РП Развитие речи Школа развития

Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение- гимназия № 94

Принято:
Педагогический совет
Протокол от 28.08.2023
№ 11

Утверждаю:
Директор МАОУ – гимназия № 94
_____________С.А. Ярославцев
Приказ от 28.08.2023 № 60/3

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

«Развитие речи»
Возраст обучающихся 5,5-7 лет
Срок реализации 1 год

Составитель:
Педагог дополнительного образования,
Учитель начальных классов:
Барсукова А.А.
г. Екатеринбург, 2023

1. Пояснительная записка
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в период подготовки
к обучению в школе. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом
становлении ребенка. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком
разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической,
грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является
необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного
воспитания детей. Речь сопровождает познавательную деятельность детей, делает более
осознанной, способствует выявлению творчества и фантазии. Она оказывает человеку
огромную помощь в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит
человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот сензитивный
период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент
для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка.
Речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством
общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
Содержание обучения не дублирует программу первого класса, а имеет своей целью
подготовку ребенка к систематическому успешному школьному обучению. Структура занятия
по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы.
Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создаёт предпосылки для наиболее
эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплексный
подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании. Принципы работы
с детьми дошкольного возраста по развитию речи:
1. Научность.
2. Учет психологических, возрастных особенностей детей.
3. Учет ведущей деятельности детей (игра).
4. Систематическая взаимосвязь учебного материала и интереса ребенка к родной речи.
5. Доступность, конкретность.
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Уровень освоения программы – базовый.
Актуальность программы. За последние годы значительно вырос процент детей с
речевыми нарушениями. Причины этого явления разнообразны и многочисленны: различные
внутриутробные инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания матери; возникшие в
процессе родов осложнения, в числе которых асфиксия, гипоксия и др., целый ряд причин и в
послеродовом периоде – заболевания ребенка, травмы.
Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые
характеризуют как неудовлетворительное и отмечают необходимость целенаправленной и
систематической речевой работы в образовательных организациях.
Адресат программы: программа разработана для детей 6 -7 лет.
Режим занятий – 1 раз в неделю, 30 минут.
Объем общеразвивающей программы – 28 часов, продолжительность части
образовательной программы (года обучения, модуля) по учебному плану в часах 28 часов.
2

Срок освоения – 28 учебных недель.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, индивидуально-групповая, групповая.
Перечень видов занятий: беседа, игра, практическое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: речевая игра.
Цель программы: развитие языковых способностей у детей старшего дошкольного
возраста, создание условий для овладения нормами и правилами родного языка.
Задачи:
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

Обучающие:
уточнение и закрепление правильной артикуляции звуков
выработка правильного речевого дыхания
уточнение понятий звук, буква, слог, слово, предложение
освоение навыка звукового анализа и синтеза
Развивающие:
развитие фонематического слуха
развитие произносительной стороны речи
развитие слоговой структуры речи
развитие лексической стороны речи (расширение словарного запаса)
развитие грамматического строя речи
развитие просодической и интонационной стороны речи
развитие связной речи (диалогической и монологической форм).
развитие коммуникативных способностей
Воспитательные:
воспитание чувства ответственности и уверенности в своих силах;
формирование ответственного отношение к нормам общения и правилам коллективной
работы;
совершенствование трудолюбия и организованности;
воспитание культуры поведения на занятиях и на массовых мероприятиях.
Сводный учебный план

№

Название раздела, темы

Кол-во часов

1.

2

2.
3.

Введение в предмет. Знакомство с предметом, с
терминологией.
Развитие психологической базы речи.
Звуковая сторона речи.

4.

Лексико-грамматические средства языка

6

5.

Связная речь. Текст.

6

2
12

3

Всего часов:

28

2. Учебно-тематический план
Несмотря на поэтапное планирование, работа строится интегрировано, охватывая все
этапы одновременно, но превалирующая роль отдаётся решению задачи текущего этапа. Работа
внутри этапа протекает параллельно. Формирование фонематических процессов идет
одновременно с закреплением звукопроизношения. Формирование грамматического строя речи
идет одновременно с расширением лексического запаса и т.д.
№

Название раздела, темы

1.

Введение в предмет.
Знакомство с предметом,
с терминологией.
Развитие
психологической базы
речи.
Звуковая сторона речи.

2.

3.

количество часов
всего теория практика
2
1
1

формы аттестации/контроля

2

1

1

12

6

6

Сквозной контроль
выполнения заданий на
каждом занятии
Сквозной контроль
выполнения заданий на
каждом занятии
Сквозной контроль
выполнения заданий на
каждом занятии
Сквозной контроль
выполнения заданий на
каждом занятии

4.

Лексико-грамматические
средства языка

6

3

3

5.

Связная речь. Текст.

6

3

3

Всего

28

14

14

Входная диагностика группы

Содержание учебного плана
Раздел I: Вводные занятия
Знакомимся с органами речи, строением артикуляционного аппарата.
Учимся делать артикуляционную гимнастику (будем ей пользоваться на дальнейших
занятиях), играем в игры на развитие речевого дыхания.
Раздел II: Развитие психологической базы речи
Узнаем, что такое внимание и как оно работает.
Тестируем себя на уровень внимания, играем в игры на развитие внимания. Выполняем
упражнения на концентрацию внимания.
Раздел III: Звуковая сторона речи
Знакомимся с понятиями звук, буква, учимся отличать гласные звуки от согласных,
дифференцируем твердые и мягкие согласные, выделяем в устной речи слоги, ударения.
Рисуем домики для букв, строим звуковые схемы, играем в слоги, упражняемся в
нахождении ударений в звучащих словах.
Раздел IV: Лексико-грамматические средства языка
Узнаем, что такое слово, учимся искать родственные слова, знакомимся с понятиями
4

«слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие».
Упражнения на перевод устной речи в изображения (рисуем слова), распределяем слова
по группам (раскрашиваем, играем, показываем), строим дерево родственных слов.
Раздел V: Связная речь. Текст.
Знакомимся с понятием «предложение», «текст», узнаём, как из слов можно составить
предложение.
Играем в игры на построение из слов предложений, составляем рассказы-описания,
рассказы-повествования, рассказы-рассуждения, в заключение играем в речевую игру по всему
пройденному курсу.
Планируемые результаты освоения программы:
Предметные:
Учащиеся будут:
− знать определения понятий: звук, буква, слог, слово, ударная гласная, ударный слог,
безударная гласная, безударный слог;
− уметь различать между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова;
− уметь различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
− уметь подбирать слова на заданный звук;
− уметь сравнивать слова со сходными звуками;
− уметь определять в словах место и последовательность звука; гласных и согласных
звуков;
− уметь определять количество звуков и слогов в словах
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
− определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
− проговаривать последовательность действий;
− учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради;
− учиться работать по предложенному учителем плану;
− учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
− учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
− ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного с
помощью учителя;
− перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы группы;
Коммуникативные УУД:
− донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
− слушать и понимать речь других;
− читать и пересказывать текст;
− совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
Личностные:
5

− определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
− в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
и педагога, как поступить.
3. Календарный учебный график на на 2023-2024 уч. год
Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении
образования для отдыха и иных социальных целей (далее — каникулы):
даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года;
сроки и продолжительность каникул;
сроки проведения промежуточной аттестации.
Календарный учебный график разрабатывается Организацией в соответствии с
требованиями к организации образовательного процесса, предусмотренными Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Календарный учебный график составляется и утверждается ежегодно.
Дата начала учебного года - 4 сентября.
Дата окончания учебного года – 30марта.
Продолжительность учебного года при обучении по Программе для обучающихся
составляет 28 недель
Сроки и продолжительность 1 четверти

с 01.09. 2023 г. по 27.10.2023 г.
8 недель

Сроки и продолжительность осенних
каникул

с 28.10.2023 г. по 06.11.2023 г. (10
календарных дней)

Сроки и продолжительность 2 четверти

07.11.2023 г. по 29.12.2023 г.
8 недель

Сроки и продолжительность зимних каникул

с 30.12.2023 г. по 08. 01. 2024 г.
(10 календарных дней)

Сроки и продолжительность 3 четверти

с 09.01.2024 г. по 30.03.2024 г.
11 недель

Место проведения занятий: МАОУ – гимназия № 94 город Екатеринбург, ул. Бажова 139.
Время и дата в соответствии с утвержденным расписанием.

6

Номер
учебной
недели

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Даты учебной
недели

01.09.202309.09.2023
11.09.202316.09.2023
18.09.202323.09.2023
25.09.202330.09.2023
02.10.2023 07.10.2023
09.10.2023 14.10.2023
16.10.2023 21.10.2023
23.10.2023 28.10.2023
07.11.2023 11.11.2023
13.11.2023 18.11.2023
20.11.2023 25.11.2023
27.11.2022 02.12.2022

Номер
учебной
недели

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Даты учебной недели

04.12.2023 09.12.2023
11.12.2023 16.12.2023
18.12.2023 23.12.2023
25.12.2023 30.12.2023
09.01.2024 13.01.2024
15.01.2024 20.01.2024
22.01.202427.01.2024
29.01.2024 03.02.2024
05.02.202410.02.2024
12.02.2024 17.02.2024
19.02.2024 24.02.2024
26.02.2024 02.03.2024

Номер
учебной
недели

25.
26.
27.
28.

Даты учебной недели

04.03.2024 09.03.2024
11.03.2024 16.03.2024
18.03.202422.03.2024
24.03.2024 30.03.2024

7

Место проведения занятий: МАОУ – гимназия № 94, ул. Бажова 139
Время и дата в соответствии с утвержденным расписанием.
Календарный учебный график
1 год обучения
№
п/п

Номер
учебно
й
недели

Форма занятия

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

Раздел I . Вводные занятия
Индивидуально-фронтальное
занятие
Раздел II: Развитие
психологической базы речи
Индивидуально-фронтальное
занятие
Раздел III: Звуковая сторона речи
Индивидуально-фронтальное
занятие
Индивидуально-фронтальное
занятие
Индивидуально-фронтальное
занятие
Индивидуально-фронтальное
занятие

7.

7.

8.

8.

Индивидуально-фронтальное
занятие
Индивидуально-фронтальное
занятие

Количест
во часов
тео пра
рия кти
ка
1
1

Тема занятия

Форма контроля

Органы речи. Строение
артикуляционного аппарата.

Работа по индивидуальным
заданиям

1

1

Внимание. Игры на развитие
внимания.

Работа по индивидуальным
заданиям

1

1

Звук. Речевые и неречевые звуки.

Работа по индивидуальным
заданиям

1

1

Гласные звуки первого ряда.

1

1

1

1

1

1

1

1

Согласные звуки. Образование
согласных звуков.
Слуховая и произносительная
дифференциация твердых и мягких
согласных.
Слог. Слоговая структура слова.
Деление слов на слоги.
Ударение. Роль ударения.

Работа по индивидуальным
заданиям
Работа по индивидуальным
заданиям
Самостоятельная работа
Работа по индивидуальным
заданиям
Работа по индивидуальным
заданиям
8

9.

9.

10.

10.

11.

11.

12.

12.

13.

13.

14.

14.

Раздел IV: Лексикограмматические средства языка
Индивидуально-фронтальное
занятие
Работа в группах и парах

1

1

Слово.

Работа по индивидуальным
заданиям

1

1

Работа по индивидуальным
заданиям

Индивидуально-фронтальное
занятие
Раздел V: Связная речь. Текст.
Индивидуально-фронтальное
занятие
Индивидуально-фронтальное
занятие
Комбинированное занятие в
коллективной форме
итого

1

1

1

1

Слова – «родственники».
Образование новых слов различными
способами.
Слова-предметы, слова-признаки,
слова-действия.
Предложение. Связь слов в
предложении.

1

1

Творческая презентация

1

1

Текст. Составление рассказаописания. Моя любимая игрушка.
Заключительное занятие. Речевая
игра.

Работа по индивидуальным
заданиям
Работа по индивидуальным
заданиям

Работа по индивидуальным
заданиям

28

9

Материально-техническое обеспечение
Учебные занятия проводятся в просторной аудитории, оснащённой доской и проектором с
экраном.
Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог дополнительного образования, имеющий среднее
профессиональное или высшее образование, обладающий достаточными теоретическими
знаниями и практическими умениями.
Методические материалы
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Развитие речи»
проводится в группах, что позволяет обеспечить качественную подготовку обучающихся.
Методы обучения, которые предлагает программа, опираются на образное мышление ребенка, т.е.
они соответствуют законам природы.
Создание развивающей среды, отвечающей возможностям и потребностям ребенка, способствует
развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, от чего в первую очередь
зависит эффективность решения задач по формированию у детей знаний об устройстве
человеческой речи.
В результате обучения по Программе обеспечивается формирование у детей ряда важных
и востребованных способностей, умений и качеств личности – а именно:
−
красивая, правильная и грамотная речь
−
навыки продуктивного общения
−
кругозор и общая культура
−
уверенность в своих силах.
Методические рекомендации педагогам
Особое внимание должно быть уделено принципам работы:
−
радостная, веселая атмосфера;
−
мобильность и доступность игрового материала;
−
разделение информации в соответствии с особенностями каждого ребенка.
Реализация программы проходит в совместной деятельности педагога и детей, а также в
самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс проходит ненавязчиво, с
использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании подгрупповой и индивидуальной
работы с детьми и использованием приемов поддержки детской инициативы. Обеспечивается
участие ребёнка во всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия. В содержание
занятий включена постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с
педагогом, самостоятельная деятельность, разминка, корригирующая гимнастика, пальчиковые
игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, беседы, работа в
тетрадях, квест - технологии, работа у доски.
4.Условия реализации программы.
Срок и объем реализации:
Программа рассчитана на 1 год обучения, из расчета 1 час в неделю. Программа включает
в себя 28 учебных недель. Общий объем программы – 28 часов
Условия реализации программы:
Для реализации программы набираются группы по возрасту. Приём в коллектив не
предполагает конкурсного отбора, происходит на основе желания ребёнка и его родителей.
10

Списочный состав формируется в соответствии с технологическим регламентом.
Форма обучения, форма проведения учебных занятий.
Форма обучения – очная.
Форма проведения учебных занятий - традиционные занятия (лекции, практические
занятия) чередуются с комплексными: сюжетно-ролевые игры, тренинги.
Методы и формы обучения:
Работа может проходить как фронтально с полным составом учебной группы, так и по
малым группам, командам, звеньям при разработке отдельных мероприятий и событий, но
возможна и индивидуальная творческая работа.
Формы аттестации
Программа предусматривает контроль знаний, умений, навыков обучающихся,
обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы аттестации
успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество
образовательного процесса.
Виды и формы контроля:
Входной контроль – проведение педагогического наблюдения на первом занятии,
выявление индивидуальных особенностей учащихся.
Текущий контроль – проведение контрольных заданий (на знание по основным темам),
заданий с открытыми ответами, тестовые задания, работа с ролевыми заданиями с целью
определения качества знаний по данным темам.
Промежуточный контроль — проведение работы для выявления результатов освоения
программы за 1 полугодие. Или возможен по окончании изучения темы.
Оценочные материалы.
В программе реализуются следующие технологии:
коллективно-творческой деятельности, событийного подхода в тематических акциях,
ступенчатости повышения нагрузок при системном сочетании форм: упражнений, тренингов, ,
самостоятельной работы, а также творческих заданий: импровизации, демонстрации, игрового
существования в ситуации.
Программа предусматривает использование методического инструментария для
выявления, фиксации и предъявления результатов обучения. В процессе обучения используются
следующие оценочные материалы:
-«Информационная карта освоения дополнительной общеобразовательной программы»
(для выявления уровня результативности освоения программы конкретной учебной группы);
Для сбора диагностической информации также используются методы включенного
наблюдения, анализа продукта творческих работ, самооценка и взаимооценка обучающихся,
устные опросы.
5. Рабочая программа воспитания
Современный национальный идеал личности, воспитанной в школе, – это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
В воспитании детей таким целевым приоритетом является создание благоприятных
условий для усвоения школьниками социально значимых знаний - знаний основных норм и
традиций того общества, в котором они живут. Исходя из этого воспитательного идеала, а также
основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество,

11

природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в
общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1.
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2.
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3.
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта
осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка
единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим
важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по
своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором
успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, и, прежде всего,
ценностных отношений:
− к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
− к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу
его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
− к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
− к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся
в защите и постоянном внимании со стороны человека;
− к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
− к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
− к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое
самовыражение;
− к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
− к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать
чувства одиночества;
− к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой
жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во
многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Добросовестная
работа педагогических работников, направленная на достижение поставленной цели, позволит
обучающемуся получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше
ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать
коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее
искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой
жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Календарный план воспитательной работы
Тема
1.Учимся общаться

Год обучения
1 год

Время проведения
Сентябрь - Октябрь
12

2.Моя семья
3.Разговор о нашем крае
4. Я и мои друзья
5. О нашем здоровье

1 год
1 год
1 год
1 год

Ноябрь
Декабрь
Январь - Февраль
Март

Литература
1. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.:
Эксмо, 2013. - 48 c.
2. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет.Подготовительная к школе группа / В.
Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
3. Дмитриева, В.Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет / В.Г. Дмитриева. - М.: АСТ, 2012. 256 c.
4. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия.
Тема "Мебель": Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015. - 55 c.
5. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33
лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c.
6. Коротяева, Е.В. Развитие речи: тетрадь -тренажер / Е.В. Коротяева. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 176
c.
7. Косинова, Е.М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет / Е.М.
Косинова. - М.: Эксмо, 2012. - 112 c.
8. Липина, С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. - М.: Эксмо, 2017. - 222 c.
9. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи.
Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. - СПб.:
Детство-Пресс, 2016. - 128 c.
10. Матвеева, А.С. Говорю легко, красиво и правильно. Развитие речи 6-7 лет / А.С. Матвеева,
Н.Н Яковлева. - М.: АСТ, 2016. - 224 c.
11. Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет / Н.В. Нищева.
- СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 48 c.
12. Пятница, Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - Рн/Д: Феникс, 2016.
- 179 c.
13. Рудик, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические
рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ 14. Сущевская, С.А. Тексты с дырками и хвостами. Развитие
речи 5-8 лет / С.А. Сущевская. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 c.
15. Шишкова, С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и
устной речи. От 5 до 14 лет / С.Ю. Шишкова. - М.: АСТ, 2016. - 320 c.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».