РП Эйдетика Школа развития

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениегимназия № 94

Принято:

Утверждаю:
Директор МАОУ – гимназия № 94

Педагогический совет
Протокол от 28.08.2023 №
11

_____________С.А. Ярославцев
Приказ от 28.08.2023 № 60/3

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально- гуманитарной направленности

«Эйдетика»
Возраст обучающихся 5-7 лет
Срок реализации 1 год

Составители:
Педагоги дополнительного образования:
Куимова Н.С.
Муляева Н.Ю.

г. Екатеринбург, 2023

Содержание

№

Название раздела
Страницы
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик
образования: объём, содержание и планируемые
результаты»
1. Пояснительная записка
3
2. Планируемые результаты
5
3. Сводный учебный план
5
4. Содержание учебного плана
5
Раздел №2 «Комплекс организационно педагогических условий, включающий формы
аттестации»
5. Календарный учебный график
9
6. Материально-техническое обеспечение
15
7. Кадровое обеспечение
15
8. Методические материалы
15
9. Формы аттестации
16
10.Оценочные материалы
16
11.Рабочая программа воспитания
17
12.Календарный план воспитательной работы
19
13.Литература
19
14.Сведения о разработчике (разработчиках) программы
20
15.Аннотация
21

2

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования: объём,
содержание и планируемые результаты»
1. Пояснительная записка
Эйдетика – это методология развития внимания и памяти, использующая
для запоминания информации образно-ассоциативные приёмы её восприятия.
Cпособность воспроизводить яркий зрительный образ через длительное время
после его воздействия на органы чувств – эйдетизм – врожденный дар человека и
высших животных. Эйдетическими способностями обладали многие учёные,
художники, писатели (К. Циолковский, И. Айвазовский, А. Толстой, К. Федин и
многие другие). Трудно представить себе талантливого художника, неспособного
по памяти воспроизводить на полотне вплоть до мелких деталей то, что лишь
однажды увиденное, произвело на него впечатление. Это свойство нашего мозга
можно и нужно развивать, поскольку оно продлевает чувственные переживания,
повышает яркость мироощущения, усиливает осознание самоценности бытия. В
то же время эйдетизм, обеспечиваемый работой правого полушария головного
мозга, позволяет осуществить "привязку" к запомненным образам
информационных блоков, обрабатываемых левым полушарием, и тем самым
обеспечить запоминание вербальных и числовых данных. В свою очередь,
развитие ассоциативных связей между полушариями мозга способствует
исправлению "левополушарного перекоса", возникающего у школьников как
следствие обучения чтению и счету, развития речи, выучивания десятков
грамматических, математических и прочих правил. В результате обучения по
Программе обеспечивается формирование у детей ряда важных и востребованных
способностей, умений и качеств личности – а именно:
− способность восприятия и запоминания разных видов информации
− устойчивость внимания
− способность к самообучению и быстрому освоению новых знаний
− свобода и выразительность речи
− навыки продуктивного общения
− кругозор и общая культура
− уверенность в своих силах.
Работа по программе способствует повышению самооценки ребенка и мотивации
к обучению.
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Уровень освоения программы – базовый.
Актуальность программы. Мы живем в век информационного цунами,
когда количество информации постоянно растет. И очень важно уметь грамотно с
ней работать, «пропускать» огромные ее объемы через себя. Востребованность
творческой личности, способной находить неожиданные решения и любую
ситуацию принимать, как возможность решить интересную задачу является одной
из отличительных особенностей настоящего времени. «Эйдос» в переводе с
3

греческого языка – «образ», поэтому методы и приемы эйдетики опираются на
образную память. А для того, чтобы образная память могла хорошо работать,
необходимо иметь развитое образное мышление, которое в свою очередь
способствует развитию ассоциативного мышления и речемышления.
Адресат программы: программа разработана для детей 5-7 лет.
Данная программа рассчитана на детей 5-7 лет и состоит из 1 года обучения.
Режим занятий – 2 урока в неделю по 30 минут.
Объём – 56 учебных часов на весь период обучения.
Срок освоения- 28 недель.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуально-групповая, групповая.
Перечень видов занятий: игра, беседа, круглый стол, практическое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: беседа, презентация, практическое занятие.
Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель программы:
развитие у учащихся зрительной и тактильной памяти,
образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания;
активизация ресурсов познавательных процессов; развитие речи; стимулирование
инициативности; воспитание уверенности в себе, а также борьба со страхом перед
неизведанным.
Задачи:
Обучающие:
− формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа,
сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и
закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
− углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и
специфики их способностей.
− освоение образно-ассоциативного стиля мышления;
− формирование способности восприятия и запоминания разных видов
информации;
Развивающие:
− развитие умения использовать на практике полученные знания путем
применения изученных методов в учебной и познавательной
деятельности;
− развитие речемыслительной деятельности у детей;
− развитие образной памяти (образной слуховой, зрительной, образной
тактильной, образной обонятельной) и природных способностей
воспитанников;
Воспитательные:
− воспитание чувства ответственности и уверенности в своих силах;
− формировать ответственное отношение к этическим нормам общения
и правилам коллективной работы;
4

− совершенствовать трудолюбие, самоотдачу и организованность;
− воспитать культуру поведения на занятиях и на массовых
мероприятиях.
2 Планируемые результаты освоения программы:
Предметные:
Учащиеся смогут:
−
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
−
выделять существенные признаки предметов;
−
сравнивать между собой предметы, явления;
−
обобщать, делать несложные выводы;
−
классифицировать явления, предметы;
−
определять последовательность событий;
−
судить о противоположных явлениях;
−
давать определения тем или иным понятиям;
−
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
−
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
−
проговаривать последовательность действий;
−
учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы
с иллюстрацией рабочей тетради;
−
учиться работать по предложенному учителем плану;
−
учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
−
учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
−
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже
известного с помощью учителя;
−
делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
−
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
−
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса;
−
перерабатывать
полученную
информацию:
сравнивать
и
группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения,
равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
−
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
5

формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
−
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
−
слушать и понимать речь других;
−
читать и пересказывать текст;
−
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им;
−
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Личностные:
−
определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
−
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
−
готовность целенаправленно использовать знания в учении и
повседневной жизни для исследования сущности предмета (явления, события,
факта);
−
способность характеризовать собственные знания по предмету,
формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных задач могут быть
успешно решены;

3. Сводный учебный план
Учебно-тематический план
№

Название

раздела, количество часов

формы

темы

всего теория практика аттестации/контроля

1.

Введение в предмет.
Знакомство с
предметом, с
терминологией.
История развития
«Образной памяти».

4

2

2

Входная
диагностика
группы,
Индивидуальная
диагностика

2.

Развитие образноассоциативного
мышления

28

11

11

Сквозной контроль
выполнения заданий на
каждом занятии;
6

3.
4.

5.

Развитие образной
речи
Методы и приемы
эйдетики
(запоминания
информации)
Коммуникативные
методы развития
внимания и памяти

8

4

4

Письменный контроль.

18

7

11

Сквозной контроль
выполнения заданий на
каждом занятии;

8

4

4

Сквозной

контроль

выполнения заданий на
каждом занятии;

Всего

56

24

32

4. Содержание учебно- тематического плана.
Раздел 1. Введение в предмет. Знакомство с предметом, с терминологией.
История развития «Образной памяти».
Теория: знакомство с понятием «память», органы чувств, понятие "общение",
способы и правила общения.
Практика: межличностное, диалоговое, групповое, массовое общение. На
занятиях по данному разделу проводятся тесты для проверки различных видов
памяти.
Раздел 2. Развитие образно-ассоциативного мышления.
Теория: знакомство с понятием «ассоциация», тренируются в подборе
произвольных ассоциаций, выстраивании цепочек ассоциаций.
Следующим этапом работы является переход от непроизвольных ассоциаций к
конкретным (заданным): по свойствам объектов и по действию (функции). Для
этого дети знакомятся с органами чувств учатся выделять свойства объектов (в
том числе скрытые, латентные) и устанавливать ассоциативные связи с опорой на
свойства объектов. Эти упражнения попутно расширяют словарный запас и
кругозор.
Практика: Для повышения темпа подбора произвольных ассоциаций можно
использовать различные игры и упражнения, например «Найди пару», «Ниточки
слов», «Умные цепочки» и др. Важно, чтобы каждый ребёнок научился не только
быстро подбирать ассоциации, но и объяснять (оценивать) получившуюся пару
слов. Особое место в данном разделе занимают обобщающие занятия по подбору
управляемых ассоциаций, в которые педагог может включать упражнения на
запоминание последовательности слов (постепенно от 5 до 10- 15) и повторные
тестовые задания. На протяжении всего раздела каждое занятие должно включать
игры и упражнения на развитие образного мышления.
Главная задача педагога – показать отличие знака (пиктограммы) от простого
рисунка. Кроме этого, необходимо научить детей видеть (представлять) образы в
7

штрихах картин, узорах, обоях, окружающих объектах, цветах и др. Этот навык
необходим в дальнейшем при изучении методов эйдетики. Данные упражнения
также способствуют развитию связи между левым и правым полушариями мозга,
а, следовательно – повышают способности к образно-ассоциативному
восприятию мира.
Раздел 3. Развитие образной речи.
Теория: На занятиях дети знакомятся с алгоритмами составления мини-рассказов,
рассматривая объект рассказа снаружи (описательно) и «изнутри» (используя
метод эмпатии).
Практика: Дети составляют рассказы о букве, цифре, геометрической фигуре,
произведении искусства. На занятиях можно использовать различные игры и
упражнения - такие как «Найди рифму», «Что напутал поэт», «Продолжи
стихотворение» и др.
Раздел 4. Методы и приемы эйдетики (запоминания информации).
Теория: тема является центральной темой, поэтому сопровождается большой
подготовительной работой, которая была описана в предыдущих разделах. Но, по
существу, освоение методов и приёмов эйдетики не ограничивается рамками этой
темы, оно проходит через все разделы программы. Педагог знакомит детей с
новыми методами запоминания информации, но при этом необходимо помнить,
что чаще всего эти методы используются комплексно, поэтому нельзя требовать
от детей использования только конкретного изученного метода. Часть
информации он может запоминать с помощью одного метода, а часть – с помощью
другого (как ему удобнее). Главная цель этого раздела – показать широту и
разнообразие методов запоминания. Все методы запоминания условно можно
разделить на «Методы опор» и «Методы ассоциаций».
Суть «Методов опор» заключается в запоминании информации с опорой на какойлибо образ или его фрагмент. К этим методам относятся «Римская комната»,
«Метод рака», «Метод крючков», «Метод картин», «Метод пиктограмм» и др.
Практика: Изучение методов обязательно должно быть увязано с их
практическим применением в быту, учебе, увлечениях. Среди направлений,
способствующих повышению успеваемости – использование освоенных методов
для запоминания исторических дат, географических карт, иностранных слов,
литературных произведений, математических формул, слов с непроверяемым
написанием, произведений искусств, имён и лиц исторических персонажей.
Особое место в Программе занимают методы забывания информации. Они важны
не только для предотвращения «засорения» памяти, но и для сознательной
организации защиты психики при стрессовых ситуациях. Для проверки навыков
запоминания информации рекомендуется в конце каждой темы проводить
тестирование, используя различные виды работ (игра, соревнование, конкурс,
простой тест, упражнения и др.), различные виды информации (учебная, научная,
бытовая, служебная и др.) и формы её передачи (диалог, монолог, видеофильм,
8

самостоятельное чтение текста и др.). В конце раздела полезно провести
диагностику изменений уровня развития памяти.
Раздел 5.
Теория: правила культурного общения. Для того чтобы что-то запомнить в
условиях реального диалога, необходимо уметь и слушать, и слышать
собеседника.
Практика: игры и упражнения; игры-импровизации, включающие причинноследственные цепи, с последующим восстановлением цепи в прямом и обратном
направлениях групповые игры, использующие полученные навыки запоминания.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»
Календарный учебный график на 2023-2024 уч. год
Календарный учебный график определяет плановые перерывы при
получении образования для отдыха и иных социальных целей (далее —
каникулы):
даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года;
сроки и продолжительность каникул;
сроки проведения промежуточной аттестации.
Календарный учебный график разрабатывается Организацией в
соответствии с требованиями к организации образовательного процесса,
предусмотренными
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарноэпидемиологическими требованиями.
Календарный учебный график составляется и утверждается ежегодно.
Календарный учебный график на 2023-2024 уч. год
Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении
образования для отдыха и иных социальных целей (далее — каникулы):
даты начала и окончания учебного года;
продолжительность учебного года;
сроки и продолжительность каникул;
сроки проведения промежуточной аттестации.
Календарный учебный график разрабатывается Организацией в соответствии с
требованиями к организации образовательного процесса, предусмотренными Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Календарный учебный график составляется и утверждается ежегодно.
Дата начала учебного года - 4 сентября.
Дата окончания учебного года – 30марта.
Продолжительность учебного года при обучении по Программе для обучающихся
составляет 28 недель
9

Сроки и продолжительность 1 четверти

с 01.09. 2023 г. по 27.10.2023 г.
8 недель

Сроки и продолжительность осенних
каникул

с 28.10.2023 г. по 06.11.2023 г. (10
календарных дней)

Сроки и продолжительность 2 четверти

07.11.2023 г. по 29.12.2023 г.
8 недель

Сроки и продолжительность зимних каникул

с 30.12.2023 г. по 08. 01. 2024 г.
(10 календарных дней)

Сроки и продолжительность 3 четверти

с 09.01.2024 г. по 30.03.2024 г.
11 недель

Место проведения занятий: МАОУ – гимназия № 94 город Екатеринбург, ул. Бажова 139.
Время и дата в соответствии с утвержденным расписанием.
Номер
учебной
недели

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Даты учебной
недели

01.09.202309.09.2023
11.09.202316.09.2023
18.09.202323.09.2023
25.09.202330.09.2023
02.10.2023 07.10.2023
09.10.2023 14.10.2023
16.10.2023 21.10.2023
23.10.2023 28.10.2023
07.11.2023 11.11.2023
13.11.2023 18.11.2023
20.11.2023 25.11.2023
27.11.2022 02.12.2022

Номер
учебной
недели

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Даты учебной недели

04.12.2023 09.12.2023
11.12.2023 16.12.2023
18.12.2023 23.12.2023
25.12.2023 30.12.2023
09.01.2024 13.01.2024
15.01.2024 20.01.2024
22.01.202427.01.2024
29.01.2024 03.02.2024
05.02.202410.02.2024
12.02.2024 17.02.2024
19.02.2024 24.02.2024
26.02.2024 02.03.2024

Номер
учебной
недели

25.
26.
27.
28.

Даты учебной недели

04.03.2024 09.03.2024
11.03.2024 16.03.2024
18.03.202422.03.2024
24.03.2024 30.03.2024

10

11

Место проведения занятий: МАОУ – гимназия № 94, ул. Бажова 139
Время и дата в соответствии с утвержденным расписанием.
Календарный учебный график
№
п/п
1.

2.
3.

4.

Учебные
Наименование темы занятия
недели
1.
Раздел I . Вводные занятия.
Рассказы о памяти и внимании. Тестовая игра
«Запомни предметы». Стихотворная «одежда»
для предметов.
2.
Значки (абстрагированные отображения
объектов). Мыслеформа.
3.
Раздел II: Развитие образно-ассоциативного
мышления.
Произвольные ассоциации. Ниточки слов.
4.
Цепочки произвольных ассоциаций

5.

5.

6.

6.

7.

7.

8.

8.

9.

9.

10.

10.

11.

11.

12.

12.

Форма занятия

Количество
часов
2

Формы контроля
/аттестации
Тестовая работа

Комбинированное занятие в
коллективной форме
Индивидуально-фронтальное
занятие

2

Работа по индивидуальным
заданиям
Работа по индивидуальным
заданиям

Индивидуально-фронтальное
занятие
Предметы и их свойства.
Работа в группах и парах,
деловая игра
Ассоциации по свойствам объектов
Работа в группах и парах,
деловая игра
Назначение объектов. Функции.
Комбинированное занятие в
коллективной форме
Ассоциации по функциям (по действию)
Комбинированное занятие в
коллективной форме
Обобщение: управляемые ассоциации на основе Индивидуально-фронтальное
свойств и функций.
занятие
Игры на развитие образного мышления и
Индивидуально-фронтальное
образно-символьных ассоциаций
занятие
Игры на развитие образного мышления и
Индивидуально-фронтальное
образно-символьных ассоциаций
занятие
Игры на развитие образного мышления и
Индивидуально-фронтальное
образно-символьных ассоциаций
занятие

2

Комбинированное занятие в
коллективной форме

2

2

Работа по индивидуальным
заданиям
Творческая презентация

2

Творческая презентация

2

Тестовая работа

2

Тестовая работа

2

Творческая презентация

2

Самостоятельная работа

2

Самостоятельная работа

2

Тестовая работа
12

Игры на развитие образного мышления и
образно-символьных ассоциаций
Раздел III: Развитие образной речи
Мини-рассказ о предмете, произведении
искусства: рассказчик – снаружи.
Алгоритмика составления рассказа.
Опорные слова. Выделение ключевых слов.
Мини-рассказ о событии.

Индивидуально-фронтальное
занятие
Индивидуально-фронтальное
занятие

2

Тестовая работа

2

Самостоятельная работа

Комбинированное занятие в
коллективной форме

2

Проверочная работа по
индивидуальным заданиям

16.

Стихотворение: понятия ритма и рифмы.

2

17.

17.

2

Проверочная работа по
индивидуальным заданиям
Творческая презентация

18.

18.

2

Творческая презентация

19.

19.

Стихи на заданные темы. Двустишия.
Четверостишия.
Раздел IV: Методы и приёмы эйдетики
Метод пиктограмм. Стихи и рассказы
Метод картин (открыток)

2

Творческая презентация

20.

20.

2

Творческая презентация

21.

21.

Цепочки ассоциаций. Методы ассоциативного
рассказа (с помощью свободных и
"привязанных" ассоциаций).
Метод фонетических ассоциаций

Комбинированное занятие в
коллективной форме
Индивидуально-фронтальное
занятие
Индивидуально-фронтальное
занятие
Индивидуально-фронтальное
занятие
Индивидуально-фронтальное
занятие

2

Самостоятельная работа

22.

22.

«Метод рака»

2

Самостоятельная работа

23.

23.

Метод жестов

2

Творческая презентация

24.

24.

Метод «крючков»

2

Творческая презентация

25.

25.

2

Самостоятельная работа

26.

26.

Самостоятельная работа

27.

Комбинированное занятие в
коллективной форме
Работа в группах и парах,
деловая игра

2

27.

Раздел V: Коммуникативные методы
развития внимания.
Организация диалога. Правила партнерства.
Обратная связь
Диалоговые цепочки «туда» и «обратно».
«Неиспорченный телефон».
Контроль «качества связи»

Комбинированное занятие в
коллективной форме
Комбинированное занятие в
коллективной форме
Работа в группах и парах,
деловая игра
Работа в группах и парах,
деловая игра
Комбинированное занятие в
коллективной форме

2

Проверочная работа по
индивидуальным заданиям

13.

13.

14.

14.

15.

15.

16.

13

28.

28.

Игры «Ваша карта бита», «Колодец», «4х4»,
«Лови мяч и дари слово»,
Ролевые полилоги на заданные темы. Игры
«Зоопарк», «Лесенка», «Клочки».

Комбинированное занятие в
коллективной форме

2

Творческая презентация

14

Условия реализации программы включают в себя:
материально-технические обеспечение - учебные занятия проводятся в
просторной аудитории, оснащённой доской и проектором с экраном;
кадровое обеспечение - реализовывать программу может педагог
дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное или высшее
образование в сфере филологии, обладающий достаточными теоретическими
знаниями и практическими умениями;
методические
материалы
Дополнительная
общеразвивающая
общеобразовательная программа «Эйдетика» проводится в мини-группах, что
позволяет обеспечить качественную подготовку обучающихся.
Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное
мышление ребенка, т.е. они соответствуют законам природы. Методика помогает
гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого
ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и
способность концентрировать eidos - от греческого éidos — вид, образ внимание
возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более
позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с
окружающими. Кроме того, эйдетика — это ещё и развитие зрительной, слуховой,
тактильной, вкусовой, обонятельной и фотографической памяти; и формирование
сильной мотивации, и создание творческой среды, и стимуляция аналитического
мышления, и использование нестандартного мышления для решения
психологических барьеров (ребёнок учится убирать страхи перед новым,
неизведанным). В результате обучения по программе обеспечивается
формирование у детей ряда важных и востребованных способностей, умений и
качеств личности – а именно:
−
способность восприятия и запоминания разных видов информации
−
устойчивость внимания
−
способность к самообучению и быстрому освоению новых знаний
−
свобода и выразительность речи
−
навыки продуктивного общения
−
кругозор и общая культура
−
уверенность в своих силах.
Особое внимание должно быть уделено принципам работы по системе эйдетики:
−
радостная, веселая атмосфера;
−
мобильность и доступность игрового материала;
−
разделение информации в соответствии с особенностями каждого
ребенка.
Реализация программы проходит в совместной деятельности педагога и
детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс
проходит ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при
сочетании подгрупповой и индивидуальной работы с детьми и использованием
приемов поддержки детской инициативы. Обеспечивается участие ребёнка во
всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия. В содержание
занятий включена постоянная смена деятельности детей: предусмотрена
совместная работа с педагогом, самостоятельная деятельность, разминка,
15

корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания,
активные игры и игры малой подвижности, беседы, работа в тетрадях, квест технологии, работа у доски;
формы аттестации - программа предусматривает контроль знаний, умений,
навыков обучающихся, обеспечивает оперативное управление учебным
процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и
корректирующую функции. Разнообразные формы аттестации успеваемости
обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество
образовательного процесса.
Виды и формы контроля:
Входной контроль – проведение педагогического наблюдения на первом
занятии, выявление индивидуальных особенностей учащихся.
Текущий контроль – проведение контрольных заданий (на знание по
основным темам), заданий с открытыми ответами, кроссвордов, контрольных
письменных работ, тестовые задания, работа с контрольными картами с ролевыми
заданиями с целью определения качества знаний по данным темам, а также
выявления уровня подготовки обучающихся для предъявления результатов на
городских и других конкурсах.
Промежуточный контроль — проведение работы для выявления
результатов освоения программы за 1 полугодие. Или возможен по окончании
изучения темы.
Итоговый контроль – итоговое тестирование;
в программе реализуются следующие технологии:
коллективно-творческой
деятельности,
событийного
подхода
в
тематических акциях, ступенчатости повышения нагрузок при системном
сочетании форм: упражнений, тренингов, репетиций, самостоятельной работы, а
также творческих заданий: импровизации, демонстрации, игрового
существования в ситуации.
Программа
предусматривает
использование
методического
инструментария для выявления, фиксации и предъявления результатов обучения.
В процессе обучения используются следующие оценочные материалы:
-«Информационная карта освоения дополнительной общеобразовательной
программы» (для выявления уровня результативности освоения программы
конкретной учебной группы);
Для сбора диагностической информации также используются методы
включенного наблюдения, анализа продукта творческих работ, самооценка и
взаимооценка обучающихся, анкеты, устные опросы.
Контрольные требования на разных этапах обучения.
Содержание и требование программы «Эйдетика» определяет уровень
подготовки обучающихся.
В соответствии с ними обучающиеся должны уметь:
− Объяснять логику своих ассоциаций
− Выстраивать и объяснять цепочки ассоциаций
16

−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

Видеть образы произвольных понятий в различных изображениях
Описывать объекты с опорой на органы чувств
Составлять рассказ на заданную и собственную темы
Использовать изученные методы и приёмы эйдетики
Владеть основными способами общения
Подбирать рифмы, составлять простейшие стихотворные формы
Выделять на слух ключевые слова в произвольном тексте
Формировать цепочки опорных слов, ассоциированных с ключевыми
Запоминать "с ходу" последовательность слов, не менее 20
Запоминать и пересказывать текст по ключевым словам

Список методической литературы
1. Пчелкина Е.Л., Кислов А.В. «Маленькие секреты большой памяти» методическое пособие по развитию образно-ассоциативного мышления и памяти
методами эйдетики. – М.: СОЛОН-Пресс, 2019. - 156 с.
Электронные ресурсы:
1. http://aksonia.ru/articles/trenirovka-pamyati/
2. https://matugin-eidos.com/
3. https://matugin-eidos.com/articles/
4. http://www.клубтм.рф/
5. http://ratriz.ru/lichnye-stranichki/leningradskaya-shkola-triz/pchelkina-e-l
Рабочая программа воспитания
Современный национальный идеал личности, воспитанной в школе, –
это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных
традициях российского народа.
В воспитании детей 1-2 года обучения таким целевым приоритетом
является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально
значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором
они живут. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель
воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие
школьников, проявляющееся:
1.
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2.
в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
17

3.
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике
(то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики
развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по
развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их
сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в
достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, и, прежде всего, ценностных отношений:
− к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
− к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
− к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
− к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
− к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
− к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
− к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
− к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
− к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
− к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Добросовестная работа педагогических работников, направленная на достижение
поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с
окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
18

продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального
положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций,
осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя
и окружающих его людей.

Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1.Уроки нравственности (диалог)
2.Я и мое Отечество (выступление)
3.Живое слово (диалог)
4.Золотое слово
5.Литературный экран
8. Природа как источник жизни на
земле (диалог)
9.Духовное богатство общества
(рассказ на основе семейных
традиций)
10. Здоровье как залог долгой и
активной жизни (высказывание)
11. Крепкая дружба (монолог на
основе услышанного)
12.Значение культуры в жизни
человека

октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
январь

учитель
Учитель
Учитель
Учитель
Учитель
Учитель

февраль

Учитель

февраль

Учитель

март

Учитель

март

Учитель

Литература
Литература для педагога.
1. Аристова Т.А. Учиться успешно/Развивающие возможности обучения…Учебнометодическое пособие. – СПб.: Бостон, 2010.
2. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Любить по-разному, учить поразному.
Нейропедагогика. – М.: Федоров, 2008
3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира.
Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. –
СПб.: Тускарора, 2000.
4. Житникова Л. Учите детей запоминать. – М.: Просвещение, 1978.
5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студентов высших
учебных заведений. – 7 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. –
384 с.
6. Лурия А.Р. Эйдетизм // БСЭ. Т. 63. М., 1933. С. 135139.
7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Издво МГУ, 1968.
19

8. Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребёнка. – М.: РИПОЛ
классик, 2010.
9. Матюгин И.Ю. Развитие памяти и внимания. – М.: РИПОЛ классик, 2009.
10. Матюгин И., Жемаева Е., Чакаберия Е., Рыбникова И. Как развить хорошую
память. – М.: РИПОЛ классик, 2004.
11. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К., Слоненко Т.Б. Как научиться
забывать ненужное. - М.: Эйдос, 1996.
12. Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К. Методы развития памяти, образного
мышления, воображения. - М.: Эйдос, 1996.
Электронные ресурсы:
1. http://aksonia.ru/articles/trenirovka-pamyati/
2. https://matugin-eidos.com/
3. https://matugin-eidos.com/articles/
4. http://www.клубтм.рф/
5. http://ratriz.ru/lichnye-stranichki/leningradskaya-shkola-triz/pchelkina-e-l
Литература для обучающихся.
1. Пчелкина Е.Л., Кислов А.В. «Маленькие секреты большой памяти» методическое пособие по развитию образно-ассоциативного мышления и памяти
методами эйдетики. – М.: СОЛОН-Пресс, 2019. - 156 с.
Сведения о разработчиках программы
ФИО
Место работы
Должность
Образование
Педагогический стаж
Квалификационная
категория
ФИО
Место работы
Должность
Образование
Педагогический стаж
Квалификационная
категория

Куимова Наталья Семёновна
МАОУ-гимназия №94
Педагог дополнительного образования, учитель
начальных классов, заместитель директора по
учебной работе.
СГПИ, 1977
44 года
высшая

Муляева Наталия Юрьевна
МАОУ-гимназия №94
Педагог дополнительного образования,
начальных классов
УрГПУ, 2000
16 лет
высшая

учитель

20

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности «Эйдетика» в соответствии с учебным
планом рассчитана на 28 учебных часов.
Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации
постоянно растет. И очень важно уметь грамотно с ней работать, «пропускать»
огромные ее объемы через себя. Востребованность творческой личности,
способной находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать, как
возможность решить интересную задачу является одной из отличительных
особенностей настоящего времени. «Эйдос» в переводе с греческого языка –
«образ», поэтому методы и приемы эйдетики опираются на образную память. А
для того, чтобы образная память могла хорошо работать, необходимо иметь
развитое образное мышление, которое в свою очередь способствует развитию
ассоциативного мышления и речемышления.
Цель программы:
развитие у учащихся зрительной и тактильной
памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания;
активизация ресурсов познавательных процессов; развитие
речи;
стимулирование инициативности; воспитание уверенности в себе, а также борьба
со страхом перед неизведанным.

−
−
−
−

Задачи:
Обучающие:
− формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа,
сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и
закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
− углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и
специфики их способностей.
− освоение образно-ассоциативного стиля мышления;
− формирование способности восприятия и запоминания разных видов
информации;
Развивающие:
− развитие умения использовать на практике полученные знания путем
применения
изученных методов в учебной и познавательной деятельности;
− развитие речемыслительной деятельности у детей;
− развитие образной памяти (образной слуховой, зрительной, образной
тактильной,
образной обонятельной) и природных способностей воспитанников;
Воспитательные:
воспитание чувства ответственности и уверенности в своих силах;
формировать ответственное отношение к этическим нормам общения и
правилам коллективной работы;
совершенствовать трудолюбие, самоотдачу и организованность;
воспитать культуру поведения на занятиях и на массовых мероприятиях.
21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».