РП Ступеньки Школа развития 23-24

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение- гимназия № 94

Принято:

Утверждаю:
Директор МАОУ – гимназия № 94

Педагогический совет
Протокол от 28.08.2023 № 11

_____________С.А. Ярославцев
Приказ от 28.08.2023 № 60/3

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально - гуманитарной направленности

«Ступеньки»
Возраст обучающихся 5,5 -7 лет
Срок реализации 1 год

Составители:
Педагог дополнительного образования:
Куреныx С.А.

г. Екатеринбург, 2023

1

Пояснительная записка
Программа «Ступеньки" направлена на развитие умений проводить наблюдения,
сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и
несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы,
проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки
форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен
принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в
себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и
особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их
к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и
систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через
развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления
и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные
линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел
натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей
действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших
геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательнологическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и
обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти,
мышления у детей.
В курсе «Ступеньки» реализуется основная методическая идея — развитие
познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно
осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим
содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой
их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в
качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод
моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом
ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать
математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с
предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем
(преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это
необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться
тетрадью с печатной основой и др.
В результате обучения по программе «Раз-ступенька, два-ступенька»
подготовительного курса ребенок должен знать:
−
состав чисел первого десятка;
−
как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
−
цифры 0-9, знаки +,-,=;
−
название текущего месяца, последовательность дней недели;
−
монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
Данный раздел программы направлен на развитие умений:
−
называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
−
соотносить цифру с числом предметов;
−
пользоваться арифметическими знаками действий;
2

−
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
−
измерять длину предметов с помощью условной меры;
−
составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего
размера;
−
делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
−
ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
−
проводить наблюдения;
−
сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и
несущественные характеристики;
−
понимать относительность свойств объекта;
−
делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
Актуальность программы
Математическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании
воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Содержание
элементарных математических представлений, которые усваивают дети дошкольного
возраста, вытекают из самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий,
составляющих математическую действительность.
Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что
наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным
объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с
определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе
и самостоятельно, желание и стремление думать, стремление узнать что-то новое.
Адресат: Программа курса развития математических представлений учитывает возрастные
и психологические особенности детей 5,5 – 7 лет, предусматривает 1 занятие в неделю.
Обучение ведется 6 месяцев. Количество учебных часов – 24 часа. Занятия в группах по 1525 человек. Занятия по 30 минут. Очная форма обучения.
Цели:
−
расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её
в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития;
−
развитие познавательных и творческих способностей детей (личностное
развитие)
−
формирование гармоничной личности,
−
всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста, способствующее
успешному его обучению в общеобразовательной школе.
Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:
Обучающие задачи:
−
Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение
познавательных интересов, радость творчества.
−
Познакомить детей с общими математическими понятиями.
−
Формировать математические представления о числах.
−
Формировать пространственно-временные отношения.
−
Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в
пространстве с помощью плана.
−
Формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой
формы, знакомить с геометрическими фигурами.
−
Учить составлять фигуры из частей и делить фигуры на части, конструировать
фигуры из палочек.
−
Увеличение объема внимания и памяти.
3

−
Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, аналогии).
Развивающие задачи:
−
Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения,
творческих способностей.
−
Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения.
−
Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Воспитательные задачи:
−
Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями,
устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами
окружающих.
−
Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные
отношения друг к другу.
−
Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями,
устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами
окружающих.
−
Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Планируемые результаты
Освоения программы и способы их проверки к программе «Ступеньки» (6 – 7 лет)
Показатели результативности образовательной программы
Показатель и способы проверки усвоения содержания
−
Уровень культуры обучающихся - Беседа, наблюдение
−
Уровень развития творческого мышления - Выставки, конкурсы, оценка уровня,
выполнения творческих заданий
−
Уровень развития познавательной активности - Наблюдение, беседа, игра −
импровизация
−
Уровень развития мышления - Диагностические задания, беседа, опрос.
−
Уровень развития коммуникативных способностей - Игра – беседа, наблюдение
−
Уровень развития символических способностей (воображения и игры) −
Наблюдение, беседа
По окончанию обучения дети овладевают знаниями и умениями:
−
Умеют выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных
предметов и совокупностей;
−
Умеют объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать
−
взаимосвязь между частью и целым;
−
Умеют находить части целого и целое по известным частям;
−
Умеют считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
−
Умеют называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее
число;
−
Умеют соотносить цифру с количеством предметов;
−
Умеют измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки,
−
располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины,
ширины, высоты;
−
Умеют в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и
−
составлять целые фигуры из их частей;
4

−
Умеют выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе
клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
−
Умеют называть части суток, последовательность дней в неделе, месяцы в году.
−
Умеют преобразовывать одни геометрические фигуры в другие.
−
Умеют измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерений.
−
Умеют решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности событий, анализ и синтез.
−
Умеют проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Учебный план
№ п/п

Название раздела,
темы

Сравнение
предметов
и групп
1.
предметов
2. Числа 1 - 10.
3.

Величины.
Пространственные –
временные
представления

Количество часов
Всего

Теория

Практика

8

3

5

10

4

6

4

2

2

6

3

3

28

12

16

Формы аттестации /
контроля
Совместная деятельность
Игра
Совместная
деятельность
Творческие
задачи
Игровой
конкурс
Совместная деятельность
Совместная деятельность
Игровой конкурс

4.
ппрпррппредставлен
ия
Итого:

редставленияпредста
Содержание учебного плана
вления
1. Тема: “Число 1-5. Повторение” (2 часа)
Теория: Повторить числа 1-5: образование, написание, состав. Закрепить навыки
количественного и порядкового счета.
Практика: Игры на образование чисел 1-5: «День — ночь», «Волшебный мешочек».
Физкультминутки. Пальчиковая гимнастика. Дидактическая игра «Волшебные домики».
Загадки «Веселые задачки».
Работа в тетради (стр. 1-3)
2. Тема: “Число 6. Цифра 6.” (2 часа)
Теория: Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6. Закрепить понимание
взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические
представления.
Практика: Работа с моделью числового отрезка. Игра «Поезд». Создание игровой ситуации.
Физкультминутка. Игра на развитие логического мышления с цветными треугольниками.
Игры «В гостях у Веселого Карандаша». Игра «Геометрическое лото». Игры с полосками из
цветной бумаги. Физкультминутка. Работа в тетради (стр. 4-7)
3. Тема: “Длиннее, короче” (1 час)
Теория: Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощь.
непосредственного наложения, ввести в речевую практику слова «длинее», «короче».
Закрепить взаимосвязь целого и частей, знание состава чисел 1-6, счетные умения в пределах
6.
Практика: Игры на сравнение по длине. Физкультминутка “Эстафета”. Работа в тетради
(№1-6, стр. 8-9). Пальчиковая гимнастика
4. Тема: “Измерение длины” (3 часа)
5

Теория: Формировать представление об измерении длины с помощью мерки. Познакомить
с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень. Закрепить умение
составлять мини-рассказы и выражения по рисункам, тренировать счетные умения в
пределах 6.
Практика: Игра “Забавные человечки”. Физкультминутка “Альпинисты”. Игры на
измерение длины с помощью мерки. Практическая работа. Работа в тетради (стр. 10-15).
Пальчиковая гимнастика.
5. Тема: “Число 7. Цифра 7” (2 часа)
Теория: Познакомить с образованием числа 7, цифрой 7. Закрепить представления о составе
числа 6, взаимосвязь целого и частей, понятие многоугольника.
Практика: Игры с задачами “Веселая задача” - знакомство с числом 7 и цифрой 7.
Инсценировка занимательной задачи. Физкультминутка “Ежик”, “Веселый хоровод”. Игры
на закрепление представлений о числе 7 и цифре 7. Работа в тетради (стр. 16-21).
6. Тема: “Тяжелее, легче. Сравните по массе” (2 часа)
Теория: Формировать представления о понятиях тяжелее – легче на основе
непосредственного сравнения предметов по массе. Закрепить понимание взаимосвязи целого
и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7.
Практика: Игры на формирование представлений о понятиях: тяжелее, легче. Игра:
“Воздухоплаватели”, “Поварята”. Физкультминутка “Камни и пух”, “Качели”. Работа в
тетради по формированию представлений о непосредственном сравнении предметов по
массе (стр. 22-27).
7. Тема: “Число 8. Цифра 8” (2 часа)
Теория: Познакомить с образованием числа 8, цифрой 8. Закрепить представления о составе
числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь целого и частей.
Практика: Игры на повторение состава числа 7. Игра на образование числа 8: “День – ночь”,
игры с квадратиками на состав чила 8. Стихи С.Маршака, Г.Виеру про цифру 8.
Физкультминутка “Зарядка”, “Мячик”. Игры на закрепление представлений о числе 8 и
цифре 8. Работа в тетради (стр. 28-33).
8. Тема: “Объем. Сравнение и измерение объема” (2 часа)
Теория: Сформировать представления об объеме (вместимости), сравнении сосудов по
объему с помощью переливания. Закрепить счетные умения в пределах 8, взаимосвязь целого
и частей.
Практика: Игры на сравнение по объему “Праздник в Простоквашино”. Сказочные герои Матроскин и Шарик. Практическая работа. Физкультминутка “На велосипедах”,
“Звездолет”. Работа в тетради ( стр. 34 -37).
9. Тема: “Число 9. Цифра 9” (2 часа)
Теория: Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 8. Закрепить умение
находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложение и
вычитание на числовом отрезке.
Практика: Игры на знакомство с числом 9 и цифрой 9 :“Веселые задачи”. Стихи С.Маршака,
Ф. Дагларджа про цифру 9. Физкультминутка “Ванька-встанька”, “Движения”. Игра
“Путешествие в Сообразилию” (А.Зак). Работа в тетради ( стр.38-43).
10. Тема: “Площадь. Измерение площади” (2 часа)
Теория: Сформировать представления о площади фигур, сравнении фигур по площади
непосредственно и с помощью условной мерки. Закрепить порядковый и количественный
счет в пределах 9, состав чисел 8 и 9, умение решать простые задачи на основе взаимосвязи
целого и частей.
Практика: Работа с раздаточным материалом. Сюрпризный момент_ письмо от Буратино.
Практическая работа на сравнение фигур по площади. Физкультминутка “Буратино”,
“Уточки”. Игры на сравнение фигур с помощью мерки. Работа в тетради (стр. 44-47).
11. Тема: “Число 0. Цифра 0” (2 часа)
6

Теория: Сформировать представления о числе 0 и его свойствах. Закрепить счетные умения
в пределах 9, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.
Практика: Игра на формирование представлений о числе 0 “В Лесной школе”, “Буратино”.
Игры с отрезком: “Место числа 0 в ряду чисел”. Веселые задачки. Физкультминутка
“Зайчики”, “Ягодка по ягодке”. Работа в тетради (стр. 48 - 51).
12. Тема: “Число 10” (1час)
Теория: Сформировать представления о числе 10: его образовании, составе, записи.
Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и
четырехугольники.
Практика: Игра “Путешествие в зоопарк” на образование числа 10. Игры на числовом
отрезке. Работа с раздаточным материалом на формирование представлений о составе числа
10. Физкультминутка – пантомима “Загадка”, “Зарядка”. Работа в тетради (№1-2, 4, стр. 52 53).
13. Тема: “Шар. Куб. Параллелепипед” (1 час)
Теория: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара,
куба, параллелепипеда (коробки, кирпичика). Закрепить представления о составе числа 10,
взаимосвязи целого и частей, сложения и вычитания чисел на числовом отрезке.
Практика: Игры на формирование представлений о шаре, кубе, параллелепипеде
“Волшебный мешочек”, “Фотографы”, “Найди и расскажи”. Игра “Найди свою пару”
Физкультминутка “Мячики”, “Зарядка”. Работа в тетради (№1-5, стр. 54 -55).
14. Тема: “Пирамида. Конус. Цилиндр” (1час)
Теория: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы
пирамиды, конуса, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи
целого и частей, сложения и вычитания чисел на числовом отрезке.
Практика: Игры на формирование представлений о пирамиде, конусе, цилиндре “Угадайка”, “Волшебный мешочек”, “Фотографы”. Игра “Фотоателье” (закрепление знаний состава
числа 10) Физкультминутка “Юла”, “Зарядка”. Работа в тетради (№1-5, стр. 56 -57).
15. Тема: “Символы.” (1час)
Теория: Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов
(цвет, форма, размер) Закрепить представления о составе чисел 8, 9 и 10, умение
ориентироваться по плану.
Практика: Игры на формирование представлений о символах: “Путешествие зайчишки
Пушишки”. Работа с карточками с изображением символов. Игра “Угадай-ка”.
Физкультминутка “Медвежата”, “Зайка”. Работа в тетради (№1-5, стр. 58 -59)
16. Тема: “Повторение.” Игра-путешествие в страну Математику. (1час)
Теория: Закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп
предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления. Повторить
количественный и порядковый счет, цифры 0-9, состав чисел в пределах 10.
Практика: Игра-путешествие. Игры: “Выбираем транспорт”, “Волшебная лужайка”,
“Салки-догонялки”, “Художники”, “Числоград”, “Железная дорога”. Физкультминутка
“Лебеди”, “Утята- путешественники.” Работа в тетради (№1-5, стр. 60 -61).
17. Тема: “Повторение.” Игра “Скоро в школу” (1час)
Теория: Повторить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей,
состав чисел в пределах 10. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание
чисел на числовом отрезке.
Практика: Работа с числовым отрезком (порядковый счет). Игры: “Веселые задачки”.
Работа с карточками-схемами, опорными таблицами. Физкультминутка “Скакалочка”.
Работа в тетради (№1-5, стр. 62-63).

7

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1. Введение в игровую ситуацию. На этом этапе осуществляется ситуационно
подготовленное включение детей в познавательную активность. Это означает, что началу
занятий должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре.
2. Затруднение в игровой ситуации. Организуется актуализация знаний и предметная
деятельность детей, возникшая в мотивированной ситуации. Завершение этапа связано с
фиксированием затруднения в предметной деятельности и установлением его причины.
3.«Открытие» нового способа действий. Детям предлагается и после согласования с ними,
принимается новый способ действий.
4. Воспроизведение нового способа действий в типовой ситуации. На этом этапе
осуществляется выход из затруднения с помощью построенного способа действий и его
использование в аналогичных ситуациях.
5. Повторение и развивающие задания. Если позволяет время, в заключительную часть
занятия возможно включение игры, направленной на развитие ранее сформированных
способностей.
6. Итог занятия. В завершение совместно с детьми организуется осмысление их деятельности
на занятии с помощью вопросов: «Во что играли?», «Что понравилось?» и т.д.
Построение занятий в соответствии с перечисленными этапами обеспечивает поэтапную
непрерывность учебного процесса между ступенями дошкольной подготовки и начальной
школы. Игровые технологии формируют воображение и символическую функцию сознания,
у ребенка возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их
культурного выражения, что позволяет дошкольнику включится в коллективную
деятельность и общение. Благодаря использованию игровой деятельности в дошкольном
периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой
деятельности учения.
Календарный учебный график
Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении
образования для отдыха и иных социальных целей (далее — каникулы):
даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года;
сроки и продолжительность каникул;
сроки проведения промежуточной аттестации.
Календарный учебный график разрабатывается Организацией в соответствии с
требованиями
к
организации
образовательного
процесса,
предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Календарный учебный график составляется и утверждается ежегодно.
Дата начала учебного года - 4 сентября.
Дата окончания учебного года – 30 марта.
Продолжительность учебного года при обучении по Программе для обучающихся
составляет 28 недель
Сроки и продолжительность 1 четверти

с 01.09. 2023 г. по 27.10.2023 г.
8 недель

Сроки и продолжительность осенних каникул

с 28.10.2023 г. по 06.11.2023 г. (10
календарных дней)

8

Сроки и продолжительность 2 четверти

07.11.2023 г. по 29.12.2023 г.
8 недель

Сроки и продолжительность зимних каникул

с 30.12.2023 г. по 08. 01. 2024 г. (10
календарных дней)

Сроки и продолжительность 3 четверти

с 09.01.2024 г. по 30.03.2024 г.
11 недель

Место проведения занятий: МАОУ – гимназия № 94 город Екатеринбург, ул. Бажова 139.
Время и дата в соответствии с утвержденным расписанием.
Номер
учебной
недели

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Даты
учебной
недели

01.09.202309.09.2023
11.09.202316.09.2023
18.09.202323.09.2023
25.09.202330.09.2023
02.10.2023 07.10.2023
09.10.2023 14.10.2023
16.10.2023 21.10.2023
23.10.2023 28.10.2023
07.11.2023 11.11.2023
13.11.2023 18.11.2023
20.11.2023 25.11.2023
27.11.2022 02.12.2022

Номер
учебной
недели

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Даты
недели

учебной

04.12.2023 09.12.2023
11.12.2023 16.12.2023
18.12.2023 23.12.2023
25.12.2023 30.12.2023
09.01.2024 13.01.2024
15.01.2024 20.01.2024
22.01.202427.01.2024
29.01.2024 03.02.2024
05.02.202410.02.2024
12.02.2024 17.02.2024
19.02.2024 24.02.2024
26.02.2024 02.03.2024

Номер
учебной
недели

25.
26.
27.
28.

Даты
недели

учебной

04.03.2024 09.03.2024
11.03.2024 16.03.2024
18.03.202422.03.2024
24.03.2024 30.03.2024

Место проведения занятий: МАОУ – гимназия № 94, ул. Бажова 139
Время и дата в соответствии с утвержденным расписанием.

9

Методическое обеспечение программы
Программа обеспечена методическими видами продукции: разработками игр, бесед,
конкурсов, рекомендациями по проведению занятий, дидактическим материалом.
Материально-техническое обеспечение: - компьютер; - принтер; - ксерокс; - электронные
образовательные ресурсы.
Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, имеет первую или высшую
квалификационную категорию, обладает достаточными теоретическими знаниями и
практическими умениями.
Методические материалы
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию математических представлений
понятно, что основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра,
поэтому занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием различных
дидактических игр, что позволяет детям успешно овладеть различными математическими
представлениями.
Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей
постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их
обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода,
когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного
анализа, сравнения, выявлении существенных признаков. А педагог подводит детей к этим
«открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Возрастные особенности детей 3-7 лет требуют использования игровой формы
деятельности. Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не
только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его
познавательных интересов и коммуникативных способностей. В этом возрасте развивается
память и внимание. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.
На занятиях используются в качестве пособия красочные тетради на печатной основе.
Здесь можно рисовать, раскрашивать, писать. Такая форма помогает организации активной
деятельности малыша. Занятие проводится не только к работе за столом над страничкой
учебного пособия. Тетради используются в основном для закрепления сформированных
представлений и для организации самостоятельной работы ребенка. Само же «открытие»
должно происходить в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх. Для
того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя
из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки. Для проведения
физкультминутки используются речевки или небольшие детские песенки.
Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми
выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основной для
формирования у них правильной самооценки результатов своих действий. Формированию
навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2 – 3 минут
внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать
свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная
связь помогает педагогу впоследствии скорректировать свою работу. Задания подбираются
с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт,
создавая ситуацию успеха для каждого из них.
Каждый ребенок на занятиях продвигается вперед только своим темпом и с
постоянным успехом! Для решения этой задачи в учебное пособие в учебный материал
разной степени сложности - от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь
есть и стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям
операции, и нестандартные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа
действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания,
которые даются в схематизированной или знаковой форме. Такие задания в учебном пособии
10

помечены звездочкой. Они предназначены для детей, более подготовленных и могут
выполняться только по их желанию.
Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является
психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие.
Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для
каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и
для их нормального психофизического состояния. Большое внимание в программе уделяется
развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не
просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр,
геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные
варианты решения.
Структура рабочих тетрадей для занятий такова, что педагог в зависимости от
конкретной ситуации (уровня подготовки детей, их количества, возможностей
использования демонстрационного и раздаточного материалов и т.д.) может отобрать
наиболее подходящие для его детей задания, сохраняя общую методику, общий подход и
обеспечивая реализацию поставленных целей адекватными средствами. Обычно для работы
в группе отбираются 3 – 4 задания, а остальные рекомендуется выполнить дома вместе с
родителями, но только по желанию детей (задания, рекомендованные для занятий дома,
предварительно разбираются на занятиях). Пособие предоставляет родителям, которые этого
желают, внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный
поиск решения проблем помогает организовать общение детей и взрослых, которое не только
способствует лучшему усвоению материала, но и обогащает духовный мир ребенка,
устанавливает связи между старшим и младшим, необходимые им в дальнейшем для
решения как учебных, так и жизненных проблем.
Формы аттестации
Программа предусматривает контроль знаний, умений, навыков обучающихся,
обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы
аттестации успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить успешность и
качество образовательного процесса.
Виды и формы контроля:
Входной контроль – проведение педагогического наблюдения на первом занятии, выявление
индивидуальных особенностей учащихся.
Текущий контроль – проведение контрольных заданий (на знание по основным темам),
заданий с открытыми ответами, тестовые задания, работа с ролевыми заданиями с целью
определения качества знаний по данным темам.
Промежуточный контроль — проведение работы для выявления результатов освоения
программы за 1 полугодие. Или возможен по окончании изучения темы.
При использовании групповой формы обучения важен не только продукт, который
получится у группы, но и то, как он создавался. А это означает, что оцениванию подлежит
как результат работы, так и сам процесс, потому что умение работать в группе - важная
компетенция, которую нужно формировать у обучающихся, и, следовательно, создавать
условия для ее формирования.
Оценивание работы групп имеет несколько направлений;
− оценка деятельности каждой группы педагогом;
− оценка деятельности некоторых учащихся педагогом;
− самооценивание / взаимооценивание, совместное оценивание групповой работы
педагогом и обучающимися.
Для организации групповой работы требуется выполнение ряда условий, которые педагог
должен с самого начала объяснить обучающимся:

11

Сообщение цели групповой работы и ее соответствие обучающим целям: изучаемой
темы, определение критериев оценки задания (для оценки процесса работы в группе и
оценки результата работы группы).
− Сообщение о том, кто будет осуществлять оценивание (сам педагог; педагог совместно
с обучающимися; только обучающиеся; специальное жюри).
− Определение сроков и формы предоставления работы группы (если группа
формируется на выполнение долгосрочного, более одного занятия, задания).
− Сообщение о принципах оценивания:
− обязательное оценивание индивидуального вклада в работу группы (если таковой будет
оцениваться);
− оценивание работы группы в целом (один за всех - все за одного, если таковая будет
оцениваться).
В случае, когда педагог запланировал выставление отметок за групповую работу), не
рекомендуется ставить разные отметки за работу группы, так как это противоречит
концепции групповой работы. Но даже в таком случае педагогу следует понять выдающуюся
работу группы и обсуждать уклонение некоторых детей от работы в группе. Особенно это
удобно делать, когда участники группы имеют четко определенные обязанности.
−

Оценочные материалы
Показатели результативности образовательной программы
Показатель
Формы проверки усвоения содержания
Уровень культуры обучающихся
Беседа, наблюдение
Уровень развития творческого мышления
Уровень
развития
познавательной
активности
Уровень развития мышления
Уровень
развития
коммуникативных
способностей
Уровень
развития
символических
способностей (воображения и игры)

Выставки, конкурсы, оценка уровня
выполнения творческих заданий
Наблюдение, беседа, игра - импровизация
Диагностические задания, беседа, опрос.
Игра – беседа, наблюдение
Наблюдение, беседа

Оценка результативности работы в группе включает педагогическую диагностику
уровняразвития детей и овладения ими программным материалом (тестирование),
оценкуудовлетворенности родителей работой педагога (анкетирование).
Знания, умения и навыки контролируются на текущих занятиях, занятиях-повторениях,
занятиях обобщениях. Более полное контролирование знаний детей проводится дважды:
Первый раз – в сентябре, когда, чтобы выявить уровень знаний и умений ребенка.
Второй раз - в марте, итоговая диагностика знаний и умений ребенка, в результате которой
педагог получает представление о знаниях ребенка.
Педагог дает конкретные рекомендации родителям. С целью презентации обученности
детей проводятся «открытые» занятия с детьми для родителей, при организации участия в
праздниках, в ходе проведения тематических праздников, например: «Праздник числа» и
другие, постоянно действующие выставки достижений детей.
Литература
1. Петерсон Л.Г. Холина Н.П. «Раз-ступенька, два — ступенька...» рабочая тетрадь в двух
частях. М,: «Ювента», 2016
2. Петерсон Л.Г. Холина Н.П. Практический курс математики для дошкольников.
Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп. и переработанное. М,: «Ювента», 2016
12

3. Дорофеева Г.В. «Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы,
опыт работы М,: УМЦ «Школа 2000…», 2016
4. Шевелев К.В. «Тесты по математике» М., «Ювента», 2010г.
5. Чилинрова Л.А. Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. М., «Ювента», 2005.
6. Колесова Л.В. Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия Волгоград:
Учитель, 2013
7. Смоленцева А.А. Математика до школы. СПб: Детство-Пресс, 2003
8. Колесова Л.В. Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия Волгоград:
Учитель, 2013

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».