С. Пушкина. Миф о Дедале и Икаре, его
использование в поэзии 20 в.
Использование жанров народной словесности. Сказочный сюжет в
эпосе и лирике. Влияние народной словесности на литературу.
Использование жанров народной словесности, тем, мотивов.
Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения
современных автору проблем. Использование стиля народной
поэзии.
Повторение (2 ч)
Повторение изученного.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Повторение изученного.
34
1
Тематическое планирование - 11 класс
№
п/п
Тема урока
К-во
час
Средства художественной изобразительности (5 ч)
1
Параллелизм, символ, парадокс, алогизм
2
Гротеск, бурлеск, макаронический стиль
3
Этимологизация
4
Ассоциативность языковых средств, сюжетов, образов, тем.
5
Квипрокво. Обобщение изученного
Жизненный факт и поэтическое слово (4 часа)
6
Направленность слова на объект и субъект. Объект и предмет
изображения.
7
Выражение точки зрения автора в произведении
8
Правдоподобие и условное изображение
9
Обобщение изученного
Историческая жизнь поэтического слова (6 часов)
10
Средства художественной изобразительности языка древнерусской
словесности
11
Язык словесности XVIII века
12
Язык произведений сентиментализма и романтизма
13
Язык произведений реализма
14
Индивидуальный стиль
15
Обобщение изученного
Произведение искусства слова как единство содержания и его словесного
выражения (10 часов)
16
Произведение словесности как явление искусства. Эстетический
идеал. Художественный образ
17
Художественная действительность
18, 19
«Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного
материала. Эстетическая функция языка.
20-22
Хронотоп в лирическом и драматическом произведениях
23
Идеализация и реальность в преображении человека
24, 25
Герой эпического произведения как средство выражения
содержания, герой лирического произведения как средство
выражения содержания, герой драматического произведения как
средство выражения содержания.
Произведения словесности в истории культуры (7 часов)
26
Значение перевода произведений на другие языки
27
Традиции и новаторство, смена старого новым
28, 29
«Вечные» образы
30
Значение художественной словесности в развитии языка
31
Нравственные проблемы в искусстве слова
32
Обобщение изученного
Повторение изученного (2 час)
33-34
Повторение изученного
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
1
2
1
1
2
1
1
1
2